Файл: Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Нормативное правовое обеспечение
1. Законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
Оценка деятельности подведомственной организации и выявление возможных коррупционных рисков.
Профилактика и борьба с коррупцией в подведомственных организациях должны являться одним из приоритетных направлений в работе этих организаций, без которого невозможно формирование и поддержание высоких этических стандартов в области культуры, истории, образования.
-
Профилактика коррупционных правонарушений
Коррупционные правонарушения являются следствием имеющихся возможностей удовлетворения личных интересов в ущерб интересам подведомственной организации, общества, государства, низкой правовой культуры и уровня гражданственности. Таким образом, основы работы по противодействию коррупции должны составлять мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений.
В основе коррупционных правонарушений лежит противоречие, возникающее между интересами сотрудника подведомственной организации и интересами самой подведомственной организации или государства в целом - конфликт интересов и личная заинтересованность. Таким образом, эти категории являются ключевыми с точки зрения выявления коррупционных нарушений.
Следовательно, в целях повышения эффективности работы по предупреждению и выявлению коррупционных нарушений, целесообразно введение в подведомственных организациях локальных актов, определяющих эти понятия с учетом специфики деятельности подведомственной организации, а также актов, определяющих перечень должностей и процессов в деятельности подведомственной организации, где в силу должностных обязанностей и полномочий сотрудников возможно возникновение личной заинтересованности и конфликта интересов.
Алгоритм работы по профилактике и предупреждению коррупционных нарушений.
- 1 2 3 4 5 6
Оценка деятельности подведомственной организации и выявление возможных коррупционных рисков.
Целью оценки деятельности и выявления коррупционных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности подведомственной организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками подведомственной организации коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды подведомственной организацией.
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности подведомственной организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить на регулярной основе. При этом возможен следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:
-
представить деятельность подведомственной организации в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы); -
выделить «критические точки» - для каждого бизнес-процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений. -
для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений. -
определить должности в подведомственной организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц подведомственной организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным; -
на основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков подведомственной организации» - сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений. -
сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные процедуры и требования, например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов. -
разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой «критической точки». В зависимости от специфики конкретного бизнес-процесса такие меры могут включать:-
детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в «критической точке»; -
реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри подведомственной организации; -
введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников подведомственной организации (с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия; -
установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений; -
введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.
-
Для создания методологической основы карты коррупционных рисков целесообразно определение типовых бизнес-процессов, «критических точек» и должностей с повышенным коррупционным риском в соответствии с профилем деятельности подведомственных организаций. Для этого предлагается использовать следующую классификацию подведомственных организаций:
1 группа (учреждения искусства):
- театры;
-организации эстрадного и циркового искусства;
- оркестры и филармонии.
2. группа (образовательные и научные учреждения):
- учебные и научно-исследовательские заведения.
3. группа (учреждения истории и культуры):
- музеи;
- библиотеки.
4. группа:
- прочие организации.
В основе данной классификации лежит профессиональная направленность деятельности подведомственной организации, обуславливающая ее хозяйственные, административные и управленческие и иные интересы и потребности, в соответствии с ее уставными документами.
На следующем этапе анализа деятельности подведомственных организаций целесообразно выделить основные бизнес-процессы, присущие той или иной группе подведомственных организаций.
Для учреждений искусства (1 группа) обязательные составляющие деятельности:
- творческая деятельность – определение содержательной составляющей при реализации культурной и творческой части в деятельности подведомственной организаций: подготовка сценариев программ и мероприятий, постановка, определение актерского состава и т.п.
- административно-хозяйственная деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования подведомственной организации в целом: материально-техническая база, строительство, ремонт, реконструкция помещений, занимаемых организацией, транспортное, медицинское и прочее обслуживание текущей хозяйственной деятельности, обеспечение питания и т.п., а также деятельность, направленная на обеспечение реализации творческого замысла: создание костюмов, декораций, светового, музыкального и иного сопровождения
- управленческая деятельность – деятельность, направленная на определение приоритетных направлений в работе подведомственной организации, обеспечивающих ее эффективное функционирование в соответствии с ее основными целями и задачи,
обеспечение реализации уставных целей, экономическую эффективность, управление внутри корпоративным взаимодействием и т.п. Управленческая деятельность предполагает принятие обязательных для подведомственной организации решений и может влиять на выбор контрагентов по любым договорам, организацию гастрольной деятельности, выбор приоритетных направлений при осуществлении хозяйственной деятельности, организацию внутренней структуры подведомственной организации, осуществление персоналом своих должностных обязанностей и т.п.
