Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
субъективную (личностную) – на осмысления себя и своей мыслительной работы в процессе этой деятельности.
Интеллектуальная форма рефлексии лучше всего проявляется в продуктивной и хорошо структурированной познавательной деятельности.
Личностная форма рефлексии обращена к самому человеку и наиболее ярко проявляется в его самооценке. По тому, как личность реагирует на проблемно- конфликтую ситуацию, можно оценить процесс порождения защитных или компенсаторных механизмов, которые или стимулируют дальнейшую деятельность, или блокируют ее.
Являясь основой саморегулируемого обучения, рефлексия всегда рассматривалась в отечественной психологии на протяжении всей второй половины XX в. Однако именно сегодня на Западе наблюдается рост статей, посвященных рефлексии, в частности тому, как в эпоху цифровых технологий XXI в. вводить в структуру учебной деятельности педагогику с рефлексивной практикой с обязательным включением этического измерения. Такое переосмысление должно поменять всю концепцию обучения, а рефлексивная практика преподавателей в школе и вузе должна подготовить молодых людей к участию в сложном и динамичном мире, находящемся под сильным влиянием глобализации и революции в цифровых технологиях.
Среди западных работ на данную тему следует отметить концепцию саморегуляции М. Снайдера. В которой самооценка выступает в роли своеобразного дисплея, с помощью которого индивид судит о продуктивности деятельности и об адекватности своего поведения.
Функция такого дисплея – транслировать зарождающиеся внутренние положительные оценки и предупреждать о возможных неблагоприятных для субъекта оценочных реакциях. Задача самооценочного дисплея в одном случае – снижение неблагоприятной для субъекта оценочной активности окружающих, в другом – канализация активности окружающих в благоприятное для самооценки субъекта русло.
Если дисплей ложный, то он рождает фальшивое Я, мешающее человеку понимать, объективно оценивать и перерабатывать собственный опыт и ошибки. В этом случае у человека не только искажается восприятие себя самого, но и деформируется в целом социальная действительность. В результате рождается
«неспособность к поступкам, приносящим чувство истинного самоуважения» и формируется стойкая боязнь негативной самооценки. Вместе с этим возникает перманентное ожидание негативного отношения со стороны значимых людей и всего окружения в целом. Ложные дисплеи создают своеобразную «защиту защит», функция которого – так воздействовать на партнеров по общению, чтобы обезопасить свою самооценку. Происходит своеобразное перепрограммирование другого человека на заранее ожидаемую и подготавливаемую реакцию одобрения, положительную оценку или согласие.
Концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека с точки зрения того, как он управляет собой и как корректирует свой образ, одновременно наблюдая за собой и окружающими его людьми. В его исследовании изучалась связь между различными параметрами личности, такими как имидж, взгляды, ценности, личностные особенности и самооценка. Оказалось, что у людей с высоким уровнем саморегуляции повышена восприимчивость к социальным ситуациям и ожиданиям. Такие люди, как правило, используют более гибкий формат взаимодействия с социумом для самовыражения, и, как пишет Снайдер, «у них целый калейдоскоп обличий, приспособленных для разных ситуаций, которые зачастую мало или вовсе не связаны с истинными намерениями и взглядами». У людей с низким уровнем саморегуляции статистически значимо снижен интерес к
тому, какое они производят впечатление, как выглядят в глазах других. Такие люди меньше всего обращают внимание на свой имидж, обычно высказывают собственные мнения и соображения вне зависимости от ситуации, поэтому их частное и общественное лицо не противоречат друг другу.
Рефлексия и идентификация – это основные процессы, связанные с формированием самооценки.
Изучение феномена самооценки в западной и отечественной психологии во многом шло параллельно. Системный подход к изучению данной темы, синтез теорий и концепция позволяет давать ответы на актуальные вопросы, такие как формирование самооценки, изменения ее в течении жизни человека, влияние личностных и социальных факторов на ее формирование.
Задания для самопроверки
1.
Как концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека. Приведите примеры.
2.
Перечислите психологические эффекты неадекватного реагирования на результаты деятельности людей с чрезмерно заниженной самооценкой.
3.
Перечислите личностные факторы, влияющие на качество самооценки деятельности, и формирование «ложного дисплея».
Рефлексия и идентификация – это основные процессы, связанные с формированием самооценки.
Изучение феномена самооценки в западной и отечественной психологии во многом шло параллельно. Системный подход к изучению данной темы, синтез теорий и концепция позволяет давать ответы на актуальные вопросы, такие как формирование самооценки, изменения ее в течении жизни человека, влияние личностных и социальных факторов на ее формирование.
Задания для самопроверки
1.
Как концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека. Приведите примеры.
2.
Перечислите психологические эффекты неадекватного реагирования на результаты деятельности людей с чрезмерно заниженной самооценкой.
3.
Перечислите личностные факторы, влияющие на качество самооценки деятельности, и формирование «ложного дисплея».
Приложение 1
Упражнение «Насколько я доволен своей жизнью»
Представьте себе шкалу от 0 до 10, где 0 – самый низкий уровень, а 10 – максимально возможный.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашей внутренней оценке текущего состояния.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашему желанию в этой области.
Например, человек оценивает, что сейчас доволен своим весом на 3 - при этом хотел бы быть довольным на 8 («сбросить килограммов 5 – и все отлично»)
Как я выгляжу, моя внешность
______________________________________________
Насколько я доволен моим весом
____________________________________________
Насколько я успешен в своей профессии______________________________________
Насколько я доволен уровнем заработка/дохода
_______________________________
Насколько я доволен отношениями (любовь)
__________________________________
Насколько я доволен отношениями (дружба)
__________________________________
Насколько я обычно доволен настроением
____________________________________
Не правда ли, во многих областях получился разрыв между тем, что есть сейчас, и тем, чего хотелось бы? Давайте теперь посмотрим, а от чего или от кого зависит переход из текущего состояния в желаемое?
Упражнение
«Насколько я влияю на свою жизнь»
Выберите только один вариант ответа в каждой строке и обведите кружочком.
Область жизни
Кто или что влияет на эту область жизни?
1
2
3
Внешность
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Вес тела
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Развитие в профессии/
Карьера
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Уровень заработка/Дохода
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с любимым мужчиной/любимой женщиной
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с друзьями
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Настроение каждый день
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Посмотрите внимательно, в каком столбике у Вас оказалось больше всего выборов:
Столбец 1 - Вы влияете на свою жизнь самостоятельно и готовы брать
ответственность за все, что происходит. Ваш успех зависит от Вас. Вы находите точку опоры внутри себя и часто получаете именно то, что хотите.
Столбец 2 - Вы «отдаете» влияние на СВОЮ жизнь ДРУГИМ людям и ожидаете, что они «все устроят», как Вам нравится. Вы часто раздражаетесь, что люди действуют не так, как Вы от них ожидаете. Вы привыкли обижаться и обвинять других в том, что они недостаточно внимания уделяют Вам, недостаточно заботятся о Вас и решают Ваши проблемы.
Столбец 3 - Вы считаете, что от Вас ничего не зависит, все складывается так,
как складывается, и повлиять ни на что нельзя. Вы часто считаете себя
«жертвой судьбы», стараетесь воспитать в себе смирение и покорность, Вы почти забыли, что такое радость, предвкушение удовольствия, Ваши страхи наступают
Вам на пятки.
Обратите внимание, что такого рода опросники – всего лишь маленькое зеркало
«здесь и сейчас». Это восприятие можно изменить. Так же, как и те области жизни, которые пока далеки от идеала.
Итак, выборы 1 совершают люди, управляющие жизнью и как следствие – вполне ею довольные. Со стороны они выглядят «везунчиками».
Выборы 2 и 3 чаще всего совершают те, кто считает себя «неудачниками».
