Файл: Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергачская средняя общеобразовательная школа №4»
Сергачского муниципального округа
Нижегородской области
Итоговый проект по литературе
«Мир пушкинской лирики в исследованиях В.А. Грехнёва»
Автор работы:
Крутько Надежда,9 класс
Сергачский муниципальный округ
Нижегородская область
Руководитель:
Савлинова Наталья Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Сергач - 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Разрушение Пушкиным стереотипов жанра 4-
1.1.Дружеские послания 4
1.2.Элегия 6
Глава 2. Построение и смысл пушкинской лирики. Добро и красота 7
2.1.Идеи просвещения 7
2.2.Человек в лирике Пушкина. Разум 8
Заключение 10
Список литературы 11
Приложения 12
Введение
Когда ты впервые соприкасаешься с Пушкиным, то сразу же ощущаешь всю мощь его языка в прозе, разнообразие сравнений и красоту слога в лирике. Ты тогда еще не осознаешь этого, но уже проникаешься его идеями. Культ
Пушкина в нашей стране - явление более глубокое и интересное, чем кажется на первый взгляд. «Мы так устремлены к Пушкину потому, что видим в нем источник народной мудрости, описанной с красотой и любовью к родному языку»,- писал Грехнев (1; с. 5-6).
Переводчики Пушкина отмечают, что в восприятии его творчества огромную роль играет русский менталитет, который, помогает улавливать мельчайшие детали и читать между строк. Он описывает до того знакомые нам картины быта, что даже через века его истории про самодовольных помещиков и о бедной жизни крестьян остаются актуальными.
В поэзии Пушкина русский мир самобытен, но при этом неразрывно связан со всем, что его окружает. В свои произведения он вложил одну очень важную мысль: природа и человек находятся в гармонии, воспринимаемой не как идеал, а как источник внутреннего спокойствия. Когда Пушкин хотел
показать чувственных и вдумчивых героев, то непременно показывал их тесную связь с природой. Например, Татьяна из «Евгения Онегина» очень любила гулять по лесу. Уединяясь на природе, она развивала в себе привычку мыслить самостоятельно и умение отстраняться от происходящего вокруг.
Не секрет, что Пушкин больше всего любил осень. В поэзии он открыл именно русскую осень, вспыхивающую красками перед увяданьем, свежим дыханием предзимья.
Наконец, русский мир у Пушкина – это все людское общество. В годы войны страшная реальность заставила людей создать культуру национального эгоизма: народ был един, но каждый думал только о себе. Идеи эти были чужды Пушкину, теснили его творчество. Своими стихами он поднимал национальный дух, давал обществу необходимое утешение. Искусство спасает человека, но стоит потеряться в скучных серых буднях, отбить у масс желание интересоваться искусством и исчезнут все предпосылки для его развития, а увядание искусства не окупиться никакими ценностями материального прогресса.
Создав за свою короткую жизнь сотни рассказов стихов и пьес, Пушкин собрал целый букет мнений, образовав некий негласный культ. Он стал эталоном русской литературы. Каждая книга сравнивалась и будет сравниваться с ним.
Выбранная мною тема актуальна, так как Грехнев помог русскому языку сохранить свой вид и значимость в мире. Он, можно сказать, занимался популяризацией не только Пушкина, но и в целом всего русского языка.
Цель работы:
Раскрыть грани пушкинской лирики в работах Грехнева В.А.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме;
- раскрыть влияние Пушкина на формирование жанров;
- выявить вечный смысл пушкинской лирики.
В ходе работы я использовала материал литературоведа Грехнева: «Мир пушкинской лирики», «Лирика Пушкина: о поэтике жанров», «Самостоянье свободы» и др.
Глава 1. Разрушение Пушкиным стереотипов жанра.
1.1. Дружеские послания.
У каждого жанра есть свой художественный взгляд на вещи и свои горизонты познания. Каков же он у послания?
По мнению Грехнева, мир послания отличается от элегии следующим: «Если элегия обостренно внимательна к временным аспектам бытия, то раннее дружеское послание — к пространственным» (1; с. 52).
Кажется, что этот жанр является наиболее свободным по сравнению с другими. В нем мысль автора может скакать с предмета на предмет, мешать в себе и древние мифы, и будничную реальность.
Жанр послания в творчестве Пушкина не был неизменным. В лицейские годы и в ранней лирике это обращения к конкретным лицам:
….Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души,
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши…
(Из стихотворения «19 октября»).
В зрелой лирике послания Пушкина приобретают обобщенный, социально-философский характер. Через послание Пушкин обращается ко всему миру:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…
(Из стихотворения «Во глубине Сибирских руд»).
Послания, по мнению В. Грехнева, переживают в поэзии Пушкина время яркой «вспышки» и непосредственно вслед за нею – период своего «заката». В книге говорится, что: «Абсолютизируя настоящее, оно (послание) хотело
бы продлить его в бесконечное будущее, и даже за гранью бытия, куда изредка переносит его нетерпеливая фантазия, оно склонно видеть лишь продолжение драгоценного сегодня » (1; с. 50).
