Файл: Понятие административной деятельности полиции, ее роль в осуществлении основных направлений деятельности полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие административной деятельности полиции, ее роль в осуществлении основных направлений деятельности полиции.

Административная деятельность органов внутренних дел – это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Административная деятельность по своему содержанию может охватывать как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности ОВД.

Внутренняя деятельность имеет своим назначением обеспечение четкого функционирования всех подразделений и служб, слаженной работы всех сотрудников ОВД. Она включает в себя: определение структуры, штатов, функций аппаратов (служб), планирование, контроль, учет и отчетность, организацию взаимодействия, подбор и расстановку кадров, поддержание дисциплины, обеспечение правовых и социальных гарантий сотрудников ОВД.

Внешняя административная деятельность представляет собой выполнение властных функций, которые выходят за пределы внутриорганизационных отношений, и распространяются на государственные и общественные организации, их должностных лиц, а также граждан. Внешний административно-правовой характер имеет почти вся деятельность, связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Основные черты административной деятельности ОВД:

1. Носит государственно-властный характер. Органы внутренних дел осуществляют свои полномочия от имени государства. Они правомочны осуществлять надзор за соблюдением установленных правил поведения, давать юридическую оценку действиям и поступкам людей, выявлять правонарушения и реагировать на них в установленном законом порядке, а также предъявлять в пределах своей компетенции обязательные требования.

2. Административная деятельность ОВД является подзаконной. Она осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответствии с целями и в пределах действующего законодательства, а также на основе использования соответствующих законных средств.

3. В отличие от других видов государственно-властной деятельности (законодательной, правосудия и прокурорского надзора) административная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер. Ее главной целью является исполнение действующего законодательства по вопросам, входящим в компетенцию ОВД. Вместе с тем, для успешного осуществления своих исполнительных функций она наделена распорядительными полномочиями.


  1. Принципы административной деятельности полиции.

Принципы административной деятельности ОВД

Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

– общие (конституционные);– специальные:

а) организационные;б) тактические.

Общие (конституционные) принципы:1) законности;2) гуманизма;3) уважения прав человека и национального равноправия;4) сочетания гласности и профессиональной тайны;5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Организационные:1) научность и комплексный подход к решению задач;2) плановость;3) сочетание территориального и линейного принципов;4) единоначалие и коллегиальность;5) сочетание убеждения и принуждения;6) профилактическая направленность административной деятельности.

Тактические принципы:1) оперативность;2) непрерывность и гибкость;3) комплексность сил и средств;4) маневренность;5) наличие резерва сил и средств.

  1. Законность и дисциплина в административной деятельности полиции, их значение и способы обеспечения.

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой (строгая, формальная и т.п.) можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (законодательной, исполнительной, судебной власти) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.



В уяснении режима законности важную роль играют понятия «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные формирования. Другими словами, это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане теперь могут предъявить такие требования и должностным лицам, и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются, таким образом, все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Гражданам же отводится другая роль: они могут участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению.

Принцип законности является всеобщим и не содержит каких- либо изъятий. Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Происходящие в настоящее время преобразования в обществе требуют улучшения работы российской полиции, повышения культуры и профессиональной грамотности работников, строжайшего соблюдения ими законности, укрепления связей с трудовыми коллективами и населением.

Значение законности в административной деятельности российской полиции следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, российская полиция обеспечивает законность в стране, с другой — административная деятельность самих подразделений полиции должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они вдвойне опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов. Сказанное имеет особое значение для всех служб полиции, в том числе патрульно-постовой службы полиции, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделений вневедомственной охраны полиции и других.

Сущность обеспечения законности в административной деятельности полиции заключается в следующем:


(1) осуществлении контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами и гражданами законов и основанных на них других нормативных актов, регламентирующих административно-правовую охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечении безопасности дорожного движения;

(2) точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении всеми работниками законодательства об административных правонарушениях, других нормативных актов, регулирующих применение мер административного воздействия, с тем чтобы никто не был подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством;

(3) строгом соблюдении работниками всех подразделений полиции дисциплины, регламентированной законодательством, требованиями приказов МВД России.

Законность в административной деятельности подразделений российской полиции обеспечивает социальную защищенность граждан, уверенность в том, что их достоинство, права, свободы, законные интересы надежно охраняются государством. Основополагающее значение для осуществления принципа законности в этой деятельности имеет Конституция РФ, которая в ст. 2 определяет, что все государственные органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшие социальные ценности. Важную роль в обеспечении законности играют нормы права:

(1) содержащиеся в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов Федерации, которые закрепляют верховенство законов в системе других правовых актов, устанавливают подотчетность и ответственность всех исполнительных и распорядительных органов, включая подразделения полиции, перед органами законодательной государственной власти, гарантируют неприкосновенность личности граждан и охрану их прав;

(2) содержащиеся в действующем законодательстве, определяющие обязанность сотрудников полиции действовать строго на основании и во исполнение законов;

(3) регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, порядок применения мер административного воздействия, конкретные обязанности работников подразделений полиции, формы контроля за фактическим исполнением правовых актов;

(4) определяющие порядок обжалования, отмены или приостановления незаконных правовых актов подразделений полиции, обжалования неправомерных действий их работников;


(5) устанавливающие дисциплинарную и другие виды ответственности работников за нарушение законности.

Для всесторонней и полной реализации принципа законности наряду с совершенствованием правового регулирования проводится работа по воспитанию кадров подразделений полиции, повышению их культуры, юридической и иной профессиональной подготовки, применяются различные формы контроля и надзора за точным и неуклонным исполнением законов

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности.

Способы обеспечения законности и дисциплины — это организационноправовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, наказания виновных.

Основными из них являются: (1) контроль за деятельностью полиции;(2) прокурорский надзор;(3) обжалование незаконных действий работников подразделений полиции;(4) ответственность сотрудников полиции за нарушения законности. Наличие различных способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером административной деятельности, необходимостью своевременного и полного выявления нарушений законности, принятия мер по их устранению.

  1. Меры административного принуждения, применяемые в административной деятельности полиции.

Являясь основным методом административной деятельности полиции, убеждение не всегда оказывается достаточно эффективной мерой воздействия на поведение лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, уполномочивает сотрудников полиции применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и общественного воздействия. Принуждение применяется на базе убеждения, средства воздействия которого уже исчерпаны.

Принуждение носит административно-правовой характер и применяется в установленном порядке в соответствии с требованиями закона.