Файл: Правовое регулирование экономики носит многопрофильный характер, и практически каждая отрасль права имеет свой предмет в регулировании экономических отношений.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планирование состоит из ряда этапов: предвидение (при стратегическом планировании заменяется понятием целеполагания), прогнозирование, собственно планирование и программирование отмечалось Е.П. Губиным [25, с. 192].
Что касается двух других видов планирования – директивного и индикативного, то следует отметить следующее.
Директивное планирование предполагает обязательность плановых показателей и установление ответственности соответствующих субъектов за их невыполнение.
Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей с целью достижения планомерности и пропорциональности развития. Вопрос об обязательности или необязательности индикативного планирования должен решаться исходя из юридической силы акта, в котором содержатся показатели. Чаще всего обязательные плановые акты с юридической точки зрения содержат нормы права (обязательные правила для неограниченного круга лиц неоднократного применения) либо индивидуальные предписания в адрес органов публичной власти (адресованные конкретным лицам и однократного применения), т.е. являются нормативными правовыми или ненормативными актами.
В экономической науке выделяется целый ряд классификаций планирования.
По субъектам (участникам) планирование принято делить:
государственное (муниципальное), корпоративное и индивидуальное;
долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное;
стратегическое и остальное – нестратегическое;
директивное и индикативное [27, c. 1236].
Особенно важное в настоящее время юридическое значение придается стратегическому планированию.
Стратегия – разработка обоснованной (с учетом нужд и потенциала) комплексной системы мер достижения намеченных целей. С.А. Бескоровайная считает, что принципиальным отличием долгосрочного планирования от стратегического заключается в формулировке основной цели планирования. Так, у планирования долгосрочного основной принцип – идти к будущему от настоящего, а в условиях стратегического формирования обратный принцип – идти к настоящему от будущего. Меняется методология: планы начинают разрабатываться на ситуационной основе, т.е. применительно к сценариям – гипотезам будущего [23, с. 20].
К государственному регулированию экономики существуют свои ограничения и требования:
исключение любых действий, которые деформируют механизм рынка (административный контроль за ценами, натуральное распределение, тотальное директивное планирование;
использовать в основном косвенные экономические методы, полностью от административных не отказываясь;
использовать с осторожностью экономические регуляторы;
обеспечивать гибкость экономической политики;
соблюдать устойчивость государственной стратегии;
учитывать, что все экономические регуляторы имеют побочные негативные эффекты.
Таким образом, для реализации целей своей экономической политики государством используются различные методы и формы, образующие инструментарий государственного регулирования экономики: кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование.
2. Практические аспекты административно-правового регулирования экономики в России
2.1 Субъекты административно-правового регулирования экономики в России
Если обращаться непосредственно к институциональному аспекту, то прежде всего необходимо отметить органы публичной власти, причастные к регулированию экономики.
На вершине пирамиды – Правительство РФ, которое является главным органом, формирующим экономическую политику страны.
В ст. 114 Конституции РФ дается общая характеристика полномочий Правительства РФ, многие из которых можно назвать экономическими (разработка и представление федерального бюджета, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществление управления федеральной собственностью) [1, с. 22].
Более детально эти полномочия регулируются ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, на которые ложится непосредственная нагрузка в экономической сфере (Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство промышленности и торговли и другие) [3, с. 5].
Помимо этих стандартных органов власти в сфере экономики действуют и «смешанные» - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ.
В законодательстве предусмотрено и участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти [19].
Примером консультаций с обществом является работа Правительственной комиссии по проведению административной реформы, в состав которой вошли представители научных учреждений и бизнес-объединений. Комиссия создана в 2003 году и функционирует до настоящего времени. Первой задачей комиссии названо обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, взаимодействие с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с заинтересованными организациями и общественными объединениями при проведении административной реформы [22, c. 25].
Другая форма взаимодействия, часто применяемая на практике – целевое участие экономических субъектов в решении общих задач. Оно часто основывается на законах субъектов РФ о промышленной политике, целевых социальных программах регионов. Вообще, соглашения с бизнес-структурами могут заключаться на любых уровнях власти.
Наиболее регламентированной формой взаимодействия бизнеса и власти является публично-частное партнерство, которое в России принято называть государственно-частным партнерством, которое основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. Его ключевыми особенностями являются [25, c. 15]:
долгосрочность предоставления и обеспечения услуг (иногда сроком до 30 лет);
многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с муниципальными и государственными структурами;
передача частному сектору рисков.
