Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривая хронологию формирования понятия «самооценка», следует отметить вклад американского социального психолога Чарлза Кули (1864–1929 гг.) и его теории «зеркального Я».
Ч. Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. «Зеркальное Я» – это общество, которое служит своеобразным зеркалом. Ч. Кули предположил, что Я состоит из Я- чувств, которые оформляются через отношение с другими. Он выделил три стадии построения «зеркального Я» (Рис. 2).
Рис. 2. Три стадии построения «Зеркального Я»
Ч. Кули отметил следующие особенности процесса построения
«зеркального Я».
1. Рефлексия – источник понятия самих себя: наблюдая ответы других людей, или воображая, какими они должны быть. Только так мы способны оценивать самих себя и собственные действия.
2. Наше понимание себя – процесс, а не фиксированное состояние, оно всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется.
3. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.
4. Если образ, которые мы видим в «зеркале» или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется.
Таким образом, интерпретация действия социума по отношению к человеку – основа формирования самооценки.
Теория «зеркального Я» Ч. Кули стала основой для многочисленных западных экспериментальных исследований, в которых были обнаружены связи между частными самооценками «образа Я» и оценками значимых окружающих.
Следующее направление, внесшее значительный вклад в развитие теории самооценки, – психоанализ. Основа концепции З. Фрейда (1856–1939 гг.) –
«система Я» (Рис.1)
Рис. 3. Структура личности по З. Фрейду.
Центральное место занимает «Я», которое учитывает требования общества, социальные нормы и идеалы, принятые личностью, и противостоит давлению
«Оно» – бессознательному влечению. «Я» стремится согласовать стремление
«Оно» с требованиями реальности, регулирует, уравновешивает противоположные импульсы с помощью механизмов психологической защиты.
«Сверх-Я» – совесть, самонаблюдение, цензура, формирование идеалов. С одной стороны, оно содействует «Я» в овладении бессознательными влечениями
«Оно», а с другой – оказывает на «Я» давление, карая в случае конфликта с его идеалами.
Таким образом, инстанция Сверх-Я так или иначе включает способность к критической самооценке – соотнесению собственных помыслов и поведения с усвоенной системой ценностей, обусловливая чувство вины или, наоборот, чувство самоуважения и гордости.
Само понятие «самооценка» не было в фокусе внимания основоположника психоаналитического направления З. Фрейда. По его мнению, в связи с постоянным конфликтом между внутренними побуждениями и внешними запретами адекватно высокая самооценка невозможна в принципе. Вследствие столкновения идеального и реального «Я» личность либо переоценивает себя, либо недооценивает.
Следует отметить отличие концепции З. Фрейда от теории У. Джеймса.
Если последний рассматривал самооценку как результат истории успехов и неуспехов, то в психоаналитическом подходе самооценка – это процесс и результат идентификации «Я» со «Сверх-Я». И распространяется этот процесс не только на выбранную значимую сферу, а на все сферы жизнедеятельности человека.
Следующий этап в развитии теории «самооценки» связан с таким направлением, как гуманистическая психология. Основные утверждения этого направления связаны с рассмотрением личности каждого человека как уникальной, целостной, автономной, свободной, позитивной, стремящейся к личностному
росту, творческой. Вопросы самоактуализации и самореализации, формирования
«Я-концепции» являются центральными в гуманистической психологии.
Представители этого направления – Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.
Одним из существенных вкладов гуманистического направления в развитие психологии – разработка мотивационной теории, согласно которой поступки людей мотивированы потребностями осознанными или неосознанными.
Осознанные потребности – это наши интересы, установки и цели, которые толкают на совершение определенных действий.
Процесс мотивации непрерывен, бесконечен и изменчив. И он является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния.
Согласно теории А. Маслоу потребности разделяются на первичные
(физиологические и интуитивные) и вторичные – жизнедеятельность человека в обществе. Именно к последним относится потребность в признании.
Рис. 4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Потребности этого уровня подразделяются на два класса.
В первый входят желания и стремления, связанные с понятием
«достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность.
Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе. Они связаны с понятием «репутация».
Как следствие, удовлетворение потребности в оценке, в уважении порождает чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, компетентности, силы, адекватности, полезности, необходимости. И наоборот, неудовлетворенная потребность в уважении и самоуважении вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, запускают развитие невротических реакций.
Таким образом, самооценка поддерживается двумя основными источниками
– достижениями и репутацией.
А. Маслоу отмечал следующие особенности формирования самооценки.
1. Самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она основана на реальных способностях, знаниях и умениях человека.
2. Самооценка будет зависеть от целей, которые человек преследует.
«Я-концепции» являются центральными в гуманистической психологии.
Представители этого направления – Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.
Одним из существенных вкладов гуманистического направления в развитие психологии – разработка мотивационной теории, согласно которой поступки людей мотивированы потребностями осознанными или неосознанными.
Осознанные потребности – это наши интересы, установки и цели, которые толкают на совершение определенных действий.
Процесс мотивации непрерывен, бесконечен и изменчив. И он является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния.
Согласно теории А. Маслоу потребности разделяются на первичные
(физиологические и интуитивные) и вторичные – жизнедеятельность человека в обществе. Именно к последним относится потребность в признании.
Рис. 4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Потребности этого уровня подразделяются на два класса.
В первый входят желания и стремления, связанные с понятием
«достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность.
Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе. Они связаны с понятием «репутация».
Как следствие, удовлетворение потребности в оценке, в уважении порождает чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, компетентности, силы, адекватности, полезности, необходимости. И наоборот, неудовлетворенная потребность в уважении и самоуважении вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, запускают развитие невротических реакций.
Таким образом, самооценка поддерживается двумя основными источниками
– достижениями и репутацией.
А. Маслоу отмечал следующие особенности формирования самооценки.
1. Самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она основана на реальных способностях, знаниях и умениях человека.
2. Самооценка будет зависеть от целей, которые человек преследует.
3. Человек переоценивает то, что связано с удовлетворением наиболее значимых, но пока неудовлетворенных потребностей. И, наоборот, недооценивать важность того, что для него кажется менее важным.
4. Человек будет склонен недооценивать и обесценивать важность того, что уже послужило удовлетворению его актуальных потребностей. «Даже много достигшие в жизни люди… постоянно вынуждены искать баланс в удовлетворении своих потребностей принадлежности и самооценки».
Самооценка обеспечивает «приятие себя», необходимое условие для перехода на следующий уровень потребностей, связанных с самовыражением. При этом важно: отсутствие самодовлеющего чувства вины и стыда; принятие своей сущности со всеми присущими ей изъянами и недостатками.
Выше были представлены 4 ключевые концепции, послужившие источником формирования понятия «самооценки» в западной психологии:
1. теоретические положения У. Джеймса в русле прагматической психологии,
2. психоанализ З. Фрейда,
3. теория Ч. Кули – представителя символического интеракционизма,
4. концепция А. Маслоу в русле гуманистической психологии.
Во второй половине XX века в русле каждого из перечисленных направлений продолжали развиваться теории самооценки.
Среди работ представителей направления неофрейдизм следует отметить изыскания Р. Уайт. По его мнению, основу самооценки составляет компетентность, под которой подразумеваются необходимые навыки, чтобы справляться с жизненными трудностями. Они вырабатываются в ходе взаимодействия с окружающей действительностью. Соответственно, человек может реагировать на жизненные трудности или через развитие компетентности, или через различные защитные формы, то есть ригидно. Историческое значение теории Р. Уайта заключается в том, что он поместил феномен самооценки в контекст развития личности. В отличии от своих предшественников (А. Адлера, К. Хорни), считавших, что самооценка формируется только в детстве, обосновал, что самооценка продолжает свое развитие и в зрелом возрасте.