Взрослому Пушкину, по-видимому, не был интересен такой разностильный и разномасштабный жанр как послание. В своей заметке по поводу прозы Батюшкова, оставленной на полях «Опытов в стихах и прозе», он писал: «Главный порок в сем прелестном послании – есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни» (1; с. 29). К этому времени Пушкин давно перерос поэтическую практику послания.
Но правда ли жанр послания умрет в позднем Пушкине (а это 30-е годы 19 века) и исчезнет в литературе в целом?
На это Грехнев дает такой ответ: «По мере активизации в русской литературе романтических веяний, исчерпывает себя не только жанровый объект послания, но и образ общения, в котором была закреплена его коммуникативная установка » (3; с. 240).
И действительно уже ко второй половине 19 века жанр послания полностью изживает себя, дав дорогу новым жанрам.
1.2.Элегия.
Элегия в творчестве Пушкина - это жанр, дающий максимальную свободу, способный проявить всю фантазию поэта. Хотя, казалось бы, что элегия более скованный жанр, чем послание, а между тем, именно оттолкнувшись от элегии, Пушкин вырывается на просторы вне жанрового мышления. В этом нет ничего неожиданного, потому что здесь, в элегии, формировался «язык сердца», отвечавший высшему предназначению лирики (2. с. 236).
Пушкин быстро перерос своих учителей и стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы. Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание разных стилей в пределах одного произведения.
Пушкин повернул сам жанр в сторону импульсивных «впечатлений бытия». Грехнев объясняет, что именно это предрешило судьбу элегии, пишет: «с него то и началось в лирике Пушкина процесс разрушения жанра. Преобразования эти превышали пределы возможного «усовершенствования»
жанра, пределы, в которых он еще в состоянии был сохранить свою эстетическую определенность» (1; с. 198).
И характеризуя участь посланий и элегий после 1820-х годов, Грехнев настойчиво использует слова «смерть», «обломки жанра» (3; с. 240).
1823 год является переломным в творчестве Пушкина. Он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя черта его личности. Свобода стала главной целью его творчества, ее духом пронизаны все поздние стихи:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(Стихотворение «Птичка»)
«И как характерно, что разрушение жанров (элегии и послания в частности) начинается именно с вторжения биографического начала, ведь это начало сопряжено с самой сущностью пушкинского лирического стиля.
Наблюдения над пушкинской поэтикой жанров убеждают в том, что исчезновение послания и элегии в лирике-вовсе не результат жанрового синтеза, как это порою пытаются представить. Нет, жанры в преддверии распада движутся в своих границах, хотя границы эти становятся все подвижнее, и перелив опыта из одного жанр в другой странно было бы отрицать. Каждый жанр исчерпывает свой цикл развития и свою историю разрушения, и чем шире раздвигаются горизонты жанра, тем ближе становится он к той черте, за которой язык его становится бессильным перед безграничным многообразием реальности. В том, что жанры начинают распадаться именно в пушкинской лирике, нет исторической случайности:
этот процесс был ускорен напором пушкинского стиля, его природой, его установкой души»,- подводил итог Грехнев (1; с. 199).
Глава 2. Построение и смысл пушкинской лирики. Добро и красота.
2.1. Идеи просвещения.
Как писал Грехнев, ничто не жгло сердце молодого поэта лучше, чем идея просвещения. Она переживала у Пушкина кризисы и взлеты, в ней пересекались представления о том, насколько современное общество готово принять истину и доброту. Она вобрала в себя жестокую правду реальности. Возвращаясь к ней снова и снова и обогащая ее новым опытом, поэт с годами развивает в ней свою мысль.
Велико и плодотворно было воздействие просветительства на молодого Пушкина. В писательской среде благодаря ему сложилось мнение, что свобода и просвещение неразрывно связаны и потеря их равновесия не сулит государству ничего кроме бед. Даже вера в нее дает поэзии огромный заряд энергии. Если мир, хотя бы в идеале, разумно устроен, значит, возможности разума просветителя не ограничены.
Но Пушкин не мог полностью разделять просветительские точки зрения, вернее, он понимал идею совсем не так, как например Вольтер. В одном из черновых текстов Пушкин рассуждает на эту тему:
1. Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны, так же как им стало ясно рабство, королевская власть и т.п. Они убедятся, что наше предназначение — есть, пить и быть свободными.
2. Так как конституции, — которые являются крупным шагом вперед человеческой мысли, шагом, который не будет единственным, — необходимо стремятся к сокращению численности войск, ибо принцип вооруженной силы прямо противоположен всякой конституционной идее, то возможно, что менее чем через 100 лет не будет уже постоянной армии.
3. Что касается великих страстей и великих воинских забот, и только ради этого они поставили себя под защиту законов.
Грехнев говорил, что по Пушкину есть один незыблемый оплот свободы, покоящийся в глубине человеческого духа. В нем заключено нечто такое, на что личность может опереться в любые времена, под тягчайшим давлением истории. Это «лучшая свобода», именно потому, что она являет собой голос человеческого достоинства, суверенного и самоценного, не зависящего от гнета обстоятельств (5. с. 95).
Закон, боготворимый «свободной душой», это следствие гуманности государственного права, о котором мечтали просветители, всё это признаки просветительских идей, вошедших в обиход времени.
2.2.Человек в лирике Пушкина. Разум.
Воспитываясь на традициях просветительства