ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Возможности оцениваются с позиций предотвращения угроз и создания конкурентных преимуществ.
На последнем пятом этапе анализа происходит координация результатов всех этапов, устанавливаются приоритеты и возможности формирования наиболее эффективной стратегии фирмы.
Вопрос 3. Прогнозирование и планирование нововведений
Прогнозирование развития нововведений является первым этапом планирования НТРазвития.
Научно-технический прогноз - обоснованная вероятностная оценка перспектив развития техники и технологии, реализации соответствующих научно- производственных циклов, их социально-экономического эффекта, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Основное содержание этих прогнозов - научно-технические проблемы, последствия и средства их разрешения.
Научно-техническое прогнозирование позволяет предприятиям и НТО получить ориентир, знание общих направлений НТРазвития в отрасли.
Процесс прогнозирования включает:
установление объекта прогноза;
выбор метода прогнозирования;
разработку самого прогноза;
оценку степени его достоверности (верификацию).
По назначению прогнозы различают:
Нормативный (функциональный) прогноз исходит из необходимости решения назревшей научно-технической проблемы, например, новых высокоскоростных и экологически чистых видов транспорта для туризма. Он идет от будущего (общественных потребностей, конечного эффекта) к настоящему и связан с определением путей решения проблемы, достижения заранее намеченной цели, вариантов выполнения социально-экономических функций.
Исследовательский (предметный) прогноз - предвидение будущего, исходя из сложившихся к настоящему времени тенденций НТРазвития. Он направлен от настоящего к будущему и сводится к определению параметров уже имеющихся технических средств.
Сводный прогноз, согласовывающий программный и отраслевой подход, представляет собой комплексную программу НТРазвития транспорта и его социально-экономических последствий. Сводный прогноз должен быть непрерывным, включать корректировки в развитии техники и технологии.
Прогнозы разрабатываются специальными службами на всех уровнях управления.
По содержанию различают прогнозы появления открытий и изобретений, создания принципиально новой техники и технологии, и использования уже известных открытий, распространения нововведений.
В зависимости от объекта анализ, выделяются глобальные (для нескольких стран, или планеты в целом), народнохозяйственные (объект - научно-техническое направление, например, электрификация, область развития науки и техники), межотраслевые (научно-техническая проблема), отраслевые и производственные.
По назначению, как уже отмечалось, различаются исследовательские
(анализ возможных направлений НТРазвития), нормативные (определение путей, сроков и условий решения проблемы, а также их последовательности и
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу очередности) и организационные (выявление организационных мер и ресурсов, необходимых для выполнения задачи). Каждый из прогнозов разрабатывается в нескольких вариантах.
По учитываемому периоду прогнозы могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Первые из них разрабатываются обычно на 5 лет, вторые - на срок завершения уже начавшихся процессов “исследование - производство” (5-15 лет), третьи основаны на предвидении результатов еще не завершенных фундаментальных исследований.
Методы прогнозирования нововведений
Методы прогнозирования нововведений основаны на:
1) экстраполяции (перенесении в будущее тенденций, имевших место в прошлом и настоящем);
2) экспертизе (метод экспертных оценок - оценка вероятности событий на основе опроса компетентных лиц - экспертов);
3) моделировании (метод имитационного моделирования - формализации выявленных зависимостей с помощью математических символов).
Методы экстраполяции можно применять лишь при условии, если нет оснований предполагать изменения тенденций развития в прогнозируемом периоде, то есть на сравнительно небольшой срок. Кроме того, в распоряжении исследователя должен быть устойчивый по своим тенденциям ряд данных за период, превышающий срок прогноза в 2-3 раза. Поэтому экстраполяция используется для кратко- и среднесрочных прогнозов, связанных, например, со сменой моделей в рамках одного поколения техники, либо с динамикой отдельных технических и технико-экономических показателей машин и процессов.
Для прогноза развития в рамках данного (известного) научно-технического направления используется аппарат аппроксимации функций. Однако при этом предстоит подобрать тип функции, наиболее точно выражающий тенденции процесса (линейная, квадратичная, степенная, показательная).
В любом случае речь не может идти о примитивной экстраполяции “вековых тенденций”, основанной на механическом перенесении в будущее опыта прошлого.