Отправной точной теоретических построений представителя интрекционистского подхода М. Розенберга было представление о самооценке как некоторое образование, формирующихся посредством влияния на человека внешней среды. Важную роль в ее формировании принадлежит социальным и культурным факторам. Он изучал влияние на самооценку таких факторов как религия, принадлежность к социальному классу и т.д. Уровень самооценки определяется тем, насколько «реальное Я» человека соответствует/или нет его
«идеальному Я». Чем меньше разрыв, тем выше самооценка. М. Розенберг разработал шкалу самооценки для измерения уровня самоуважения.
С. Куперсмит в русле бихевиорального направления рассматривал самооценку как установки на принятие или осуждение себя и степень, в которой человек считает себя способным, значимым, успешным и ценным. Основа развития самооценки закладывается в детстве под влиянием отношения родителей к ребенку. Главные условия ее становления: родительская теплота, определенные границы, уважительное обращение. В фокус внимания С. Куперсмита были вопросы повышения и оптимизации самооценки, и изучение факторов, влияющих на повышение и снижение ее уровня. Он разработал новую типологию самооценки: негативная, умеренная, неадекватная. Оценка себя производится по четырем базовым основаниям: власть, значимость, добродетель и компетентность, таким образом были определены направления терапевтического воздействия при работе с самооценкой клиента. С. Куперсмит разработал опросник для измерения уровня самооценки детей и взрослых.
Когнитивное направление представлено работами С. Эпштейна. Основные положения его теоретических построений следующие:
самооценка – базовая потребность личности быть достойной любви;
следует уделять особое внимание отношениям между самооценкой и
«теориям» (представлениям) человека о мире, о себе, об окружающих –
«персональной теории реальности»;
между самооценкой и «персональной теорией реальности» возникают конфликты, которые обладают особой значимостью и силой;
самооценка имеет иерархическую структуру: основание – базовая самооценка, наиболее устойчивая и закрепленная; промежуточная – самооценка в различных областях жизнедеятельности; ситуативная – каждодневные, изменчивые суждения.
Н. Бранден определял самооценку как экзистенциальную потребность. Она формируется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Возникает в результате внутренней работы человека, и состоит из уверенности в своей способности думать, справляться в жизненными задачами; уверенности в праве быть успешным и счастливым, праве заявлять о своих потребностях и желаниях, наслаждаться результатами своих усилий.
Н. Бранденом были определены 6 основных сфер/практик, которые помогут выстроить здоровую самооценку. И разработана программа, содержащая конкретные упражнения, график работы для выстраивания здоровой самооценки.
Это наиболее значимые работы западных психологов о самооценке. В целом, в течении прошлого века ими была проделана колоссальная работа и были заложены основные принципы и подходы к изучению этого феномена. К основным заслугам следует отнести:
рассмотрение феномена самооценки неразрывно связано с понятием «Я» человека;
отмечено, что формирование самооценки связано с развитием личности человека;
было введено и рассмотрено такое понятие как «психологические защиты» и актуализация их роли в процессе самооценки;
процесс самооценки вызывает сильные эмоции, направленные на «себя»;
рассматривалась глобальная самооценка, как единое система оценки человека самого себя без привязки к какой-либо конкретной ситуации или виду деятельности;
уделено значительное внимание особенности формирования самооценки в детском возрасте;
работы западных психолог имеют прикладной аспект, отсюда и основные вопросы, с которыми работали: как «померить» самооценку? Как можно изменить самооценку?
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Вопрос 2.
Проблема завышенной самооценки в условиях учебной и
профессиональной деятельности.
Во второй половине ХХ века в западной психологической науке феномен самооценки привлек к себе большое внимание научной общественности. Это связано с тезисом о существенной роли самооценки в жизни человека. Выражается она в таких понятиях, как высокие и низкие показатели, адекватный или неадекватный уровень.
