Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Нормативное правовое обеспечение
1. Законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
Оценка деятельности подведомственной организации и выявление возможных коррупционных рисков.
Принятые локальные акты подведомственной организации, в том числе антикоррупционная политика, положение о конфликте интересов доводятся до сведения всех работников подведомственной организации. Рекомендуется организовать ознакомление с указанными актами работников, принимаемых на работу в подведомственную организацию, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к текстам принятых актов посредством их размещения в соответствующих разделах корпоративного сайте подведомственной организации.
В целях обеспечения соответствия локальных актов требованиям действующего законодательства необходимо осуществлять периодическую проверку указанных актов и своевременное внесение соответствующих изменений. Также необходимо обеспечивать соответствие нормативного регулирования антикоррупционной деятельности подведомственной организации ее хозяйственной деятельности, т.е. необходимо периодическое проведение оценки коррупционных рисков.
4. Информирование об антикоррупционной деятельности подведомственной организации.
Информирование об антикоррупционной деятельности подведомственной организации может быть внутренним и внешним. Внутреннее информирование ориентированно на работников подведомственной организации с целью ознакомления с их обязанностями и ответственностью в области коррупционных правонарушений, порядком работы по предупреждению, выявлению и борьбе с коррупционными нарушениями, а также внутренними локальными актами. Такое информирование может носить разовый и периодический характер. Разовое информирование производится при приеме на работе, переводе на другую должность, принятия нового локального акта или изменения ранее действующего, возникновения ситуации, попадающей под регулирование антикоррупционного законодательства.
Периодическое информирование возможно в рамках проводимых подведомственной организацией обучающих мероприятий.
Информирование работников может производиться посредством размещения информации в общедоступных местах, в том числе на электронных ресурсах подведомственной организации, индивидуального информирования под роспись работников подведомственной организации.
Наиболее эффективным способом закрепления и ознакомления работников с обязанностями в области антикоррупционной деятельности является закрепление соответствующих положений в трудовых договорах с работниками.
Обязанности работников подведомственной организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников подведомственной организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.
Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:
-
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени подведомственной организации; -
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени подведомственной организации; -
незамедлительно информировать непосредственного руководителя / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство подведомственной организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; -
незамедлительно информировать непосредственного начальника / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство подведомственной организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами подведомственной организации или иными лицами; -
сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов. -
отказываться от получения в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Специальные обязанности могут быть обусловлены спецификой деятельности подведомственных организаций. Так, например, возможно включение в трудовые договоры работников образовательных организаций норм о запрете репетиторства с учащимися соответствующего подразделения.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в подведомственной организации: 1) руководства подведомственной организации; 2) лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; 3) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; 3) лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д. К числу таких обязанностей можно отнести необходимость заполнения декларации о конфликте интересов, отказ от заключения хозяйственных договоров с аффилированными лицами, запрет на работу с непосредственным подчинением родственникам, обязанность предоставления сведений о доходах, расходах и об имуществе.
Исходя их положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В этой связи, как общие, так и специальные обязанности целесообразно включать в трудовые договоры с работниками подведомственной организации, особенно в отношении должностей с повышенным коррупционным риском. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Внешнее информирование об антикоррупционной деятельности ориентировано на контрагентов подведомственной организации и может осуществляться посредством размещения соответствующей информации на электронных ресурсах подведомственной организации, участия подведомственной организации в антикоррупционных мероприятиях и коллективных инициативах. Это способствует формированию положительного имиджа подведомственной организации, высоких стандартов деловой этики подведомственной организации, нетерпимости к нарушениям действующего законодательства и предупреждению совершения сотрудниками подведомственной организации коррупционных правонарушений.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, необходимо принятие таких локальных актов как порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте подведомственной организации.
Для целей единообразной практики работы в сфере противодействия коррупции целесообразно разработка перечня необходимых локальных актов, а также типовых положений и порядков, регулирующих работу по профилактике и борьбе с коррупцией.
5. Обучение работников подведомственных организаций
При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующей тематике:
-
коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая); -
юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений; -
ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами подведомственной организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации (прикладная); -
выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная); -
выявление коррупционных рисков и критических точек в работе подведомственной организации (прикладная); -
поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций; -
взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).
При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в подведомственной организации; руководящие работники; иные работники подведомственной организации. В небольших подведомственных организациях может возникнуть проблема формирования учебных групп. В этом случае могут быть рекомендованы замена обучения в группах индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими подведомственными организациями.
В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
-
обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу; -
обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; -
периодическое обучение работников подведомственной организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне; -
дополнительное обучение.