Файл: "Мир вокруг нас" дидактическая игра как средство развития познавательного интереса и экологического воспитания учащихся младшего звена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Старухина Вера Витальевна

ПОДб 21-01-53-00; Бакалавр; Педагогическое образование с двумя профилями подготовки Биология, Химия; Институт биологии и биотехнологии.

Адрес эл. почты: Staruhina.vera@mail.ru

"Мир вокруг нас" дидактическая игра как средство развития познавательного интереса и экологического воспитания учащихся младшего звена.
Аннотация: В настоящее время экологическая проблема и взаимодействия человека с природой стала очень острой и приобрела большие масштабы. В этой ситуации экологическое воспитание имеет большое значение, как составная часть нравственного воспитания. Экологическое воспитание рассматривается как глобальная проблема современного общества. Поэтому необходимо повысить интерес к экологии среди школьников, начиная с младшего школьного возраста. Одним из эффективных путей к увеличению интереса познавательной деятельности младших школьников к экологии на уроках биологии является дидактическая игра.

Ключевые слова: экология, дидактическая игра, образование, природа.
В настоящее время существует проблема экологии и экологического воспитания, бережного отношения к природе. Население нашей планеты относятся к экологии халатно и чаще всего не задумываются о непрерывном производстве и о его последствиях. В 21 веке очень хорошо развита хозяйственная деятельность, интенсивное использование природных ресурсов.[2] Это повлекло за собой огромные масштабы отходов, выбрасываемые в окружающую среду, что безусловно вредит природе. Всё это стимулирует к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у людей.

Статья посвящена экологическому образованию в школе, начиная с младших классов. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, исчезают отдельные виды животных, насекомых, птиц и растений.[1]

Постоянное экологическое воспитание – это формирование восприятия окружающей среды, убеждения бережного отношения к природе и разумное использование ресурсов.[4] Проблем в современном мире много, но нужно постараться самую важную из них, экологическую, решать путем разумного отношения к природе. Я считаю, что мы сможем изменить этот мир, когда поменяем свое отношение к нему.


Таким образом, возникает необходимость в развитии экологического образования с детства.

Актуальность выбранной темы неоспорима, так как экологическое состояние становится с каждым годом все хуже и хуже.

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает в себя социальные, естественные и гуманитарные науки. Вопрос об экологическом воспитании во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.[7]

Самый важный элемент в экологическом воспитании - деятельность младших школьников. В период младшего школьного возраста происходит развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Именно в этом возрасте очень важно заложить в ребенка всё то хорошее, что он может реализовать в своей жизни.[9] При поступлении в школу, у ученика преобладают три вида деятельности: игровая, трудовая и общение. Разные виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологической полезности.

Цель проекта - воспитать чувство ответственности, бережного отношения к природе и сформировать экологическую культуру.

Для того, что бы проект был успешен, необходимо: подготовка инвентаря; подготовка помещений для реализации проекта; подготовка специально обученных людей, дружная и слаженная работа учащихся. Факторы, которые могут препятствовать реализации – халатность, неподготовленность оборудования, и несерьёзное отношение участников к игре.

Проект реализуется с помощью дидактической игры «Мир вокруг нас»

Игра имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Игра только внешне кажется легкой, на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии. Дети повторяют в играх то, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.[3] Поэтому, игра есть вид развивающей и социальной деятельности. Игра имеет очень большое значение и важно сделать так, чтобы интерес к ней не угасал. Игру рассматривают как осмысленная не продуктивная деятельность, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Игра преследует 3 цели: воспитательную, игровую, учебную. Во время игры развиваются все качества, которые заложены в человеке с рождения, такие как чувство долга, ответственности, взаимопомощь и т.д. Так же, игра способствует развитию познавательных интересов и мыслительных процессов, мотивации к обучению.



Одним из эффективных путей к увеличению интереса познавательной деятельности младших школьников является дидактическая игра.[13] В процессе формирования экологической культуры в начальных классах решается проблема бережного отношения к природе и охраны окружающей среды. Эффективным методом формирования экологической культуры являются дидактические игры.

Дидактическая игра служит для обучения и воспитания младших школьников. Она имеет важное значение в воспитании. В процессе использования дидактической игры у детей формируется умение действовать в какой-либо ситуации в соответствии с определенными нормами.[1]

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, которые были специально разработаны в целях обучения детей.[12] Игровая деятельность как ведущая деятельность в развитии и обучении школьников не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, какие-либо игровые формы – это наилучший путь включения детей в учебную работу.

