Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Нормативное правовое обеспечение
1. Законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
Оценка деятельности подведомственной организации и выявление возможных коррупционных рисков.
Для руководящих работников подведомственных организаций, а также для лиц, ответственных за антикоррупционную деятельность возможно проведение централизованного периодического обучения, направленного на получение прикладных знаний и навыков в области противодействия коррупции. Обучение должно состоять из теоретической и практической части. Теоретическая часть основана на получении знаний в области правового регулирования антикоррупционной деятельности, экономических и организационных условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Практическая часть ориентирована на выработку навыков работы в ситуациях с повышенным коррупционным риском, выявления потенциально опасных ситуаций, работу с конкретными кейсами, разработку алгоритмов антикоррупционных мероприятий и т.п. Обучение руководящих сотрудников и ответственных за антикоррупционную деятельность лиц может проводиться периодически 1-2 раза в год по инициативе Министерства культуры Российской Федерации.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае целесообразно определить лиц подведомственной организации, ответственных за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
-
Противодействие коррупции в подведомственных организациях
Противодействие коррупции в подведомственных организациях заключается в:
- выявлении коррупционных правонарушений;
- анализе выявленных правонарушений;
- минимизации последствий коррупционных правонарушений;
- применении к виновным мер ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Эффективное противодействие коррупционным правонарушением возможно при условии создания нормативной базы подведомственной организации, определяющей ключевые понятия антикоррупционной деятельности, механизмы реализации сотрудниками подведомственной организаций возложенных на них обязанностей в сфере противодействия коррупции и четко регламентированные меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
К таким актам относятся:
- антикоррупционная политика
- положение о конфликте интересов (личной заинтересованности)
- правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
- процедура информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений.
- процедура информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;
- процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов (возможно включение соответствующих норм в Положение о конфликте интересов)
Локальные акты организаций также должны содержать меры ответственности за нарушение соответствующих процедур и правил.
Результатом противодействия коррупции должно являться выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, их устранение, минимизация последствий коррупционных правонарушений.
Реализация механизмов профилактики и противодействия коррупции предполагает создание в подведомственных организациях соответствующих подразделений или назначения ответственных лиц в сфере противодействия коррупции, обладающих специальными полномочиями по проведению проверок информации о совершении коррупционных правонарушений, оценки коррупционных рисков, в том числе анализа должностных полномочий управленческого состава подведомственных организаций. К числу полномочий таких лиц может быть отнесено также рекомендации органам управления подведомственной организаций по вопросам проведения необходимых мероприятий в области противодействия коррупции.
Поскольку такие подразделения или лица несут ответственность за антикоррупционную деятельность, возможно определение критериев эффективности их работы. Такими критериями могут быть соблюдение всех обязательных требований законодательства, включая ведомственные акты, в области противодействия коррупции (принятие необходимых локальных актов, проведение необходимых мероприятий); проведение дополнительных мероприятий в области противодействия коррупции
; количество выявленных антикоррупционных правонарушений; ущерб организации от выявленных правонарушений.
-
Порядок мониторинга и контроля антикоррупционной деятельности.
Для целей объективной оценки антикоррупционной деятельности подведомственных организаций представляется разделение контрольных функций. Мониторинг и контроль антикоррупционной деятельности организаций целесообразно осуществлять посредством внутреннего аудита и внешнего мониторинга.
Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля и аудита подведомственной организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности подведомственной организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подведомственной организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов подведомственной организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой подведомственной организацией, в том числе:
-
контроль документирования операций хозяйственной деятельности подведомственной организации; -
проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Контроль документирования операций деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности подведомственной организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например:
-
оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения; -
предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов; -
выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг; -
закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных; -
сомнительные платежи наличными.
В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству подведомственной организации и ее работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе:
-
приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений; -
сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Внешний мониторинг включает в себя проверку соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции:
- соответствие принятых локальных актов требованиям действующего законодательства;
- оценку обоснованности коррупционных рисков;
- проверку реализации предусмотренных законом и локальными актами мероприятий в области противодействия коррупции;
- эффективность этих мероприятий;
- анализ организационных условия с точки зрения способствования совершению коррупционных правонарушений.
Внешний мониторинг целесообразно проводить с привлечение независимых экспертов в области консалтинга, права, конфликтологии.