Файл: "Мир вокруг нас" дидактическая игра как средство развития познавательного интереса и экологического воспитания учащихся младшего звена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Старухина Вера Витальевна
ПОДб 21-01-53-00; Бакалавр; Педагогическое образование с двумя профилями подготовки Биология, Химия; Институт биологии и биотехнологии.
Адрес эл. почты: Staruhina.vera@mail.ru
"Мир вокруг нас" дидактическая игра как средство развития познавательного интереса и экологического воспитания учащихся младшего звена.
Аннотация: В настоящее время экологическая проблема и взаимодействия человека с природой стала очень острой и приобрела большие масштабы. В этой ситуации экологическое воспитание имеет большое значение, как составная часть нравственного воспитания. Экологическое воспитание рассматривается как глобальная проблема современного общества. Поэтому необходимо повысить интерес к экологии среди школьников, начиная с младшего школьного возраста. Одним из эффективных путей к увеличению интереса познавательной деятельности младших школьников к экологии на уроках биологии является дидактическая игра.
Ключевые слова: экология, дидактическая игра, образование, природа.
В настоящее время существует проблема экологии и экологического воспитания, бережного отношения к природе. Население нашей планеты относятся к экологии халатно и чаще всего не задумываются о непрерывном производстве и о его последствиях. В 21 веке очень хорошо развита хозяйственная деятельность, интенсивное использование природных ресурсов.[2] Это повлекло за собой огромные масштабы отходов, выбрасываемые в окружающую среду, что безусловно вредит природе. Всё это стимулирует к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у людей.
Статья посвящена экологическому образованию в школе, начиная с младших классов. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, исчезают отдельные виды животных, насекомых, птиц и растений.[1]
Постоянное экологическое воспитание – это формирование восприятия окружающей среды, убеждения бережного отношения к природе и разумное использование ресурсов.[4] Проблем в современном мире много, но нужно постараться самую важную из них, экологическую, решать путем разумного отношения к природе. Я считаю, что мы сможем изменить этот мир, когда поменяем свое отношение к нему.
Таким образом, возникает необходимость в развитии экологического образования с детства.
Актуальность выбранной темы неоспорима, так как экологическое состояние становится с каждым годом все хуже и хуже.
Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает в себя социальные, естественные и гуманитарные науки. Вопрос об экологическом воспитании во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.[7]
Самый важный элемент в экологическом воспитании - деятельность младших школьников. В период младшего школьного возраста происходит развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Именно в этом возрасте очень важно заложить в ребенка всё то хорошее, что он может реализовать в своей жизни.[9] При поступлении в школу, у ученика преобладают три вида деятельности: игровая, трудовая и общение. Разные виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологической полезности.
Цель проекта - воспитать чувство ответственности, бережного отношения к природе и сформировать экологическую культуру.
Для того, что бы проект был успешен, необходимо: подготовка инвентаря; подготовка помещений для реализации проекта; подготовка специально обученных людей, дружная и слаженная работа учащихся. Факторы, которые могут препятствовать реализации – халатность, неподготовленность оборудования, и несерьёзное отношение участников к игре.
Проект реализуется с помощью дидактической игры «Мир вокруг нас»
Игра имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Игра только внешне кажется легкой, на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии. Дети повторяют в играх то, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.[3] Поэтому, игра есть вид развивающей и социальной деятельности. Игра имеет очень большое значение и важно сделать так, чтобы интерес к ней не угасал. Игру рассматривают как осмысленная не продуктивная деятельность, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Игра преследует 3 цели: воспитательную, игровую, учебную. Во время игры развиваются все качества, которые заложены в человеке с рождения, такие как чувство долга, ответственности, взаимопомощь и т.д. Так же, игра способствует развитию познавательных интересов и мыслительных процессов, мотивации к обучению.
Одним из эффективных путей к увеличению интереса познавательной деятельности младших школьников является дидактическая игра.[13] В процессе формирования экологической культуры в начальных классах решается проблема бережного отношения к природе и охраны окружающей среды. Эффективным методом формирования экологической культуры являются дидактические игры.
Дидактическая игра служит для обучения и воспитания младших школьников. Она имеет важное значение в воспитании. В процессе использования дидактической игры у детей формируется умение действовать в какой-либо ситуации в соответствии с определенными нормами.[1]
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, которые были специально разработаны в целях обучения детей.[12] Игровая деятельность как ведущая деятельность в развитии и обучении школьников не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, какие-либо игровые формы – это наилучший путь включения детей в учебную работу.
