Файл: Лабораторная работа 1 знакомство с объектноориентированной средой программирования delphi цель и задачи работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 3. Окно инспектора объектов в режиме изменения свойств объекта и назначения события для объекта
Окно Конструктора формы илиОкно формыили просто Форма первоначально находится в центре экрана и имеет заголовок Form1. В нем выполняется проектирование формы, для чего на форму из Палитры компонентов помещаются необходимые элементы. При этом конструирование формы происходит так же, как в среде простого графического редактора.

Окно Редактора кода или Окно модуля(заголовок Unit1.pas) после запуска находится под окном Конструктора формы и почти полностью перекрывается им. Это окно содержит исходный текст модуля разрабатываемого приложения. Первоначально в нем имеется одна страница Unit1.pas кода для новой формы Form1. Окно модуляпредставлено на рис. 4.

Редактор кода представляет собой обычный текстовый редактор, с помощью которого можно редактировать текст модуля и другие текстовые файлы приложения. Каждый редактируемый файл находится в окне Редактора на отдельной странице, доступ к которой можно получить, щелкнув на ее ярлычке.

Переключение между окнами Конструктора формы и Редактора кода удобно выполнять с помощью клавиши F12.


Рис. 4.

Окно Проводника кодаразмещается слева от окна Редактора кода. В нем в виде дерева отображаются все объекты модуля формы. В окне Проводника кода удобно просматривать объекты приложения и можно быстро обращаться к необходимым объектам.

5.3. Характеристика проекта DELPHI


В состав проекта входят следующие элементы:

  • Файл проекта (DPR)

  • Файл описания формы (DFM)

  • Файл модуля формы (PAS)

  • Файлы модулей (PAS)

  • Файл параметров проекта (ОРТ)

  • Файлы ресурсов (RES)

При запуске Delphi автоматически создается новый проект Project1, имя которого отображается в заголовке главного окна Delphi. Обычно файлы проекта располагаются в одном каталоге, так как даже относительно простой проект содержит достаточно много файлов, а при добавлении к проекту новых форм количество этих файлов увеличивается.

Взаимосвязи между отдельными частями (файлами) проекта показаны на рис. 5.

Рис. 5.
Файл проекта является основным и представляет собой собственно программу. Для приложения, включающего в свой состав одну форму, файл проекта имеет следующий вид:

program Project1;

uses

Forms,

Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};

{$R *.RES)

begin

Application.Initialize;

Application.CreateForm(Tform1, Form1);

Application.Run;

end.

Имя проекта совпадает с именем файла проекта (Project1). To же имя имеют файлы ресурсов и параметров проекта. Сборка всего проекта выполняется при компиляции файла проекта. Имя создаваемого приложения (ЕХЕ-файл) совпадает с названием файла проекта.

В разделе uses указывается имя подключаемого модуля Forms, который является обязательным для всех приложений, имеющих формы. Кроме того, перечисляются подключаемые модули всех форм проекта (модуль unit1 формы Form1).

Директива $r подключает к проекту файл ресурсов проекта "*.RES" и другие ресурсы.

Программа содержит операторы, выполняющие инициализацию приложения, создание формы Form1 и запуск приложения.

При выполнении разработчиком каких-либо операций с проектом код файла проекта формируется Delphi автоматически. Пользователь может вносить изменения в файл проекта самостоятельно.

С целью просмотра и редактирования кода файла проекта необходимо выполнить команду Project

/View Source.

Для каждой формы в составе проекта автоматически создаются файл описания (DFM) и файл модуля (PAS).

Файл описания формыэто ресурс Delphi, содержащий характеристики формы и ее компонентов. При конструировании формы в файл описания автоматически вносятся соответствующие изменения.

Файл модуля формысодержит описание класса формы. Этот файл создается Delphi автоматически при добавлении новой формы. При размещении на форме компонентов, а также при создании обработчиков событий в модуль формы вносятся соответствующие изменения. При этом часть изменений автоматически вносит Delphi, а часть – разработчик. Обычно все действия разработчика, связанные с программированием, выполняются именно в модулях форм.

Тексты модулей форм редактируются с помощью Редактора кода. Открыть модуль можно в стандартном окне открытия файла или в диалоговом окне View/Unit или нажатии клавиш CTRL+F12.

При программировании можно использовать модули, не связанные с какой-либо формой. Они сохраняются в отдельных файлах и содержат процедуры, функции, константы или переменные, общие для нескольких модулей проекта. Для подключения модуля его имя указывается в разделе uses того модуля или проекта, который использует этот модуль.

При первом сохранении проекта автоматически создается файл ресурсов (RES) с именем, совпадающим с именем файла проекта. Файл ресурсов имеет иерархическую структуру, в которой ресурсы разбиты на группы, а каждый ресурс имеет уникальное в пределах группы имя. Файл ресурсов может содержать следующие ресурсы: пиктограммы, растровые изображения, курсоры. Для работы с файлами ресурсов в состав Delphi включен графический редактор Image Editor, вызываемый командой Tools/Image Editor.

