Файл: Учебник для институтов физической культуры Коц Я. М. Оглавление Введение.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Учебник для институтов физической культуры
Общая физиологическая классификация физических упражнений
Физиологическая классификация спортивных упражнений
Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности
Предстартовое состояние и разминка
Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"
Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)
Физиологические основы мышечной силы
Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности)
Глава 4. Физиологические основы выносливости
Аэробные возможности организма и выносливость
Кислородтранспортная система и выносливость
Мышечный аппарат и выносливость
Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений
Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике
Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха
Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха
Тепловая адаптация (акклиматизация)
Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)
Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления
Горная акклиматизация (адаптация к высоте)
Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря
Смена поясно-климатических условий
Максимальное потребление кислорода
Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин
Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела
Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин
Менструальный цикл и физическая работоспособность
Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
Возрастные особенности физиологических функций и систем
Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств
Физиологическая характеристика юных спортсменов
Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом
Два основных функциональных эффекта тренировки
Пороговые тренирующие нагрузки
Специфичность тренировочных эффектов
У хорошо тренированных спортсменов мышечное волокно может быть окружено 5-6 капиллярами (у мужчин это число несколько больше, чем у женщин), см. табл. 17. Быстрые и медленные волокна могут иметь общие капилляры, но в среднем плотность капилляров вокруг медленных волокон больше, чем вокруг быстрых (как у спортсменов, так и у нетренированных людей), а вокруг быстрых окислительных (II-А) больше, чем вокруг быстрых гликалитических (II-А).
Таблица 17.
Капилляризация трех видов мышечных волокон в латеральной головке четырехглавой мышцы бедра у мужчин и женщин - бегунов на средние и длинные дистанции, а также у неспортсменов
Виды мышечных волокон | Мужчины | Женшины | ||
неспортсмены | спортсмены | неспортсменки | спортсменки | |
Среднее число капилляров вокруг одного волокна | ||||
I | 4,2 | 5,9 | 4,6 | 5,1 |
II-А | 4,0 | 5,2 | 3,7 | 4,8 |
II-В | 3,2 | 4,3 | 2,9 | 3,6 |
Средняя площадь поперечного сечения волокна (мкм2), приходящаяся на один капилляр | ||||
I | 1014 | 997 | 1034 | 901 |
II-А | 1335 | 1213 | 1062 | 871 |
II-В | 1338 | 1235 | 878 | 840 |
Следует подчеркнуть, что усиленная капилляризация наблюдается только в мышцах, которые очень активны при тренировке выносливости, и отсутствует в мышцах, не принимающих активного участия в выполнении упражнений.
Повышенная плотность капилляров мышц увеличивает поверхность диффузии и укорачивает путь, который должны пройти молекулы из кровеносных сосудов в мышечные клетки. Это способствует превышению аэробной мышечной работоспособности, так как обеспечивает большую емкость кровотока в рабочих мышцах и облегчает передачу энергетических веществ (прежде всего кислорода) через капиллярно-клеточные мембраны. Отсюда понятно, почему у спортсменов-стайеров максимальный мышечный кровоток и капиллярная диффузионная способность значительно выше, чем у неспортсменов и спринтеров.
Биохимическая адаптация мышц к тренировке выносливости
Повышение выносливости в результате тренировки связано не только с увеличением возможностей кислородтранспортной системы по доставке О2 к работающим мышцам. В скелетных мышцах происходят также большие изменения, которые приводят к увеличению возможностей всего организма в целом в использовании О2, т. е. к повышению аэробных возможностей (выносливости) тренирующегося спортсмена. Главные механизмы тренировочного эффекта повышения выносливости мышц связаны с их биохимической адаптацией и подробно рассматриваются в курсе биохимии. Здесь перечислены лишь основные физиологические следствия действия этих биохимических механизмов.
Наиболее характерными эффектами тренировки выносливости являются повышенные емкость и мощность аэробного метаболизма рабочих мышц. Главные биохимические механизмы этих эффектов следующие:
-
увеличение содержания и активности специфических ферментов аэробного (окислительного) метаболизма; -
увеличение содержания миоглобина (максимально в 1,5 - 2 раза); -
повышение содержания энергетических субстратов - мышечного гликогена и липидов (максимально на 50%); -
усиление способности мышц окислять и углеводы, и особенно жиры.
Тренированный человек во время аэробной работы получает относительно больше энергии за счет окисления жиров и соответственно меньше за счет окисления углеводов по сравнению с нетренированными. Это находит отражение в более низком дыхательном коэффициенте при работе одинаковой абсолютной или относительной мощности у тренированных по сравнению с нетренированными. Такой субстратный энергетический сдвиг в сторону преимущественного использования жиров может быть обозначен как "жировой сдвиг". Значение его состоит в сохранении более ограниченных запасов углеводов. Как уже говорилось (11.4.2.), при субмаксимальных аэробных нагрузках одним из главных - механизмов утомления является расходование мышечного гликогена. "Жировой сдвиг" у тренированных на выносливость спортсменов позволяет медленнее (экономичнее) расходовать мышечный гликоген и тем отодвигать момент его истощения, а следовательно, повышать продолжительность выполнения упражнения. Чем выше окислительная способность мышц, тем больше "жировой сдвиг" и тем соответственно меньше расходуется (больше сохраняется) дефицитный мышечный гликоген.