Для наилучшего результата вследствие обучения, стоит учитывать возрастные особенности детей, связанные с недостатком устойчивости, внимания и развития памяти, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление.[5]

Дидактические игры способствуют развитию всех этих процессов. Дидактические игры классифицируют по: содержанию; познавательной деятельности детей; правилам; взаимоотношениям детей и организации; роли воспитания. Чёткой классификации, группировки игр еще нет. Игры с предметами наиболее понятны и доступны детям, потому что они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка взаимодействовать с ними. Настольные игры основаны на принципе наглядности. Словесные игры считаются, как правило, наиболее сложными, так как они не связаны с восприятием предмета.[3]

Существует группировка дидактических игр по А.И Сорокину:

  1. Игры-путешествия (усиливают впечатление, концентрируют внимание детей на рядом лежащие предметы)

  2. Игры-поручения (в их основе лежат действия с предметами, игрушками)

  3. Игры-предположения (ставится задача и создается та или иная ситуация, в которой потребуется осмысления предыдущих каких-либо действий)

  4. Игры-загадки (проверка знаний, способствование к анализу, обобщению и формированию мнения)

  5. Игры-беседы (в их основе лежит общение, активизация эмоциональных и мыслительных процессов.


Классификация игр, которые используются во время занятий в школе:

  1. Учебные (традиционные, простые игры, которые помогают закрепить учебный материал)

  2. Комбинаторные (требуют быстро просчитывать варианты, подбирать комбинации)

  3. Аналитические (помогают приобрести навык свободного логического анализа, видеть закономерности)

  4. Ассоциативные (развивается ассоциативное мышление)

  5. Контекстные (развивающие способность интерпретировать разными способами).

Структура дидактической игры довольно проста и состоит из нескольких частей:

  • дидактическая задача

  • действия во время игры
    правила

  • конечный результат.

Разберем каждую по отдельности и постараемся понять суть каждого компонента.

Итак, дидактическая задача - это задача, сформулированная педагогом и отражающая обучающую деятельность; она осуществовывается учащимися и реализовывается через игровую задачу; намеренно замаскирована и предстает перед учащимися в виде игрового замысла. Далее игровые действия – это основа самой игры в целом; чем разнообразнее игровые действия ,тем интереснее сама игра.

Правила игры- это требования к выполнению нравственных действий. Правила являются заданными, и с помощью этих правил учитель сможет управлять процессами познавательной деятельности.

И один из самых важных компонентов - результат. В конце игры важно подвести итоги и выделить достижения каждого участника, подчеркнуть их сильные стороны для формирования личностной оценки. В целом, усвояемость материала через игру примерно около 90 %, что еще раз подтверждает значимость и важность игры как способ обучения.

Поэтому, необходимо постоянно создавать и усовершенствовать уже существующие игры. Наша игра направленна на развитие познавательного процесса и экологического воспитания.

На данный момент Интернет и различные методические пособия пестрят подобными дидактическими играми. Например, книга Егоренкова Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». Это методическое пособие предназначено для педагогов, родителей и воспитателей в детских дошкольных учреждений. Цель этого пособия является оказание помощи педагогам. В этой книге показаны вопросы в системе экологического воспитания и большое внимание отведено эстетическому аспекту.


Продуктом моего проекта будет дидактическая игра, которую можно использовать в дальнейшей педагогической деятельности. Наша дидактическая игра включает в себя задания по 5 блокам. В основу этих блоков легла группировка по А.И Сорокину о которой мы уже говорили ранее. Созданная нами дидактическая игра поможет понять неповторимость каждого субъекта природы и даст возможность развить в себе положительные качества, которые помогли бы вызвать интерес к окружающему миру.

Итак, все 5 блоков объединены в одну большую игру под названием «Мир вокруг нас»:

Первый блок имеет название «Игры-путешествия». Суть этих игр состоит в том, чтобы учащиеся могли ориентировать свое внимание на рядом лежащие предметы, просчитывали дальнейшие шаги, «путешествовали» фишками по различным картам. С помощью этих игр дети расширяют кругозор, пополняют свой словарный запас и знакомятся с разными видами деятельности. Игра-путешествие объединяет все виды деятельности: трудовая, познавательная, учебная, игровая. Так же она решает педагогические задачи: воспитательные и образовательные. Ниже представлен пример игры, которая включена в дидактическую игру «Мир вокруг нас»

Ребята делятся на 2 равные по количеству человек команды. Им предстоит собрать буквы, чтобы составить слово. Чья команда первая соберет слово, та и получает приз. По школе будут расположены точки, на которых будут стоять люди с заданиями. У каждой точки свои задания, которые нужно решить, чтобы получить буквы.

Второй блок «Игры-поручения». Цель этих игра заключается в интересе детей к игрушкам, предметам и действия с ними. То есть подбирать комбинации, складывать, раскладывать и т.д. Эти игры выполняют те же самые задачи что и игры-поручения только продолжительность гораздо короче и проще. Детям предлагается какое-либо действие, например «собери все живые предметы в одну корзинку, а не живые - в другую» Пример игры: Детям предстоит встать в круг и передавать друг другу мяч. При передаче им нужно выполнить задание: назвать признаки живого, назвать домашних животных или диких и т.д.

Третий блок «Игры-предположения». Перед учащимися ставится дидактическая задача, которая должна повлечь за собой осмысление и последующее действие. Например, « что было бы, если…» или « Что бы ты сделал бы, если…» Эти игры предполагают, что обучающиеся могли бы соотнести свои накопленные знания и существующие ситуации или обстоятельства. Такие игры носят соревновательный характер. Пример игры: ребята по очереди называют растения или животных: первый называет первое слово, второй — на­зывает