Возникло огромное количество исследований различных аспектов самооценки и ее роли во многих сферах жизнедеятельности. Впечатляющим следствием активного освоения темы самооценки в западной культуре стало
значительное число научных публикаций, в соответствии с которыми низкая самооценка стала однозначно рассматриваться как причина множества негативных переживаний и поведенческих проявлений ее обладателей. Социальные и личные проблемы
(насилие, дискриминация, расизм, убийства, подростковая беременность, суициды, депрессия, алкоголизм, наркомания, плохая успеваемость и пр.), согласно точке зрения авторов многочисленных исследований, оказались следствием негативной самооценки, в то время как высокая самооценка приобрела статус источника благополучия, удовлетворенности жизнью и высоких достижений.
Самооценка стала восприниматься как важнейший психологический ресурс человека или даже как его достояние, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки, к возникновению целого движения за повышение самоуважения (self-esteem movement). Разрабатывались различные программы, направленные на повышение самооценки, создавались ассоциации самооценки (NASE в США), данная проблема начала приобретать государственный масштаб.
Тем временем дальнейшее накопление эмпирических данных привело к разочарованию – оказалось, что высокая самооценка и ее достижение не только не являются однозначным условием социального и личностного благополучия, но могут привести к обратному результату. Те же самые проблемы в виде алкоголизма, расизма, насилия и др. могут рассматриваться как следствие погони за высокой самооценкой и самоуважением. Все это привело к значительной трансформации представлений о функциях самооценки и ее роли в регуляции жизнедеятельности. В условиях нарастающей склонности людей испытывать нереалистический оптимизм по поводу своих успехов и ожиданий результаты исследований самооценки, изложенные в зарубежных работах, вызывают все больше и больше вопросов.
Первый вопрос связан с мифом о высокой самооценке. Принято считать, что высокая самооценка – это залог жизненного успеха личности. Высокая самооценка служит трамплином для роста и создает основу профессиональной компетентности человека. Она влияет на становление и развитие личностных, когнитивных, социальных аспектов деятельности субъекта, определяет эффективность и результативность его работы.
Это положение было принято за аксиому, не требующую доказательств.
Публиковались работы и доклады о важности высокой самооценки, но при этом не приводились никакие статистические доказательства.
Через 30 лет западные ученые обнаружили, что самооценка не оказывает заметного влияния на индивидуальные цели, не влияет на формирование устойчивых учебных достижений. Глобальная мера самооценки приводит к весьма противоречивым результатам. Высокое мнение о себе может не коррелировать с показателями интеллектуальной деятельности. Общее оценочное отношение к себе не является устойчивым.
Второй вопрос исследования самооценки связан с причинами ее нарушений.
Канадский психолог Натаниель Бранден в книге «Психология самооценки» указывает, что существующие два типа самооценки – «псевдосамооценка» и
«генуинная» (подлинная) – формируются в условиях, в которых воспитывается индивид. Псевдосамооценка основывается на экстернальных источниках, подпитывающихся такими паттернами, как восхищение или одобрение окружающих людей, определенный социальный статус, физическая привлекательность и иные внешние факторы.
Эта гипотеза помогает объяснить, почему многие люди демонстрируют высокие показатели самооценки по вопросникам, называемым психологами фактором социальной желательности. А поскольку зависимость от внешних
(насилие, дискриминация, расизм, убийства, подростковая беременность, суициды, депрессия, алкоголизм, наркомания, плохая успеваемость и пр.), согласно точке зрения авторов многочисленных исследований, оказались следствием негативной самооценки, в то время как высокая самооценка приобрела статус источника благополучия, удовлетворенности жизнью и высоких достижений.
Самооценка стала восприниматься как важнейший психологический ресурс человека или даже как его достояние, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки, к возникновению целого движения за повышение самоуважения (self-esteem movement). Разрабатывались различные программы, направленные на повышение самооценки, создавались ассоциации самооценки (NASE в США), данная проблема начала приобретать государственный масштаб.
Тем временем дальнейшее накопление эмпирических данных привело к разочарованию – оказалось, что высокая самооценка и ее достижение не только не являются однозначным условием социального и личностного благополучия, но могут привести к обратному результату. Те же самые проблемы в виде алкоголизма, расизма, насилия и др. могут рассматриваться как следствие погони за высокой самооценкой и самоуважением. Все это привело к значительной трансформации представлений о функциях самооценки и ее роли в регуляции жизнедеятельности. В условиях нарастающей склонности людей испытывать нереалистический оптимизм по поводу своих успехов и ожиданий результаты исследований самооценки, изложенные в зарубежных работах, вызывают все больше и больше вопросов.
