Файл: Лабораторная работа 1 знакомство с объектноориентированной средой программирования delphi цель и задачи работы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ЗНАКОМСТВО С ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДОЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Целью лабораторной работы является приобретение навыков работы по созданию Windows-приложений в объектно-ориентированной среде программирования Delphi, а также изучение основных компонентов Delphi. В результате выполнения лабораторной работы студент должен уметь:
– использовать основные характеристики и возможности среды программирования Delphi;
– создавать проект приложения с использованием изученных компонентов;
– настраивать параметры проекта;
– выполнять редактирование, компиляцию и отладку проекта.
2. СОСТАВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ АППАРАТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Персональная ЭВМ класса IBM PC стандартной конфигурации, среда программирования Delphi.
3. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен изучить правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с ПЭВМ в лаборатории.
4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
4.1. Ознакомиться с основными этапами проектирования приложений в ООП Delphi. Изучить основные свойства, методы и события компонентов: форма Form, главное меню (MainMenu (Standard)), однострочный редактор (Edit (Standard)), многострочный редактор (Memo (Standard)), группа элементов (GroupBox (Standard)), командная кнопка (BitBtn (Additional)), фаска (Bevel (Additional)).
4.2. Изучить содержание работы, быть готовым к ответу на контрольные вопросы.
4.3. Заготовить установленную форму отчета по лабораторной работе. На титульном листе указать номер и название работы, в отчете записать цель и задачи работы, кратко отразить теоретические сведения.
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
5.1. Базовые понятия объектно-ориентированного программирования (ООП)
Объектно-ориентированное программирование (ООП) является одной из ведущих технологий программирования и позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные и легко модифицируемые программы.
Базовым в объектно-ориентированном программировании является понятие объекта. Объект представляет собой совокупность свойств (структур данных, характерных для этого объекта), методов их обработки (программ изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и которые приводят к изменению свойств объекта.
Разработка программы с использованием ООП начинается с разработки объектной модели проектируемой системы, для чего выполняется разбиение («декомпозиция») проблемы на объекты и выявление зависимостей между ними.
Характеристикой объекта является набор его атрибутов. Различают: постоянные и переменные атрибуты. Постоянные атрибуты характеризуют объект в его классе (например, количество вершин многоугольника). Текущие значения переменных атрибутов характеризуют состояние объекта. Изменяя значения этих атрибутов, мы изменяем состояние объекта (например, значения углов при вершинах многоугольника).
Объекты могут иметь идентичную структуру и отличаться только значениями свойств. Тип данных, основанный на единой структуре объектов, называется классом. Класс имеет имя, которое относится ко всем объектам этого класса. Кроме того, в классе вводятся имена атрибутов, определенных для объектов.
Каждый конкретный объект, имеющий структуру какого-либо класса, называется экземпляром класса.
Программа, написанная с использованием ООП, состоит из объектов, которые могут взаимодействовать между собой. Программная реализация объекта представляет собой объединение данных и процедур их обработки.
Объектный тип содержит не только поля, описывающие данные, но также процедуры и функции, описания которых содержатся в описании объекта. Эти процедуры и функции называются методами.
Объединение данных с методами в одном типе (классе) называется
инкапсуляцией. Инкапсуляция является средством организации доступа к данным только через соответствующие методы.
Наследование позволяет определять новые объекты, используя свойства прежних, дополняя или изменяя их. Объект-наследник получает все поля и методы «родителя», к которым он может добавить свои собственные поля и методы или заменить («перекрыть») их своими методами.
Полиморфизм заключается в том, что одно и то же имя может соответствовать различным действиям (методам) в зависимости от типа объекта.
5.2. Среда ООП DELPHI
DELPHI – это объектно-ориентированная среда программирования по созданию Windows-приложений, основа которой – язык Object Pascal.
Delphi позволяет быстро создавать приложения, отлаживать и оптимизировать программы. Создание прикладных программ или приложений Delphi выполняется в интегрированной среде разработки IDE (Integrated Development Environment). IDE служит для организации взаимодействия с программистом и включает ряд окон, содержащих различные управляющие элементы. С помощью средств интегрированной среды разработчик может проектировать интерфейсную часть приложения, а также писать программный код и связывать его с управляющими элементами. При этом вся работа по созданию приложения, включая отладку, происходит в IDE.
Инструментальные средства Delphi, организованные как ниспадающие меню и определяемые быстрые клавиши, позволяют:
создавать оконные формы из библиотеки готовых компонент;
ассемблировать, компилировать исходный текст программы;
отлаживать логику работы.
Для того, чтобы начать работу в среде разработки Delphi следует в выпадающем меню Пуск выбрать подменю Программы, в котором расположен каталог Borland Delphiи из этого каталога запустить ярлык с именем Delphi.
Интегрированная среда разработки Delphi представляет многооконную систему, которая включает следующие окна:
1. Главное окно (Delphi – Project1)
2. Окно Инспектора объектов (Object Inspector)
3. Окно Конструктора формы (Form1)
4. Окно Редактора кода (Unit1.pas)
Могут присутствовать также и другие окна:
5. Окно Редактора изображений (Image Editor).
Delphi является однодокументной средой, т.е. позволяет одновременно работать только с одним приложением, название которого приведено в строке заголовка главного окна. Внешний вид среды разработки после ее запуска приведен на рис. 1.
Рис. 1. Интерфейс среды Delphi
Главное окно содержит (рис. 2).
1. Главное меню, которое содержит набор команд для доступа к функциям Delphi.
2. Панели инструментов, которые содержат кнопки для вызова часто используемых команд главного меню. Имеется 5 панелей инструментов: Стандартная (Standard); Просмотр (View); Отладка (Debug); Пользователь (Custom); Рабочий стол (Desktop).
3. Палитра компонентов, которая содержит множество компонентов, размещаемых в создаваемых формах. Они делятся на группы, каждая из которых в Палитре компонентов располагается на отдельной вкладке (странице), а сами компоненты представлены соответствующими пиктограммами.
Рис. 2. Главное окно
Палитру компонентов можно настраивать с помощью диалогового окна Palette Properties (Свойства Палитры компонентов), которое вызывается командой Properties (Свойства) контекстного меню Палитры компонентов или Component/Configure Palette... (Компонент/Настройка Палитры компонентов) главного меню. Окно позволяет выполнять такие операции, как удаление, добавление компонентов, перемещение их на другое место, а также добавление, удаление или перемещение страниц компонентов.
Окно Инспектора объектов после запуска системы располагается под главным окном в левой части экрана и отображает свойства и события объектов для текущей формы Forml. Это окно можно отобразить на экране с помощью команды View/Object Inspector (Просмотр/Инспектор объектов) или нажатия клавиши F11. Окно инспектора объектов представлено на рис. 3.
Окно Инспектора объектов имеет две страницы (вкладки): Properties (Свойства) и Events (События).
Страница Properties отображает информацию о текущем (выбранном) компоненте в окне Конструктора формы и при проектировании формы позволяет изменять многие свойства компонентов.
Страница Events определяет процедуру, которую компонент должен выполнить при возникновении указанного события. Если для какого-либо события существует процедура, то в процессе выполнения приложения процедура вызывается автоматически при возникновении этого события. Такие процедуры служат для обработки событий, поэтому их называют процедурами-обработчиками или просто обработчиками. Каждый компонент имеет свой набор свойств и событий, определяющих его индивидуальность и особенности.