Несмотря на все разнообразие типов государственно-частных партнерств, можно выделить две основные категории: институциональное государственно-частные партнерства, которое охватывает все формы совместных предприятий между государственными и частными участниками, и контрактное государственно-частное партнерство, Суть которого в том, что оно позволяет государству решать свои задачи перед обществом, а бизнесу – заниматься коммерческой деятельностью.
Основываясь на действующем законодательстве, можно выделить следующие формы государственно-частного партнерства: концессии; инвестиционные соглашения (договоры); соглашения о разделе продукции; лизинг; функционирование особых экономических зон; частное финансирование государственных (муниципальных) проектов.
Все виды договоров, по которым осуществляется партнерство, регулируются не Гражданским кодексом РФ, а специальными законами.
Законодательство субъектов РФ по вопросам государственно-частного партнерства развивается постепенно. Их подходы к определению государственно-частного партнерства неоднозначны, а по поводу форм допускаются расширительные трактовки, закладывается возможность установления таких форм региональным законодательством. На этом фоне подготовлен проект Федерального закона о государственно-частном партнерстве [20].
Наиболее развитой в нормативном плане формой государственно-частного партнерства в России являются концессии. В постсоветской России концессионные договоры появились в Законе РСФСР от 4 июля 1991 года об иностранных инвестициях [20], затем в законодательстве о недрах. Но специальный нормативный акт был принят только 21 июля 2005 года – ФЗ «О концессионных соглашениях» [13].
В России сравнительно недавно появились новые субъекты регулирования экономики. Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» «государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [15, с. 3]. Это редкий вид юридического лица, которое действует и создается (вопреки ст. 52 ГК РФ) не на основании общего положения об организациях данного вида, устава или учредительного договора, а на основании федерального закона. Данное положение оговорено в законе отдельно – учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ для создания государственной корпорации не требуется [2, с. 21].
По общему правилу государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Законом, предусматривающим создание государственной корпорации, может быть предусмотрено иное.
Существенным отличием госкорпораций от государственных учреждений и унитарных предприятий является то, что имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, становится собственностью этой корпорации.
Правовой статус государственной корпорации, закреплен в законе и чрезвычайно гибок, что может говорить, как о желании апробировать на практике непродуманной концепции, так и о создании для государства гуттаперчевого, нового вида юридического лица, сознательно. Существует и третий вариант – государство не определилось еще с тем, станут ли государственные корпорации видом юридического лица, который прочно займет определенное место в системе, или это только временный институт [27, c. 1237].
В 2007 году процесс создания госкорпораций активизировался. Сравнительный анализ позволяет выделить основные черты правового статуса госкорпорации.
Во-первых, каждая госкорпорация создается с определенной целью, но эти цели могут проявляться в самых разных сферах и не поддаются систематизации. Таким образом, правоспособность госкорпораций является целевой.
Во-вторых, законодательство о банкротстве, а также общие нормы о контроле за некоммерческими организациями на большинство корпораций не распространяется.
В-третьих, государство принимает активное участие в управлении корпорацией (корпорация подотчетна государству, высшие должностные лица назначаются Правительством РФ или Президентом).
В-четвертых, процедура передачи имущественного вклада в госкорпорацию выведена из-под действия законодательства о приватизации, что не позволяет назвать ее приватизацией де-юре, однако дает основания для утверждений об исключительном, новом способе приватизации де-факто [28, c. 119].
Вопросы возникают и при пристальном рассмотрении деятельности госкорпораций. С одной стороны, остается в силе общее правило для всех некоммерческих организаций – некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. С другой стороны, получив имущество и значительные денежные средства, многие корпорации активно занимаются предпринимательством, попадая в то самое узкое место российского законодательства, где смыкаются подходы управленцев и налоговиков относительно трактовки целей создания некоммерческой организации и ее предпринимательских возможностей.
Госкорпорация «Росатом» представляет собой гибрид коммерческой организации и органа исполнительной власти. Такое совмещение хозяйственных и управленческих функций потребовало внесения изменений в ФЗ «О защите конкуренции» [11]. Целая статья ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» посвящена полномочиям этой корпорации по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности [10]. Корпорация имеет право издавать нормативно-правовые акты по ряду вопросов выдачи сертификатов, государственного контроля и учета ядерных материалов и др.
Некоторые госкорпорации обладают рядом властных полномочий: