Файл: 1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако проза жизни этих лет была весомее творческих удач и надежд на устройство личной жизни. В стране начинались репрессии против «врагов» советской власти, иллюзии о справедливом обществе таяли на глазах. В личном плане тоже не предвиделось перспективы. И Владимир Владимирович решил сам поставить точку на своей жизни...
...Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

394 слов.
46. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)

Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать». 

Александр Твардовский был не только писателем, но и журналистом, и это не могло не отражаться на тематике и стиле его творчества. Он писал на злободневные и актуальные темы как журналист, но свои произведения одевал в литературную оболочку.

В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать.
    Первая часть называется «Перед отлетом», и это заглавие имеет символическое значение, ибо речь здесь идет о юношеских мечтах лирического героя. Важно заметить, что Твардовский строит главу в форме воспоминания и обращения к невидимому товарищу, который был неотъемлемой частью юных лет.
    Вторая глава является основной и самой обширной. Она называется «Сын за отца не отвечает». Важно отметить, что эта фраза была сказана Сталиным, и теперь Твардовский дает свою оценку этим словам. Теперь автор обращается уже не к другу, а к молодому поколению, которое очень мало знает об эпохе Сталина:
 Вас не смутить в любой анкете
Зловещей некогда графой:
Кем был до вас еще на свете
 Отец ваш, мертвый иль живой.
Это было одним из сложнейших моментов в жизни страны, ибо появилось понятие «враг народа», которое становится своеобразным клеймом на всю жизнь. Эти слова заставляли людей стыдиться своих родных, скрывать свое прошлое и жить в постоянном страхе. С подобной биографией и мечтать нельзя было о ярком и стабильном будущем:

 Еще бы ты с такой закваской
 Мечтал ступить в запретный круг…

  И вдруг:
- Сын за отца не отвечает.
   Слова Сталина стали самыми главными в судьбе тех, кто был сыном «врага народа». Проклятье снято, теперь ты такой же, как и другие. Твардовский вспоминает те годы с тоской и горечью, ибо сталкивается с такой ситуацией чуть ли не на каждом шагу. Душевная боль лирического героя связана, в первую очередь, с тем, что указ Сталина в какой-то мере разорвал нравственную и духовную связь между детьми и их родителями. Происходит некое отречение, отказ от любимых и любящих людей:
  Благодари отца отцов,
Что он простил тебе отца
Родного – с легкостью нежданной. 
  Далее Твардовский все же решает рассказать о тех, кто является якобы врагом. Чаще всего ими оказываются обычные люди – труженики. Но самое страшное в том, что «врагов народа» становилось все больше и больше.
Третья часть «О памяти», на мой взгляд, обращена к читателю. Здесь автор подводит итог всему вышесказанному. Твардовский повествует о том, что невозможно вычеркнуть из памяти прошлое, ибо оно является частью жизни каждого человека и всей страны. Он уверен, что нельзя глядеть в будущее, забыв прошедшее.
    Возвращаясь к сталинской действительности, Твардовский часто вспоминает слова секретаря Смоленского обкома: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». Именно по такому принципу, на мой взгляд, и строились отношения людей, которые стремились к непонятным и чужим идеалам, пренебрегая самыми родными.

498 слов.

47. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность — вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт и Сальери”.

    Трагедия начинается с драматического монолога Сальери, подводящего безрадостный итог своей целеустремленной, наполненной жесткими ограничениями жизни.\Все говорят: нет правды на земле.

 
    Но правды нет — и выше.
 Моцарт и Сальери — две противоположности. Сальери — олицетворение гордого одиночества и презрения, Моцарт — воплощение жизнелюбия, наивной доверчивости, трогательной человечности. Оба они стоят высоко над толпой. Но Моцарт универсален, а Сальери узок, Моцарт вмещает в себя весь мир и щедро делится с ним своими творческими откровениями, Сальери же эта его щедрость возмущает.
    Сальери восхищается гениальными озарениями Моцарта-музыканта, ему в совершенстве изучившему музыку отчетливо видна гармоническая безупречность звукоряда, выражающего свободный полет мысли “счастливца праздного”.
 Несправедливое устройство мира воплотилось для Сальери в Моцарте-человеке. Если бы тот был отрешенным от жизни аскетом, напряженным трудом постигающим тайну музыки, Сальери, мне кажется, по-доброму радовался бы его успехам. Но в Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало. Незаслуженный дар Моцарта разрушает всю систему ценностей, обессмысливает и разрушает весь жертвенный жизненный путь Сальери. И он всем своим существом протестует против этого. Оправдывая себя, Сальери утверждает, что он “избран, чтоб его остановить — не то мы все погибли. Мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою славой...” Моцарт должен уйти, чтобы не нарушался устоявшийся миропорядок, чтобы несколько порывов вдохновения гения не обесценили дающееся трудом искусство избранных, потому что, “возмутив бескрылое желанье” в простых людях, он все равно не сможет поднять их на более высокую духовную ступень. Моцарт не учитель, он бог в искусстве, ибо он неповторим, а следовательно — неправильный, бесполезный. 
    Великодушное признание Моцартом за Сальери принадлежности к высокому, не подвластному разуму, “бесполезному” искусству на фоне рассуждений Сальери выглядит как жестокий приговор:

 Нас мало избранных, счастливцев праздных, 
    Пренебрегающих презренной пользой, 
    Единого прекрасного жрецов...

   А окончательным приговором ему становятся бессмертные слова благородного, чуждого мелочных страстей, светлого Моцарта: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”.

320 слов.

48. Спор поколений в литературе и жизни

В авторском предисловии к своей самой знаменитой сказке «Маленький принц» - французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все
взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомнив себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».

Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касалась музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. Оно в арсенале у многих людей. А вот слышат – единицы. С ним сложнее. Освоено это умение единицами. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.

Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории. Слезы, недоразумения – можно ли их избежать во взаимоотношениях между родителями и детьми? Споры между разными поколениями возникали всегда. Причин тому тьма: музыкальные вкусы и пристрастия, политические взгляды, литературные симпатии и антипатии и другие. «Отцы и дети» — самоназвание знаменитого тургеневского романа четко обозначает основной вопрос, затронутый в произведении. Извечная людская проблема, кроющаяся в недопонимании между последующими и предыдущими поколениями, становится предметом размышлений автора. Прошлое, уходящее поколение, как правило, видит в себе больше хороших, положительных черт, чем в своей смене, не имеющей четких моральных устремлений. Для нового поколения в прежних устоях нет ничего, заслуживающего внимания. Охарактеризовать их можно эпитетами «изжившие», «устаревшие». Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины.

Споры из нашей жизни не исчезнут никогда. Нужно время для раздумий и расстановки всех точек. С проблемой «отцов и детей» можно столкнуться где угодно: будь то семья, трудовой коллектив или же общество в целом. Для ее решения старшему поколению нужно быть лишь более терпимым к молодым, а для поколения «детей» нелишне будет относиться к старшим с большим уважением. И в любом случае не обойтись без обоюдного понимания.

351 слово

49. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?


Каждый поэт входит в храм природы со

своей «молитвой» и своей палитрой.
В. Базанов


Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть переполненную бурлящими эмоциями, взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.
Родившись в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.
Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали полны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по-настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.
Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта.
Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»),
И всегда описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова. Клен, черемуха, осень в стихах поэта - не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе. Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, размышлять, то есть жить.