Файл: Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Пушкин всегда ценил разум.

Разум и интеллект у Пушкина далеко не одинаковые понятия: разум это что-то более абстрактное, он находится у человека в гармонии с окружающим миром. Поэтому его потеря очень пугает Пушкина, но в то же время она высвобождает у человека его истинную сущность:

Не дай мне бог сойти с ума…

…Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним

Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня

На воле, как бы резво я

Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду…

( Из стихотворения «Не дай мне бог сойти с ума»)

Разум у Пушкина важнейшее, но не главное у его персонажей. Герои Пушкина – настоящие, лишенные художественной гиперболизации, поэтому они исключают однозначность трактовки (4; 1). Разум - это одно из качеств души, и поэтому именно дух у него является синонимом целостного человека (дух свободы, приключений, воображения, интуиции и т.д.).

Грехнев отмечает так же чуткость пушкинских героев. В «Капитанской дочке» Гриневу снится вещий сон, в котором Пугачев размахивает топором и требует целовать ему руку. В будущем он возьмет крепость и казнит ее обитателей, а после заставит выживших присягнуть ему на верность. Или, например, сон Татьяны, в котором она видит Онегина, убившего Ленского.

То, что отличало психологию пушкинских персонажей от их современников, - совмещение «энергии ума» с «глубиной подсознательного, с «доверием к пугливым сновидениям души». В самом совмещении нет ничего сверхъестественного, пишет Грехнев. В лирике Пушкина запечатлены те смутные состояния души, которые пронизаны мистикою сердца: предчувствия, приметы, тайные движения мечты. (1; с. 460-461).

…Я ехал прочь: иные сны...

Душе влюбленной грустно было,

И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаемся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

( Из стихотворения «Приметы»)

Заключение

В произведениях, созданных Пушкиным, мы видим новый этап развития русского языка.

Какую роль имел Пушкин в его формировании?

В пушкинскую пору получили развитие такие жанры как элегия и послание. Пушкин, можно сказать, выставил канон, по которому они двигались и по которому впоследствии умерли.

Он продвигал идеи просвещения в широкие массы, тем самым сделав творчество более доступным и приближенным к «русскому» миру. Его произведения подарили нам культовых героев
, чьи образы многие современники берут за основу своих. Достоевский говорил о Пушкине: «… И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Он умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (7; гл. 2).

В. Грехнев, обладая ярко выраженной энергией воздействия на читателей, внес несомненный вклад и в изучение Пушкина, и в разработку исторической поэтики лирических жанров.

Список литературы.

1. Грехнев В.А., «Мир пушкинской лирики», 1994.

2. Грехнев В.А., «Лирика Пушкина: о поэтике жанров»,1985.

3. Мартьянова, С. Поэтика лирических жанров и пушкинистика / С. Мартьянова, В. Хализев // Вопросы литературы, 1987

4. Пронина В., « Человек в творчестве Пушкина»., 2018

5. Грехнев В.А. «Самостоянье» свободы // Болдинские чтения, 1995.

6. Томашевский Б. В. Пушкин и вечный мир // Звезда. 1930. № 7. С. 227—231.

7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, глава вторая. Пушкин (Очерк), 1880.

8. Литературное наследство / РАПП и Институт ЛИЯ Комакадемии, Москва, 1931.

Приложение 1

Грехнев В. А.

Оригинал «Во глубине сибирских руд».



Приложение 2

Заметки Пушкина на полях «Опытов в стихах и прозе» Батюшкова (8. с. 885)



Впервые напечатанный с комментариями Б. Томашевского непереведенный текст «О вечном мире» Пушкина» (6. с. 227—231).

Приложение 3

Речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа в «Дневнике писателя».