Оценка понимания и факторы успешной работы с
информацией в деятельности психолога
Психология самооценки
Цель изучения темы:
формирование системного подхода и представлений о понятийном аппарате и инструментарии, которые позволяют оперативно и компетентно оценить уровень самооценки клиента
Задачи темы:
рассмотреть понятие «когнитивная самооценка» и ее отличия от традиционной самооценки;
получить представление о методе изучения когнитивной самооценки, при котором осуществляется многофакторный анализ и диагностика самооценки клиента;
дать определение самооценочному мышлению и осветить вопросы его целенаправленного формирования;
представить описание исследования когнитивной самооценки, которое может быть использовано организационными психологами для диагностики уровня самооценки сотрудников
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
значение понятия «Когнитивная самооценка»;
особенности сопоставительного метода исследования самооценки;
значение понятия «Самооценочное мышление»;
метод исследования когнитивной самооценки.
Уметь:
осуществлять анализ когнитивной самооценки;
выражать собственное критическое мнение и формулировать условия при изучении когнитивной самооценки.
Владеть:
опытом применения знаний при формировании собственного подхода к изучению когнитивной самооценки;
опытом применения метода исследования когнитивной самооценки.
Учебные вопросы темы:
1. Когнитивная самооценка.
2. Сопоставительный подход в исследовании когнитивной самооценки.
3. Самооценочное мышление.
4. Экспериментальное изучение самооценки.
Вопрос 1. Когнитивная самооценка
Помимо изучения самооценки в русле психологии личности, в отечественной психологии разрабатывается направление ее изучения с точки зрения когнитивной, интеллектуальной сферы человека. Исследователи в данном направлении отталкивались от важности исследования проблемы взаимосвязи самооценки с когнитивной, интеллектуальной сферой человека. Самооценка
представляет собой неразрывное единство эмоциональной (аффективной) и
рациональной (когнитивной) составляющих. Первый компонент отражает знание человека о самом себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Данный подход объединяет проблематику «психологии мышления» и «психологии самосознания».
Советские психологи еще в 70-хх годах ХХ века обращали внимание на взаимосвязь самооценки и интеллекта. Так, И. И. Чеснокова в своих работах проводила параллели между самосознанием и развитием интеллектуальной сферы человека. Мыслительные процессы занимают центральное место в
самопознании. Последнее в свою очередь является условием и важнейшим компонентом целостного процесса самосознания. Самооценка в этой системе выступает как своеобразный итог самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Она отражает их уровни развития. Несовершенным формам самопознания соответствуют несовершенные формы самооценки.
Интересны исследования А. В. Захаровой и М.
Э. Боцмановой в аспекте взаимосвязи самооценки и интеллектуальных процессов. Ими был сделан следующий вывод: рефлексия, которая проявляется в мыслительной
деятельности, является одновременно условием и средством самооценки как
механизма произвольной психической регуляции. Рефлексия есть там, где есть самооценка, и, наоборот функционирование подлинной самооценки возможно только при наличии рефлексии. Испытуемые, которые проявляли при самооценке рефлексивность, достигали наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного и личностного развития. Они находились в постоянном поиске новых знаний, способов деятельности, самовыражения.
Особый интерес в этом исследовании представляет подход авторов к исследованию самооценки, как к решению особых задач на оценку качеств личности. Так, при высоком уровне сформированности рефлексии, анализ
ситуации задачи одновременно является и анализом собственных действий, который завершается их общей оценкой. В этих условиях именно самооценка выступает основанием для создания теоретических моделей каждого последующего шага в процесс решения задач. Высокий уровень рефлексии определяет психологическую готовность субъекта к всестороннему изучению ситуации задачи, представление о порядке действий и их результатах. При сниженном уровне рефлексии испытуемые не анализировали свои действия в их целостности. При несформированной рефлексии собственные действия вообще не подвергались анализу и приобретали хаотичный характер. Деятельность становилась неуправляемой и практически распадалась.
В работах Я. А. Понамарева и затем Т. В. Галкиной значительное внимание было уделено такому понятию как
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16