Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Нормативное правовое обеспечение
1. Законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
Оценка деятельности подведомственной организации и выявление возможных коррупционных рисков.
5. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет долями в уставном капитале организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации А принимает решение о привлечении организации Б для выполнения платных услуг или производства работ, например проведение технического обслуживания компьютеров.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
6. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: главный бухгалтер организации А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника; помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
7. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.
Пример: работник организации, в чьи трудовые обязанности входит решение вопроса о заключении договора на поставку товаров для обеспечение деятельности организации А, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.
Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг; отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; изменение трудовых обязанностей работника.
8. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника организации А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.
Пример: работник (ревизор) организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего коллеги (бухгалтера), при этом в полномочия работника (ревизора) входит ежегодный контроль финансово-хозяйственной деятельности.
Возможные способы урегулирования: рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю; установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
9. Работник организации А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений организации А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.
Пример: организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора на изготовление декораций с организацией А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику организации А, уполномоченному принять решение о заключении договора, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника организации А.
Возможные способы урегулирования: отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
10. Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.
Пример: работник организации А, занимающейся закупкой оборудования, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении необходимого оборудования организации, руководителем которой является его друг.
Возможные способы урегулирования: установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Определение перечня должностей с повышенным коррупционным риском.
К числу должностей с повышенным коррупционным риском в любом случае относятся руководители подведомственных организаций, их заместители, руководители филиалов, главные бухгалтера, а также должности, отвечающие одному или нескольким следующим признакам:
- выполняющие финансово-распорядительные функции;
- выполняющие управленческие функции;
- выполняющие организационные функции;
- руководители направлений
- имеющие право действовать от имени организации на основании (приказа) доверенности, в т.ч. при выполнении разовых поручений управленческо-распорядительного характера.
- влияющие на принятие управленческих решений (члены коллегиальных органов управления, наблюдательных советов и т.п.);
- выполняющие контрольные функции.
В качестве организационных мероприятий, направленных на снижение риска возникновения конфликта интересов рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- перераспределение функциональных обязанностей управленческих кадров с целью недопущения совмещения управленческих функций
- определение перечня должностей с повышенным коррупционным риском
- обязательное ограничение совмещения управленческих функций руководителей разных бизнес-процессов
- ограничение полномочий по заключению договоров с аффилированными лицами;
- необходимость заполнения декларации о конфликте интересов для определенных должностей;
- ограничение на единоличное принятие решений по заключению хозяйственных договоров на сумму свыше определенной органами управления;
- определение аффилированности для подведомственных организаций;
- введение порядка принятия решений по заключению хозяйственных договоров
- введение конкурсных процедур при выборе контрагентов по договорам, превышающим установленные лимиты оплаты;
- ротация управленческих кадров.
Результатом оценки деятельности подведомственной организации и ее коррупционных рисков является карта коррупционных рисков, определяющая критические точки в деятельности подведомственной организации, перечень должностей с повышенным коррупционным риском, перечень хозяйственных операций, при совершении которых возможно совершение коррупционных правонарушений, перечень типовых ситуаций конфликта интересов подведомственной организации. Это является основанием для принятия положения о конфликте интересов, а также разработки организационных мероприятий по снижению коррупционных рисков.
-
Перечень необходимых локальных актов
К числу локальных актов, которые необходимо принять в подведомственных организациях с целью создания и функционирования эффективного механизма по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями, наряду с предусмотренными действующим законодательством, следует отнести:
- антикоррупционную политику подведомственной организации;
- карту коррупционных рисков;
- положение о конфликте интересов (личной заинтересованности);
- перечень мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений.
Антикоррупционную политику и другие документы подведомственной организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, необходимо принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Содержание антикоррупционной политики конкретной подведомственной организации определяется спецификой этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует. Рекомендуется отразить в антикоррупционной политике следующие вопросы:
-
цели и задачи внедрения антикоррупционной политики; -
используемые в политике понятия и определения; -
основные принципы антикоррупционной деятельности подведомственной организации; -
область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие; -
определение должностных лиц подведомственной организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; -
определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; -
установление перечня реализуемых подведомственной организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения); -
ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики; -
порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику подведомственной организации.
Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие
Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники подведомственной организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми подведомственная организация вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых подведомственной организацией с контрагентами.
Содержание положения о конфликте интересов и карты коррупционных рисков рассматривалось выше.
Перечень антикоррупционных мероприятий
В антикоррупционную политику подведомственной организации может быть включен перечень конкретных мероприятий, которые подведомственная организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей подведомственной организации. Такой перечень может быть принят в качестве отдельного локального акта с указанием сроков реализации и ответственных лиц.
Примерный перечень антикоррупционных мероприятий может включать:
Направление | Мероприятие | сроки реализации | Ответственные лица |
Нормативное обеспечение антикоррупционной деятельности | Определение перечня локальных актов, необходимых к принятию подведомственной организацией. | | |
Разработка и принятие антикоррупционной политики | | | |
Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации | | | |
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов. | | | |
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства | | | |
Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников | | | |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.) | | | |
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.) | | | |
Мониторинг исполнения подведомственными организациями, обязанности принятия установленных локальных актов | | | |
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур | Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов | | |
Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов для должностей с повышенным коррупционным риском | | | |
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер | | | |
Обучение и информирование работников | Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации | | |
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции | | | |
Разработка памяток по ключевым вопросам противодействия коррупции | | | |
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации | Осуществление внутреннего мониторинга | | |
Привлечение экспертов | Осуществление внешнего мониторинга эффективности антикоррупционных мероприятий | | |
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов | Анализ случаев возникновения конфликта интересов, осуществление мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также применение мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации | | |
Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции | | | |
Мероприятия, направленные на стимулирование участия работников подведомственных организаций к участию в антикоррупционной деятельности | Закрепление в локальном акте порядка и видов поощрения и награждения лиц, способствующему раскрытию правонарушения коррупционной направленности (благодарственное письмо, внесение в книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства и др.). | | |
Закрепление в локальном акте механизмов защиты заявителей о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений. | | |