Файл: Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Пушкин всегда ценил разум.
Разум и интеллект у Пушкина далеко не одинаковые понятия: разум это что-то более абстрактное, он находится у человека в гармонии с окружающим миром. Поэтому его потеря очень пугает Пушкина, но в то же время она высвобождает у человека его истинную сущность:
Не дай мне бог сойти с ума…
…Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду…
( Из стихотворения «Не дай мне бог сойти с ума»)
Разум у Пушкина важнейшее, но не главное у его персонажей. Герои Пушкина – настоящие, лишенные художественной гиперболизации, поэтому они исключают однозначность трактовки (4; 1). Разум - это одно из качеств души, и поэтому именно дух у него является синонимом целостного человека (дух свободы, приключений, воображения, интуиции и т.д.).
Грехнев отмечает так же чуткость пушкинских героев. В «Капитанской дочке» Гриневу снится вещий сон, в котором Пугачев размахивает топором и требует целовать ему руку. В будущем он возьмет крепость и казнит ее обитателей, а после заставит выживших присягнуть ему на верность. Или, например, сон Татьяны, в котором она видит Онегина, убившего Ленского.
То, что отличало психологию пушкинских персонажей от их современников, - совмещение «энергии ума» с «глубиной подсознательного, с «доверием к пугливым сновидениям души». В самом совмещении нет ничего сверхъестественного, пишет Грехнев. В лирике Пушкина запечатлены те смутные состояния души, которые пронизаны мистикою сердца: предчувствия, приметы, тайные движения мечты. (1; с. 460-461).
…Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
( Из стихотворения «Приметы»)
Заключение
В произведениях, созданных Пушкиным, мы видим новый этап развития русского языка.
Какую роль имел Пушкин в его формировании?
В пушкинскую пору получили развитие такие жанры как элегия и послание. Пушкин, можно сказать, выставил канон, по которому они двигались и по которому впоследствии умерли.
Он продвигал идеи просвещения в широкие массы, тем самым сделав творчество более доступным и приближенным к «русскому» миру. Его произведения подарили нам культовых героев
, чьи образы многие современники берут за основу своих. Достоевский говорил о Пушкине: «… И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Он умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (7; гл. 2).
В. Грехнев, обладая ярко выраженной энергией воздействия на читателей, внес несомненный вклад и в изучение Пушкина, и в разработку исторической поэтики лирических жанров.
Список литературы.
1. Грехнев В.А., «Мир пушкинской лирики», 1994.
2. Грехнев В.А., «Лирика Пушкина: о поэтике жанров»,1985.
3. Мартьянова, С. Поэтика лирических жанров и пушкинистика / С. Мартьянова, В. Хализев // Вопросы литературы, 1987
4. Пронина В., « Человек в творчестве Пушкина»., 2018
5. Грехнев В.А. «Самостоянье» свободы // Болдинские чтения, 1995.
6. Томашевский Б. В. Пушкин и вечный мир // Звезда. 1930. № 7. С. 227—231.
7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, глава вторая. Пушкин (Очерк), 1880.
8. Литературное наследство / РАПП и Институт ЛИЯ Комакадемии, Москва, 1931.
Приложение 1
Грехнев В. А.
Оригинал «Во глубине сибирских руд».
Приложение 2
Заметки Пушкина на полях «Опытов в стихах и прозе» Батюшкова (8. с. 885)
Впервые напечатанный с комментариями Б. Томашевского непереведенный текст «О вечном мире» Пушкина» (6. с. 227—231).
Приложение 3
Речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа в «Дневнике писателя».
Разум и интеллект у Пушкина далеко не одинаковые понятия: разум это что-то более абстрактное, он находится у человека в гармонии с окружающим миром. Поэтому его потеря очень пугает Пушкина, но в то же время она высвобождает у человека его истинную сущность:
Не дай мне бог сойти с ума…
…Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду…
( Из стихотворения «Не дай мне бог сойти с ума»)
Разум у Пушкина важнейшее, но не главное у его персонажей. Герои Пушкина – настоящие, лишенные художественной гиперболизации, поэтому они исключают однозначность трактовки (4; 1). Разум - это одно из качеств души, и поэтому именно дух у него является синонимом целостного человека (дух свободы, приключений, воображения, интуиции и т.д.).
Грехнев отмечает так же чуткость пушкинских героев. В «Капитанской дочке» Гриневу снится вещий сон, в котором Пугачев размахивает топором и требует целовать ему руку. В будущем он возьмет крепость и казнит ее обитателей, а после заставит выживших присягнуть ему на верность. Или, например, сон Татьяны, в котором она видит Онегина, убившего Ленского.
То, что отличало психологию пушкинских персонажей от их современников, - совмещение «энергии ума» с «глубиной подсознательного, с «доверием к пугливым сновидениям души». В самом совмещении нет ничего сверхъестественного, пишет Грехнев. В лирике Пушкина запечатлены те смутные состояния души, которые пронизаны мистикою сердца: предчувствия, приметы, тайные движения мечты. (1; с. 460-461).
…Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
( Из стихотворения «Приметы»)
Заключение
В произведениях, созданных Пушкиным, мы видим новый этап развития русского языка.
Какую роль имел Пушкин в его формировании?
В пушкинскую пору получили развитие такие жанры как элегия и послание. Пушкин, можно сказать, выставил канон, по которому они двигались и по которому впоследствии умерли.
Он продвигал идеи просвещения в широкие массы, тем самым сделав творчество более доступным и приближенным к «русскому» миру. Его произведения подарили нам культовых героев
, чьи образы многие современники берут за основу своих. Достоевский говорил о Пушкине: «… И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Он умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (7; гл. 2).
В. Грехнев, обладая ярко выраженной энергией воздействия на читателей, внес несомненный вклад и в изучение Пушкина, и в разработку исторической поэтики лирических жанров.
Список литературы.
1. Грехнев В.А., «Мир пушкинской лирики», 1994.
2. Грехнев В.А., «Лирика Пушкина: о поэтике жанров»,1985.
3. Мартьянова, С. Поэтика лирических жанров и пушкинистика / С. Мартьянова, В. Хализев // Вопросы литературы, 1987
4. Пронина В., « Человек в творчестве Пушкина»., 2018
5. Грехнев В.А. «Самостоянье» свободы // Болдинские чтения, 1995.
6. Томашевский Б. В. Пушкин и вечный мир // Звезда. 1930. № 7. С. 227—231.
7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, глава вторая. Пушкин (Очерк), 1880.
8. Литературное наследство / РАПП и Институт ЛИЯ Комакадемии, Москва, 1931.
Приложение 1
Грехнев В. А.
Оригинал «Во глубине сибирских руд».
Приложение 2
Заметки Пушкина на полях «Опытов в стихах и прозе» Батюшкова (8. с. 885)
Впервые напечатанный с комментариями Б. Томашевского непереведенный текст «О вечном мире» Пушкина» (6. с. 227—231).
Приложение 3
Речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа в «Дневнике писателя».