Файл параметров проекта представляет собой текстовый файл, в котором построчно располагаются параметры и их значения. Для установки параметров проекта используется окно параметров проекта (_.Запуск_проекта_из_среды_Delphiосуществляется_командой_Run_/_Run'>Project_/_Compile__Project_1>'>Project Options) (команда меню Project/Options).

В процессе компиляции проекта создается готовый к выполнению файл, которым является
приложение (ЕХЕ). Имя приложения совпадает с именем файла проекта, а само приложение является автономным и не требует при своей работе дополнительных файлов Delphi (кроме изображений, файлов помощи, баз данных).

Запуск процесса компиляции выполняется по команде Project/Compile <Project1> или при нажатии комбинации клавиш Ctrl+F9. Компиляция проекта для получения приложения может быть выполнена на любой стадии разработки проекта.

Кроме компиляции может быть выполнена сборка проекта. При сборке компилируются все файлы, входящие в проект, независимо от того, были в них внесены изменения или нет. Для сборки проекта применяется команда меню Project/Build <Projectl>.

Запуск проекта из среды Delphiосуществляется командой Run/Run или нажатием клавиши F9. Созданное приложение начинает свою работу. При зависании приложения завершение его работы необходимо выполнять средствами Delphi с помощью команды Run/Program Reset или нажатия клавиш Ctrl+F2.

Из среды Windowsсозданное приложение можно запустить так же, как и любое другое приложение.
5.4. Этапы процесса разработки приложения

Delphi относится к системам визуального программирования. Разработка приложения в Delphi состоит из двух этапов:

1. Создание интерфейса приложения

2. Определение функциональности приложения

В процессе разработки приложения на форму помещаются компоненты, для них устанавливаются необходимые свойства и создаются обработчики событий.

Простейшее приложение создается автоматически в начале работы над новым проектом. Простейшее приложениепредставляет собой заготовку, обеспечивающую все необходимое для каждого приложения. Программисту не нужно писать свой обработчик клавиатуры, драйвер мыши или создавать процедуры для работы с окнами и др.

При конструировании приложения разработчик добавляет к простейшему приложению новые формы, управляющие элементы и обработчики событий.

Интерфейсприложения определяет способ взаимодействия пользователя и приложения, то есть внешний вид формы (форм) при выполнении приложения, и то, каким образом пользователь управляет приложением.

С помощью Конструктора формы интерфейс создается путем размещения в форме компонентов, которые называются
интерфейсными или управляющими компонентами. При конструировании интерфейса приложения действует принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get – Что видите, то и получите).

Компонентыявляются структурными единицами и делятся на визуальные(видимые) и невизуальные (системные).

К визуальным компонентамотносятся кнопки, списки, переключатели, форма и т.п. Так как визуальные компоненты применяются пользователем для управления приложением, то эти компоненты также называются управляющими компонентамиили элементами управления. Именно визуальные компоненты формируют интерфейс приложения.

К невизуальным компонентамотносятся компоненты, выполняющие вспомогательные действия, например, таймер Timer или набор данных Table.

При создании интерфейса приложения для каждого компонента выполняются следующие операции:

1. Выбор компонента в Палитре компонентов и размещение его на форме.

2. Изменение свойств компонента.

Разработчик выполняет данные операции в окне Конструктора формы, используя Палитру компонентов и Инспектор объектов.

Выбор компонента в Палитре (при наведении указателя мыши на компонент отображается подсказка о его назначении) выполняется щелчком мыши на нужном компоненте. Если после этого щелкнуть на свободном месте формы, на ней появляется выбранный компонент. Для размещения на форме нескольких одинаковых компонентов удобно нажать и удерживать клавишу SHIFT перед выбором компонента в Палитре компонентов.

После размещения компонента в форме можно изменять с помощью мыши его положение и размеры. Одновременное выделение на форме нескольких компонентов можно выполнить, щелкая кнопкой мыши при нажатой клавише SHIFT.

Внешний вид компонента определяют его свойства, которые доступны в окне Инспектора объектов, когда компонент выделен на форме. В левой части окна Инспектора объектов приводятся названия всех свойств компонента, которые доступны на этапе разработки приложения. Свойствапредставляют собой атрибуты, определяющие способ отображения и функционирования компонентов при выполнении приложения.

Управление свойствами в процессе проектированиязаключается в изменении значений свойств компонентов непосредственно в окне Конструктора формы или с помощью Инспектора объектов.

Для обращения к компоненту в приложении предназначено свойство Name, которое образуется автоматически следующим образом: к названию компонента добавляется его номер в порядке помещения на форму.