Усиленное использование жирных кислот уменьшает потребление глюкозы рабочими мышцами и благодаря этому защищает спортсмена от развития гипогликемии, лимитирующей работоспособность.
Кроме того, уменьшение использования углеводов приводит к снижению лактата в мышцах. Действительно,- у хорошо тренированных спортсменов содержание лактата в мышцах ниже, чем у нетренированных. То же самое наблюдается у одного и того же человека после периода тренировки выносливости (см. рис. 52 и 39).
Итак, тренировка выносливости вызывает два основных эффекта: 1) усиливает максимальные аэробные возможности организма и 2) повышает эффективность (экономичность) деятельности организма при выполнении аэробной работы.
О первом эффекте можно судить по увеличению МПК (и других функциональных показателей) при максимальной аэробной нагрузке, о втором - по снижению функциональных показателей (ЧСС, легочной вентиляции температуры тела, концентрации лактата в крови и др.) при стандартной не максимальной аэробной нагрузке.
В основе положительных эффектов тренировки выносливости лежат структурно-функциональные изменения в кислородтранспортной, кислород-утилизирующей и других физиологических системах, а также совершенствование центрально-нервной и нейрогуморальной (эндокринной) регуляций деятельности этих систем в процессе выполнения аэробной работы.
Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
При управлении движениями центральная нервная система осуществляет очень сложную деятельность. Это связано с тем, что в выполнении спортивных динамических движений и поддержании определенных поз тела принимают участие не одна и даже иногда не несколько, а десятки различных мышц. Состав работающих мышц и число сокращающихся в них двигательных единиц может непрерывно варьировать, причем не только при переходе от одной фазы двигательного акта к другой, но и в пределах одной и той же фазы. Кроме того, как состав участвующих в данном движении мышц, так и число вовлеченных в работу двигательных единиц меняется при изменении скорости движения, степени развиваемого усилия, утомления и ряда других факторов.
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, с одной стороны, из врожденных движений, с другой - из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни.
Человек рождается с весьма ограниченным по числу и сложности фондом готовых проявлений двигательной деятельности (сосание, глотание, мигание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на болевые и другие раздражители и т. д. Наряду с этим ло наследству передается чрезвычайно важное свойство - пластичность нервной системы, обеспечивающая высокую степень тренируемости, т. е. способности путем обучения овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных изменившимся условиям жизнедеятельности (Л.А. Орбели). Это обеспечивает исключительно большие возможности совершенствования техники спортивных движений.
Тренируемость, передаваемая по наследству, у разных лиц выражена неодинаково. Более того, у одного и того же человека в отношении различных проявлений деятельности она также сильно варьирует. Поэтому при спортивном отборе наряду с морфологическими особенностями и состоянием вегетативных функций необходимо также учитывать специфическую тренируемость в отношении определенных двигательных координации, свойственных тому или иному виду физических упражнений.
В различные периоды жизни тренируемость выражена неодинаково. Есть возрастные периоды, когда тренируемость особенно высока и обучение, в том числе двигательным актам, происходит особенно успешно. Для различных видов умственной и мышечной деятельности эти периоды различны. Так, двигательные координации, связанные с
правильным произношением иностранных слов, в детском возрасте усваиваются легко и быстро. Если новый язык начинают изучать люди среднего возраста, когда тренируемость в отношении координации деятельности речевых мышц несколько снижается, то большинству из них приходится сталкиваться с очень большими трудностями.
Новые сложные спортивные движения также осваиваются в определенные периоды жизни человека. Поэтому для эффективности обучения технике движений, важно выявить те возрастные периоды, когда тренируемость в данном виде физических упражнений является особенно высокой. Из практики спорта известно, что обучение сложным двигательным актам в фигурном катании на коньках, гимнастике, прыжках в воду и некоторых других видах физическид упражнений особенно эффективно в детском возрасте.
Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
Сенсорные и исполнительные (оперантные) компоненты двигательного навыка
Физиологическим механизмом тренируемости, благодаря которому формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника,-являются временные связи, возникающие условноре-флекторным путем. Рефлекторная природа произвольных движений была раскрыта И.М. Сеченовым. В дальнейшем И.П. Павлов вместе со своими многочисленными учениками и последователями выявили основные закономерности образования новых форм двигательных актов по механизму условнорефлекторных связей.
Классические условные реакции в опытах с выделением слюны характеризуются образованием временной связи между индифферентным сигналом и подкрепляющим тот сигнал безусловным рефлексом (условные рефлексы первого порядка) или ранее образованной устойчивой условнорефлекторной реакцией (условные рефлексы более высоких порядков). Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал (например, слюноотделение, отдергивание руки при нанесении болевого раздражения) является или безусловнорефлекторной, или ранее приобретенной условной реакцией. В них, следовательно, используется ответ в виде уже имеющейся в организме реакции, и только сигнал, т. е. сенсорная часть, приобретает новые (условно-рефлекторные) свойства.