Первый вопрос связан с мифом о высокой самооценке. Принято считать, что высокая самооценка – это залог жизненного успеха личности. Высокая самооценка служит трамплином для роста и создает основу профессиональной компетентности человека. Она влияет на становление и развитие личностных, когнитивных, социальных аспектов деятельности субъекта, определяет эффективность и результативность его работы.
Это положение было принято за аксиому, не требующую доказательств.
Публиковались работы и доклады о важности высокой самооценки, но при этом не приводились никакие статистические доказательства.
Через 30 лет западные ученые обнаружили, что самооценка не оказывает заметного влияния на индивидуальные цели, не влияет на формирование устойчивых учебных достижений. Глобальная мера самооценки приводит к весьма противоречивым результатам. Высокое мнение о себе может не коррелировать с показателями интеллектуальной деятельности. Общее оценочное отношение к себе не является устойчивым.
Второй вопрос исследования самооценки связан с причинами ее нарушений.
Канадский психолог Натаниель Бранден в книге «Психология самооценки» указывает, что существующие два типа самооценки – «псевдосамооценка» и
«генуинная» (подлинная) – формируются в условиях, в которых воспитывается индивид. Псевдосамооценка основывается на экстернальных источниках, подпитывающихся такими паттернами, как восхищение или одобрение окружающих людей, определенный социальный статус, физическая привлекательность и иные внешние факторы.
Эта гипотеза помогает объяснить, почему многие люди демонстрируют высокие показатели самооценки по вопросникам, называемым психологами фактором социальной желательности. А поскольку зависимость от внешних
факторов является для таких личностей перманентной угрозой, они вынуждены справлять с ней с помощью социально желаемых оценок. Экстернальные источники с трудом поддаются контролю и не могут способствовать адекватному самовосприятию действительности, а значит, понижают способности к рефлексии и осмыслению своего Я. Рождается аффект неадекватности, как правило, приводящий к серьезным психологическим проблемам.
Психологические проблемы, связанные с неадекватно заниженной самооценкой и формированием стойко отрицательного эмоционального состояния, могут вызывать повторяющиеся ситуации неуспеха. И наоборот, неправильно сложившаяся завышенная самооценка в условиях внутриличностного конфликта заставляет индивида сохранить устоявшееся высокое мнение о себе, игнорируя зарождающиеся сомнения в адекватности самооценок.
Последствия социально желательных самооценок очевидны. Заряд их опасной неадекватности нацелен не только на отдельного человека, но и на социум в целом. Очевидны социальные последствия рекламных слоганов. У существенной части населения «Ты этого достоин» создает иллюзию удовлетворенности собой и служит мощным инструментом для личностной и когнитивной деградации.
Медийная среда быстро прививает модель жизни «под кайфом», очень точно задевает комплекс неудачника, которым действительно страдает обыватель.
Третий вопрос – отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам и недостаткам в поведении. Люди значительно отличаются друг от друга по способности замечать собственные ошибки. Одни совершенно искренне признают свои недостатки, другие, видимо, к этому не готовы. Есть и такие, «у кого сознательные оценки и замечания прямо противоречат тому, что они в действительности делают».
Когда-то сформированная самооценка имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни. В Австралии 86 % людей оценивают качество выполнения своей работы выше среднего уровня, и лишь 1 % оценивает себя ниже среднего уровня. По данным исследователей, 90 % менеджеров считают, что их коэффициент полезного действия выше, чем у среднего менеджера, равного им по рангу. А значительное большинство американских бизнесменов уверены, что их нравственные устои более высокие, чем у среднего человека, занимающегося бизнесом. Интересно, что даже ответы людей с низкими показателями достижений не выходят за пределы среднего.
