Файл: 1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38. . Огромное счастье - любить и быть любимым

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.
    Д. Дидро

Важно ли для человека чувствовать себя любимым? Конечно же, да, ведь всем необходимо чувствовать себя кому-то нужными, ощущать заботу и внимание со стороны близких людей. Это делает нас счастливыми.
Бесспорно, быть любимым - это много значит для каждого человека, но разве совсем неважно любить самому? У каждого из нас есть потребность не только получать, но и отдавать. Мы не будем чувствовать себя по-настоящему счастливыми, если не сможем дарить любовь другим людям, выражать свои чувства в поступках. Любя, мы становимся лучше, учимся быть чуткими, понимаем, что такое сопереживание. Вспомним рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Внук Гриша приехал к бабушке. Ему известно, что она часто кричит по ночам: сказываются пережитые ею трудные военные годы. Мама предупредила его: если бабушка будет мешать спать, нужно крикнуть на нее: «Молчать!» Сначала внук так и хочет поступить, но потом в его сердце рождается сострадание к бабушке. Любовь к близкому человеку заставила его прозреть. Он понял, что все, что нужно, чтобы пришло исцеление, - это забота. И ночью вместо того, чтобы крикнуть на бабушку, он начинает успокаивать, утешать ее. И читатель понимает: чтобы быть человечным, достаточно просто любить.
Так что же важнее: любить или быть любимым? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: сердце человека предназначено и для того, чтобы принимать, и для того, чтобы дарить любовь. Это две стороны одного целого, и невозможно отрицать важность ни одной из них.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:     
Любовь – над бурей поднятый маяк,
    Не меркнущий во мраке и тумане.
    Любовь – звезда, которою
    Моряк определяет место в океане.     
   Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.

   Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.
428 слов.

39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

Когда строку диктует чувство, 
Оно на сцену шлет раба, 
И тут кончается искусство, 
И дышат почва и судьба. 
Б. Пастернак 
Поэзия часто говорит о себе самой — устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. 
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг: 
Поэзия! Греческой губкой в присосках 
Будь ты, и меж зелени клейкой 
Тебя б положил я на мокрую доску 
Зеленой садовой скамейки. 
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней — наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”. 
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь — во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование — в этом его нравственная задача, в этом — утверждение принципов добра и красоты.

 
Искусство и простота — тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах.

Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение — поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его — в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака — пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак — явление для русской литературы сакральное: он — Поэт. 

368 слов.

40. Литература выпрямляет душу?

Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.

Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.

262 слов.

41.Трагедия Е.Онегина

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:


«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

387 слов.

42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь - молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых — двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры — сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы: