Файл: Дипломная работа Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеризуя понятие „правоохранительная деятельность“, важно иметь в виду, что в него нередко вкладывается различное содержание. Исполнение обязанностей в виде пресечения правонарушений считается, по мнению Бекетова О.И., Опарина В.Н., важнейшим критерием выделения правоохранительных органов в системе исполнительной власти. Подтверждением правильности приведенного рассуждения является нормативное определение правоохранительной службы, данное в законодательных актах самого последнего времени. Так, в статье 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ „О системе государственной службы Российской Федерации“ говорится: „Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина“.

Некоторые авторы правоохранительную деятельность сводят к «правопринудительной». Так, Петрухин И.Л., Ардашкин В.Д. полагают, что анализ правового положения государственных органов позволяет сделать вывод, что своим объединением под таким наименованием они обязаны имеющейся у них возможности действовать методом принуждения. Это — органы принудительного поддержания правопорядка. Принуждение ими понимается широко, как использование безоговорочных односторонних предписаний, включающее в себя не только прямые (физические), но и опосредованные его формы, в том числе различные проверки, предписания, запреты, ограничения, взыскания и т.д.

Вместе с тем, синонимом правоохранительной деятельности, осуществляемой исполнительной властью, В.М. Гессен считал полицейскую деятельность. Так, в 1907 г. он отмечал: «В настоящее время мы понимаем не только в России, но и в Германии под полицейской деятельностью не административную деятельность вообще, а только определенный вид, определенный род государственной деятельности — деятельность, направленную на поддержание безопасности и порядка, связанную с применением принудительной власти». И далее: «Поскольку правительственная власть вообще, — писал В.М. Гессен, — осуществляет исполнительную функцию, постольку она является принудительной властью». По его мнению, в случаях, когда закон “предполагает и требует определенных действий или воздержания от определенных действий со стороны граждан… исполнительная функция администрации выражается в принуждении граждан к исполнению закона".


Э.П. Григонис предлагает именовать органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность в качестве основной (главной)«полицией». Таможенные органы — таможенная полиция, пограничной службы — пограничная полиция, ОВД — полиция в собственном широком смысле, внутренние войска, войска пограничной службы — военная полиция, органы безопасности — тайная или государственная, или политическая полиция.

Другие авторы полагают, что к правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. правоохранительный государственный правовой россия

К признакам правоохранительной деятельности можно отнести следующие: правоохранительная деятельность может осуществляться только на основе закона и в соответствии с его нормами, а при необходимости — и в процессуальной форме. Нарушение требований закона при ее проведении может оказаться само по себе правонарушением, влекущим уголовную, административную, дисциплинарную ответственность; в основе проведения правоохранительной деятельности органами исполнительной власти в каждом случае ее осуществления должен находиться конкретный факт, повод, основание, например, сообщение о совершенном (допущенном) правонарушении либо о необходимости его предупреждения (именно данное основание предоставляет возможность правоохранительным органам вмешиваться в жизнь, работу как отдельных граждан, различных государственных органов, так и различных общественных, творческих объединений, союзов, организаций; правоохранительную деятельность в органах исполнительной власти осуществляют органы военизированные и вооруженные, относящиеся к государственным военизированным формированиям (военизированность и вооруженность предполагают правовое обеспечение, наличие и возможность применения физической силы, специальных средств и оружия); правоохранительную деятельность в органах исполнительной власти могут осуществлять только лица, состоящие на службе в соответствующих правоохранительных органах, имеющие военное или специальное звание и образование, а также навыки в данной работе

; для сотрудников и военнослужащих, осуществляющих правоохранительную деятельность, установлен особый порядок прохождения службы, основанный на единоначалии и строгой субординации; принятые законные решения при осуществлении правоохранительной деятельности органами исполнительной власти: являются мерами юридического воздействия, основанными на законе, в связи с нарушением которого имело место вмешательство соответствующих органов (нарушение этого требования влечет отмену принятого решения) и подлежат обязательному исполнению всеми должностными лицами и гражданами (различными органами и организациями); связанные с правонарушениями, которые ограничивают права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы.


По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Прямого закрепления в законодательстве какого-либо перечня общих принципов правоохранительной деятельности не существует. Их совокупность выводится на основе научного обобщения и анализа законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов.

Проведенный анализ позволяет сформулировать общие принципы правоохранительной деятельности: Осуществление правоохранительной деятельности исключительно в порядке и в пределах, установленных законом. Законность, объективность и справедливость в осуществлении правоохранительной деятельности. Осуществление правоохранительной деятельности на основе равенства всех перед законом и судом. Соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления правоохранительной деятельности. Осуществление правоохранительной деятельности с участием заинтересованных лиц — физических и юридических (формы и порядок их участия определяются соответствующим отраслевым законодательством). Верховенство судебной власти в осуществлении правоохранительной деятельности; осуществление правосудия как высшей формы правоохранительной деятельности только судом. Самостоятельность и независимость судей и подчинение их только закону. Гласное осуществление правосудия, сочетание гласных и негласных методов при осуществлении иных форм правоохранительной деятельности. Обязательность вступивших в законную силу решений судов для граждан, организаций, должностных лиц и органов государства. Презумпция невиновности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении правонарушения, до установления виновности в законном порядке; лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении правонарушения, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого или обвиняемого лица. Свобода обжалования действий и решений органов, организаций и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, в том числе — обжалования в суд.


Система общих принципов правоохранительной деятельности предполагает установление и реализацию отраслевых, специфичных принципов в тех или иных сферах правоохранительной деятельности, что и осуществлено в действующем законодательстве.

Российское законодательство оперирует разными терминами — «правоохранительные органы», «спецслужбы», «контролирующие органы», «органы государственной охраны». Однако при этом нет четких критериев отнесения того или иного органа к соответствующей группе. И что особенно важно, законодательно пока четко не определено, какие структуры относятся к собственно полицейским (правоохранительным).

Слово «полиция» происходит от греческого «politeia» (полития), что означает управление делами государства или просто управление. По мере усложнения государственных функций понятие «полиция» сузилось и стало означать систему особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путем надзора и принуждения, а также, в некоторых государствах, разновидность внутренних войск. Если опираться на это определение, в РФ существует порядка двадцати ведомств, которые отвечают названным признакам, поскольку вправе (некоторые полностью, некоторые частично): ограничить личную свободу гражданина (задержание, арест); нарушить неприкосновенность жилища и собственности (обыск, выемка, арест или использование транспортных средств и т.п.); нарушить неприкосновенность частной жизни (перлюстрация корреспонденции, прослушивание); нанести вред здоровью или лишить жизни человека (применение физической силы, в т. ч. с помощью огнестрельного оружия).

Полицейская деятельность является частью правоохранительной. В свою очередь, полицейская деятельность включает в себя деятельность специальных служб (ФСБ, ФСО и т.д.).

Понятие «правоохранительная деятельность» охватывает понятие «полицейская деятельность». Эти понятия весьма схожи, но не тождественны. Не все правоохранительные органы можно назвать полицейскими. В основе выделения полицейских органов из правоохранительных лежат два критерия, которые отличают их от суда, прокуратуры, нотариата и т.п. Во-первых, полиция (органы МВД, ФСБ, ФСО) является частью исполнительной власти. Если суд, охраняя общественный порядок, личную безопасность, собственность, осуществляет правосудие путем назначения наказания за совершенное преступление, то полиция при