Этнопсихологические исследования обнаружили интересный факт, что уже четырехлетние американцы считают себя лучше, чем большинство окружающих, а большинство взрослых американцев считают себя более интеллектуальными и привлекательными, чем среднестатистический человек. Многочисленные исследования в США, России, Израиле и других странах показывают устойчивую тенденцию психически абсолютно нормальных взрослых людей переоценивать себя по широкому кругу личностных качеств.
Обнаруженный факт ученые назвали феноменом нереалистического оптимизма и объясняли его проявление стремлением человека улучшить свое эмоциональное состояние. Осознание человеком того, что он в чем-то лучше других, повышает его самоуважение и улучшает эмоциональное состояние.
К сожалению, «нереалистичный оптимизм» делает людей уязвимыми.
Такой компенсаторный механизм завышения самооценки объясняет потребностью в эмоциональном приятии, который работает по принципу «предохранительного клапана», срабатывающего, если фрустрируется самоуважение».
Тенденция личности к поддержанию высокого уровня самоуважения и позитивной Я-концепции назвали эффектом самовозвышения, отметив при этом, что он проявляется только в условиях «публичности».
Психологические проблемы, связанные с неадекватно заниженной самооценкой и формированием стойко отрицательного эмоционального состояния, могут вызывать повторяющиеся ситуации неуспеха. И наоборот, неправильно сложившаяся завышенная самооценка в условиях внутриличностного конфликта заставляет индивида сохранить устоявшееся высокое мнение о себе, игнорируя зарождающиеся сомнения в адекватности самооценок.
Последствия социально желательных самооценок очевидны. Заряд их опасной неадекватности нацелен не только на отдельного человека, но и на социум в целом. Очевидны социальные последствия рекламных слоганов. У существенной части населения «Ты этого достоин» создает иллюзию удовлетворенности собой и служит мощным инструментом для личностной и когнитивной деградации.
Медийная среда быстро прививает модель жизни «под кайфом», очень точно задевает комплекс неудачника, которым действительно страдает обыватель.
Третий вопрос – отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам и недостаткам в поведении. Люди значительно отличаются друг от друга по способности замечать собственные ошибки. Одни совершенно искренне признают свои недостатки, другие, видимо, к этому не готовы. Есть и такие, «у кого сознательные оценки и замечания прямо противоречат тому, что они в действительности делают».
Когда-то сформированная самооценка имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни. В Австралии 86 % людей оценивают качество выполнения своей работы выше среднего уровня, и лишь 1 % оценивает себя ниже среднего уровня. По данным исследователей, 90 % менеджеров считают, что их коэффициент полезного действия выше, чем у среднего менеджера, равного им по рангу. А значительное большинство американских бизнесменов уверены, что их нравственные устои более высокие, чем у среднего человека, занимающегося бизнесом. Интересно, что даже ответы людей с низкими показателями достижений не выходят за пределы среднего.
Этнопсихологические исследования обнаружили интересный факт, что уже четырехлетние американцы считают себя лучше, чем большинство окружающих, а большинство взрослых американцев считают себя более интеллектуальными и привлекательными, чем среднестатистический человек. Многочисленные исследования в США, России, Израиле и других странах показывают устойчивую тенденцию психически абсолютно нормальных взрослых людей переоценивать себя по широкому кругу личностных качеств.
Обнаруженный факт ученые назвали феноменом нереалистического оптимизма и объясняли его проявление стремлением человека улучшить свое эмоциональное состояние. Осознание человеком того, что он в чем-то лучше других, повышает его самоуважение и улучшает эмоциональное состояние.
К сожалению, «нереалистичный оптимизм» делает людей уязвимыми.
Такой компенсаторный механизм завышения самооценки объясняет потребностью в эмоциональном приятии, который работает по принципу «предохранительного клапана», срабатывающего, если фрустрируется самоуважение».
Тенденция личности к поддержанию высокого уровня самоуважения и позитивной Я-концепции назвали эффектом самовозвышения, отметив при этом, что он проявляется только в условиях «публичности».