Для наилучшего результата вследствие обучения, стоит учитывать возрастные особенности детей, связанные с недостатком устойчивости, внимания и развития памяти, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление.[5]
Дидактические игры способствуют развитию всех этих процессов. Дидактические игры классифицируют по: содержанию; познавательной деятельности детей; правилам; взаимоотношениям детей и организации; роли воспитания. Чёткой классификации, группировки игр еще нет. Игры с предметами наиболее понятны и доступны детям, потому что они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка взаимодействовать с ними. Настольные игры основаны на принципе наглядности. Словесные игры считаются, как правило, наиболее сложными, так как они не связаны с восприятием предмета.[3]
Существует группировка дидактических игр по А.И Сорокину:
-
Игры-путешествия (усиливают впечатление, концентрируют внимание детей на рядом лежащие предметы) -
Игры-поручения (в их основе лежат действия с предметами, игрушками) -
Игры-предположения (ставится задача и создается та или иная ситуация, в которой потребуется осмысления предыдущих каких-либо действий) -
Игры-загадки (проверка знаний, способствование к анализу, обобщению и формированию мнения) -
Игры-беседы (в их основе лежит общение, активизация эмоциональных и мыслительных процессов.
Классификация игр, которые используются во время занятий в школе:
-
Учебные (традиционные, простые игры, которые помогают закрепить учебный материал) -
Комбинаторные (требуют быстро просчитывать варианты, подбирать комбинации) -
Аналитические (помогают приобрести навык свободного логического анализа, видеть закономерности) -
Ассоциативные (развивается ассоциативное мышление) -
Контекстные (развивающие способность интерпретировать разными способами).
Структура дидактической игры довольно проста и состоит из нескольких частей:
-
дидактическая задача -
действия во время игры
правила -
конечный результат.
Разберем каждую по отдельности и постараемся понять суть каждого компонента.
Итак, дидактическая задача - это задача, сформулированная педагогом и отражающая обучающую деятельность; она осуществовывается учащимися и реализовывается через игровую задачу; намеренно замаскирована и предстает перед учащимися в виде игрового замысла. Далее игровые действия – это основа самой игры в целом; чем разнообразнее игровые действия ,тем интереснее сама игра.
Правила игры- это требования к выполнению нравственных действий. Правила являются заданными, и с помощью этих правил учитель сможет управлять процессами познавательной деятельности.
И один из самых важных компонентов - результат. В конце игры важно подвести итоги и выделить достижения каждого участника, подчеркнуть их сильные стороны для формирования личностной оценки. В целом, усвояемость материала через игру примерно около 90 %, что еще раз подтверждает значимость и важность игры как способ обучения.
Поэтому, необходимо постоянно создавать и усовершенствовать уже существующие игры. Наша игра направленна на развитие познавательного процесса и экологического воспитания.
На данный момент Интернет и различные методические пособия пестрят подобными дидактическими играми. Например, книга Егоренкова Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». Это методическое пособие предназначено для педагогов, родителей и воспитателей в детских дошкольных учреждений. Цель этого пособия является оказание помощи педагогам. В этой книге показаны вопросы в системе экологического воспитания и большое внимание отведено эстетическому аспекту.
Продуктом моего проекта будет дидактическая игра, которую можно использовать в дальнейшей педагогической деятельности. Наша дидактическая игра включает в себя задания по 5 блокам. В основу этих блоков легла группировка по А.И Сорокину о которой мы уже говорили ранее. Созданная нами дидактическая игра поможет понять неповторимость каждого субъекта природы и даст возможность развить в себе положительные качества, которые помогли бы вызвать интерес к окружающему миру.
Итак, все 5 блоков объединены в одну большую игру под названием «Мир вокруг нас»:
Первый блок имеет название «Игры-путешествия». Суть этих игр состоит в том, чтобы учащиеся могли ориентировать свое внимание на рядом лежащие предметы, просчитывали дальнейшие шаги, «путешествовали» фишками по различным картам. С помощью этих игр дети расширяют кругозор, пополняют свой словарный запас и знакомятся с разными видами деятельности. Игра-путешествие объединяет все виды деятельности: трудовая, познавательная, учебная, игровая. Так же она решает педагогические задачи: воспитательные и образовательные. Ниже представлен пример игры, которая включена в дидактическую игру «Мир вокруг нас»
Ребята делятся на 2 равные по количеству человек команды. Им предстоит собрать буквы, чтобы составить слово. Чья команда первая соберет слово, та и получает приз. По школе будут расположены точки, на которых будут стоять люди с заданиями. У каждой точки свои задания, которые нужно решить, чтобы получить буквы.
Второй блок «Игры-поручения». Цель этих игра заключается в интересе детей к игрушкам, предметам и действия с ними. То есть подбирать комбинации, складывать, раскладывать и т.д. Эти игры выполняют те же самые задачи что и игры-поручения только продолжительность гораздо короче и проще. Детям предлагается какое-либо действие, например «собери все живые предметы в одну корзинку, а не живые - в другую» Пример игры: Детям предстоит встать в круг и передавать друг другу мяч. При передаче им нужно выполнить задание: назвать признаки живого, назвать домашних животных или диких и т.д.
Третий блок «Игры-предположения». Перед учащимися ставится дидактическая задача, которая должна повлечь за собой осмысление и последующее действие. Например, « что было бы, если…» или « Что бы ты сделал бы, если…» Эти игры предполагают, что обучающиеся могли бы соотнести свои накопленные знания и существующие ситуации или обстоятельства. Такие игры носят соревновательный характер. Пример игры: ребята по очереди называют растения или животных: первый называет первое слово, второй — называет