-финансов-экономическая деятельность – деятельность по управлению финансами подведомственной организации, их распределением, выплат, учет доходов и расходов и т.п.
Для образовательных учреждений (2 группа) обязательны следующие направления деятельности:
- административно-хозяйственная деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования подведомственной организации в целом: материально-техническая база, строительство, ремонт, реконструкция помещений, занимаемых организацией, транспортное, медицинское и прочее обслуживание текущей хозяйственной деятельности, обеспечение питания и т.п., а также деятельность, направленная на материально-техническое обеспечение учебного процесса;
- финансово-экономическая - деятельность по управлению финансами подведомственной организации, их распределением, выплат, учет доходов и расходов и т.п.;
- научная деятельность – деятельность по созданию и внедрению научных разработок профильного характера, включая образовательные программы;
- учебный процесс – деятельность по обеспечению содержательной составляющей и ее реализации в рамках учебного процесса, в том числе организацию приема абитуриентов, реализации дополнительных и платных профильных образовательных программ и оказание платных услуг, в т.ч. деятельность преподавательского состава.
- управленческая деятельность - деятельность, направленная на определение приоритетных направлений в работе подведомственной организации, обеспечивающих ее эффективное функционирование в соответствии с ее основными целями и задачи, обеспечение реализации уставных целей, экономическую эффективность, управление внутри корпоративным взаимодействием и т.п. Управленческая деятельность предполагает принятие обязательных для подведомственной организации решений и может влиять на выбор контрагентов по любым договорам, выбор приоритетных направлений при осуществлении хозяйственной деятельности, организацию внутренней структуры подведомственной организации, осуществление персоналом своих должностных обязанностей и т.п.
Для подведомственных организаций истории и культуры (3 группа):
- административно- хозяйственная деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования подведомственной организации в целом: материально-техническая база, строительство, ремонт, реконструкция помещений, занимаемых организацией, транспортное, медицинское и прочее обслуживание текущей хозяйственной деятельности, обеспечение питания и т.п., а также деятельность, направленная на организацию и обеспечение доступности фондов для демонстрации и/или использования в соответствии с профилем деятельности подведомственной организации;
-финансово – экономическая деятельность – деятельность по управлению финансами подведомственной организации, их распределением, выплат, учет доходов и расходов и т.п.;
-управленческая деятельность – деятельность, направленная на определение приоритетных направлений в работе подведомственной организации, обеспечивающих ее эффективное функционирование в соответствии с ее основными целями и задачи, обеспечение реализации уставных целей, экономическую эффективность, управление внутри корпоративным взаимодействием и т.п. Управленческая деятельность предполагает принятие обязательных для подведомственной организации решений и может влиять на выбор контрагентов по любым договорам, выбор приоритетных направлений при осуществлении хозяйственной деятельности, организацию внутренней структуры подведомственной организации, осуществление персоналом своих должностных обязанностей и т.п.;
- научная деятельность – деятельность научно-исследовательского характера, осуществляемая в рамках профиля и направленности подведомственных организации, направленная на сохранение и поддержание исторических и культурных традиций, изучение исторических фактов, биографий, и т.п.
- деятельность по созданию и сохранению культурных и исторических фондов – деятельность по формированию, сохранению и изучению музейных и библиотечных фондов, распоряжению ими;
- организация культурных мероприятий и оказание дополнительных услуг – деятельность по продвижению, популяризации как подведомственной организации в целом, так и профиля ее деятельности, например, проведение семинаров, конференций, научных дискуссий, а также иных мероприятий, в том числе на коммерческой основе, связанных с использованием фондов подведомственной организации.