Старые ситуации не повторяются в их прежнем виде.
Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Однако этому методу свойственна другая слабость - возможная необъективность или некомпетентность экспертов.
Групповой метод прогнозирования основан на предварительном обсуждении “дерева целей” и выработке коллективных оценок соответствующими комиссиями. Предварительный обмен мнениями повышает обоснованность оценок, но создает возможность для подчинения отдельных экспертов влиянию наиболее авторитетных членов группы.
В связи с этим может быть использован метод коллективной генерации идей
(“мозговой атаки”), при котором каждый участник группы (в 10-20 человек) высказывает независимо друг от друга оригинальные идеи и предложения. Их критическая оценка производится лишь после окончания совещания. В дискуссии допускаются любые, самые парадоксальные мнения, развивающие предыдущие.
Применяется большое количество методов на основе моделирования.
Различаются логические, информационные и математико-статистические модели.
К методам моделирования относится прогноз, основанный на изучении внутренней логики логических моделей развития исследуемого явления, на анализе исторической преемственности развития науки и техники и сценариев будущего
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
(логический анализ иерархии целей, описание реальных вариантов их достижения и оценка ресурсов).
Информационные модели основаны на анализе количественных и структурных изменений в потоке научных публикаций и патентов. Выявляются сгустки важнейших работ, прогнозируются не только темпы, но и направления работ в данной области.
Математические модели основаны на методах математического программирования, теории игр и массового обслуживания, регрессионного и корреляционного анализа и т.д.
Наибольшую надежность гипотез обеспечивает сочетание различных
методов прогнозирования. На базе прогнозов разрабатываются перспективные планы.
Организация перспективного планирования нововведений.
Перспективное планирование НТРазвития начинается с определения основных
направлений развития науки, техники и производства на предстоящий период. Это звено связывает план с прогнозом, который обосновывает выбор этих направлений.
Затем определяют основные научно-технические проблемы, которые должны быть решены в плановом периоде. Этот раздел конкретизирует избранные направления развития и также основан на прогнозных оценках и анализе потенциала научных открытий и крупных изобретений, известных к началу планового периода.
Технико-экономическое обоснование включения каждой проблемы в план служит подтверждением целесообразности разработки темы.
Разработка планов технического (и технологического) перевооружения предприятия производится на основе прогнозов и перспективных планов с учетом перспектив международного научно-технического сотрудничества и передового отечественного и зарубежного опыта. Составление полной картотеки машин и оборудования, аттестация рабочих мест позволяют выявить оборудование, требующее замены и модернизации.
Вопрос 4. Оценка и анализ инновационных проектов. Финансовое
обоснование
Общие положения оценки и анализа проектов
Для снижения риска инновационной деятельности необходимо, в первую очередь, провести тщательную проверку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационные проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин (различные факторы). Не всегда представляется возможным оценить количественно эффективность проектов, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.
Универсальной системы оценки эффективности проектов нет (везде свои факторы). Но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основании этих факторов выделены ряд критериев для оценки инвестиционных проектов, которые включают в себя:
- цели, стратегию, политику и ценности предприятия;
- маркетинг;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- финансы;
- производство.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Цели и задачи инновационного проекта должны совпадать с целями и стратегией развития предприятия, так как если направления проекта противоречат общей политике предприятия, то есть большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
Маркетинг маркетинговые исследования рынка должны подтвердить потребность в данном инновационном проекте.
Если конечный результат – инновация продукта, то цель маркетингового исследования – спрогнозировать спрос на новый продукт, который в силу патентной или временной монополии данного предприятия будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же относятся и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию.
Однако провести маркетинг по этим направлениям сложно, так как в силу их новизны потенциальным потребителям трудно ее оценить. Маркетинг может дать отрицательный результат. Здесь необходимо учитывать многие факторы, такие как производительность продукта, снижение себестоимости, резервы рынка, оценка спроса, потенциальные действия возможных конкурентов, возможные каналы распределения результатов инновационного проекта (ИП).
НИОКР. Оценивать проект в перспективе возможных научных изменений по всем параметрам.
Финансы. Прибыльность (эффективность) главное мерило в оценке выбора проекта. Иногда целесообразно принять проект с меньшей эффективностью, и с меньшими финансовыми затратами. Концентрировать все финансовые ресурсы на одном проекте нецелесообразно. Количественно необходимо оценить все необходимые затраты для разработки инновационного проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием – это правильное планирование денежной наличности. Очень часто, вполне рентабельный ИП, может оказаться несостоятельным в результате срыва сроков поступления финансовых средств.
Производство.Это заключительная стадия. Здесь важны все вопросы организации производства, качество, процессов, оборудования и т.д.
Полная оценка ИП включает в себя анализ всех основных элементов реализации проекта. Предлагаемый перечень критериев не является универсальным. Его можно расширять, дополнять, а данный взять за основу.
Таблица. Критерии для оценки ИП
№ п\п
Критерии
Оценки
1 2
3 4
5 1
Цели, стратегия, политика в ценности предприятия. Совместимость проекта с текущей стратегией
2
Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии
3
Соответствует ли проект отношению предприятия к рынку?
4
Временный аспект риска
5
1 2 3 4 5 6 7 8
Проект. Соответствие проекта определенным потребностям рынка
6
Оценка общей емкости рынка
7
Оценка доли рынка
8
Вероятность коммерческого успеха
9
Возможный объем продаж
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
10
Оценка конкурентов
11
Согласованность с существующими каналами сбыта
12
Общественное мнение о новом продукте
13
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
14
Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия
15
Вероятность технического успеха
16
Стоимость и время разработки проекта
17
Отсутствие патентных нарушений
18
Наличие научно-технических ресурсов
19
Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии
20
Согласованность с другими инновационными проектами предприятия
21
Наличие вредных воздействий продукта и про-цесса его производства на окружающую среду
22
Соответствие проекта текущему и перспективно-му законодательству об охране окружающей среды
23
Финансы
24
Стоимость НИОКР
25
Затраты на производство
26
Стоимость маркетинговых исследований
27
Наличие финансовых средств в небольшие сроки
28
Согласованности с финансированием других проектов предприятия
29
Ожидаемая норма прибыли
30
Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии
31
Производство
32
Соответствие численности и квалификации производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта
33
Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия
34
Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий
35
Издержки производства
36
Уровень безопасности производства
5 – очень высокая оценка;
4 – высокая оценка;
3 – удовлетворительная оценка;
2 – низкая оценка;
1 – очень низкая оценка.
Для получения полной оценки ИП необходимо оценить каждую позицию, а затем уже на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.
Основные принципы оценки инновационных проектов.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Основные принципы, используемые для оценки инновационных проектов, основаны на следующих методах: а) моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств; б) учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта нововведения, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую среду и т.д.; в) определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей, определяющих цель проекта; г) приведение предстоящих разновременных доходов и расходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде; д) учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств; е) учет степени неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.
Финансовое обоснование инновационного проекта.
Финансовое обоснование(коммерческая эффективность) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.
Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов (следующих условий):
Условия оценки коммерческой эффективности проекта.
Рекомендуется:
определять поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.), которые фактически будут его образовывать в соответствии с проектом;
вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных ценах.
Минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию, должен включать в себя:
цены реализации продукции;
издержки производства;
общие инвестиционные затраты;
нормы запасов и задолженностей;
процент за кредиты.
Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии технико- экономического исследования инновационных возможностей проектов.
Из всего множества доступных для реализации проектов необходимо выбрать ту систему проектов, которая будет для фирмы наиболее привлекательной.
Основным ограничителем для выбора системы привлекательных проектов, очевидно, является лимит финансирования.
Источники средств, необходимые для внедрения инновационного проекта, доступны в разной степени, причем наиболее доступными являются собственные средства, то есть прибыль. Далее, по степени увеличения срока мобилизации, следуют банковские кредиты, займы, новая эмиссия. Эти источники различаются не только продолжительностью срока их вовлечения в инвестиционный процесс, но и ценой капитала, которая зависит от многих факторов. Цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, в ходе его реализации, может меняться (как правило, в сторону увеличения) в зависимости от многих факторов.
Это означает, что проект, принимаемый при одних условиях, может стать