Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет долями в уставном капитале организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример: работник организации А принимает решение о привлечении организации Б для выполнения платных услуг или производства работ, например проведение технического обслуживания компьютеров.

Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.

6. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример: главный бухгалтер организации А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.

Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.

7. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример: работник организации, в чьи трудовые обязанности входит решение вопроса о заключении договора на поставку товаров для обеспечение деятельности организации А, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.

Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг; отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника.

8. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника организации А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.


Пример: работник (ревизор) организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего коллеги (бухгалтера), при этом в полномочия работника (ревизора) входит ежегодный контроль финансово-хозяйственной деятельности.

Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю; установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.

9. Работник организации А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений организации А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.

Пример: организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора на изготовление декораций с организацией А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику организации А, уполномоченному принять решение о заключении договора, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника организации А.

Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.

10. Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.

Пример: работник организации А, занимающейся закупкой оборудования, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении необходимого оборудования организации, руководителем которой является его друг.

Возможные способы урегулирования: установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.

Определение перечня должностей с повышенным коррупционным риском.

К числу должностей с повышенным коррупционным риском в любом случае относятся руководители подведомственных организаций, их заместители, руководители филиалов, главные бухгалтера, а также должности, отвечающие одному или нескольким следующим признакам:

- выполняющие финансово-распорядительные функции;

- выполняющие управленческие функции;

- выполняющие организационные функции;



- руководители направлений

- имеющие право действовать от имени организации на основании (приказа) доверенности, в т.ч. при выполнении разовых поручений управленческо-распорядительного характера.

- влияющие на принятие управленческих решений (члены коллегиальных органов управления, наблюдательных советов и т.п.);

- выполняющие контрольные функции.

В качестве организационных мероприятий, направленных на снижение риска возникновения конфликта интересов рекомендуется проведение следующих мероприятий:

- перераспределение функциональных обязанностей управленческих кадров с целью недопущения совмещения управленческих функций

- определение перечня должностей с повышенным коррупционным риском

- обязательное ограничение совмещения управленческих функций руководителей разных бизнес-процессов

- ограничение полномочий по заключению договоров с аффилированными лицами;

- необходимость заполнения декларации о конфликте интересов для определенных должностей;

- ограничение на единоличное принятие решений по заключению хозяйственных договоров на сумму свыше определенной органами управления;

- определение аффилированности для подведомственных организаций;

- введение порядка принятия решений по заключению хозяйственных договоров

- введение конкурсных процедур при выборе контрагентов по договорам, превышающим установленные лимиты оплаты;

- ротация управленческих кадров.
Результатом оценки деятельности подведомственной организации и ее коррупционных рисков является карта коррупционных рисков, определяющая критические точки в деятельности подведомственной организации, перечень должностей с повышенным коррупционным риском, перечень хозяйственных операций, при совершении которых возможно совершение коррупционных правонарушений, перечень типовых ситуаций конфликта интересов подведомственной организации. Это является основанием для принятия положения о конфликте интересов, а также разработки организационных мероприятий по снижению коррупционных рисков.


  1. Перечень необходимых локальных актов

К числу локальных актов, которые необходимо принять в подведомственных организациях с целью создания и функционирования эффективного механизма по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями, наряду с предусмотренными действующим законодательством, следует отнести:


- антикоррупционную политику подведомственной организации;

- карту коррупционных рисков;

- положение о конфликте интересов (личной заинтересованности);

- перечень мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений.

Антикоррупционную политику и другие документы подведомственной организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, необходимо принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Содержание антикоррупционной политики конкретной подведомственной организации определяется спецификой этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует. Рекомендуется отразить в антикоррупционной политике следующие вопросы:

  • цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;

  • используемые в политике понятия и определения;

  • основные принципы антикоррупционной деятельности подведомственной организации;

  • область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;

  • определение должностных лиц подведомственной организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;

  • определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

  • установление перечня реализуемых подведомственной организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);

  • ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;

  • порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику подведомственной организации.

Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие

Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники подведомственной организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми подведомственная организация вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых подведомственной организацией с контрагентами.

Содержание положения о конфликте интересов и карты коррупционных рисков рассматривалось выше.


Перечень антикоррупционных мероприятий

В антикоррупционную политику подведомственной организации может быть включен перечень конкретных мероприятий, которые подведомственная организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей подведомственной организации. Такой перечень может быть принят в качестве отдельного локального акта с указанием сроков реализации и ответственных лиц.

Примерный перечень антикоррупционных мероприятий может включать:


Направление

Мероприятие

сроки реализации

Ответственные лица

Нормативное обеспечение антикоррупционной деятельности

Определение перечня локальных актов, необходимых к принятию подведомственной организацией.







Разработка и принятие антикоррупционной политики







Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации







Разработка и внедрение положения о конфликте интересов.







Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства







Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников







Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)







Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)







Мониторинг исполнения подведомственными организациями, обязанности принятия установленных локальных актов







Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов







Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов для должностей с повышенным коррупционным риском







Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер







Обучение и информирование работников

Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации







Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции







Разработка памяток по ключевым вопросам противодействия коррупции







Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации

Осуществление внутреннего мониторинга







Привлечение экспертов

Осуществление внешнего мониторинга эффективности антикоррупционных мероприятий







Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов

Анализ случаев возникновения конфликта интересов, осуществление мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также применение мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации







Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции







Мероприятия, направленные на стимулирование участия работников подведомственных организаций к участию в антикоррупционной деятельности

Закрепление в локальном акте порядка и видов поощрения и награждения лиц, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.).







Закрепление в локальном акте механизмов защиты заявителей о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений.