Файл: Анализ финансового состояния предприятия на примере оао ленское объединенное речное пароходство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами
165
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЛЕНСКОЕ
ОБЪЕДИНЕННОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО»
© Никифорова Н.Ю.
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
В статье рассматривается анализ финансового состояния предпри- ятия с помощью метода интегральной балльной оценки финансовой устойчивости и на основе выявленных проблем даны практические ре- комендации по развитию предприятия.
Ключевые слова: анализ, предприятие, метод интегральной балль- ной оценки финансовой устойчивости.
В настоящее время в связи с интеграцией России в мировую экономику через экспорт природных ресурсов и ее зависимостью от цикличности ми- ровых сырьевых рынков снижение цен на нефть значительно ухудшило со- стояние экономики страны. Высокая волатильность рубля отрицательно по- влияла на деловую и потребительскую уверенность, повышение стоимости кредитования также способствовало снижению внутреннего спроса. Уже- сточение мер денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ в целях стабилизации инфляционных ожиданий не оказало значительного влияния на темпы инфляции вследствие негативной реакции российского рынка.
Наряду с финансовыми санкциями, ограничившими доступ крупней- ших российских банков и предприятий с государственным участием к за- падным международным финансовым рынкам, данные факторы привели к существенному сокращению инвестиций, ухудшению финансового положе- ния предприятий.
Данные проблемы указывают на то, что финансово-хозяйственная дея- тельность предприятий сопряжена с многочисленными рисками, значитель- но влияющих на уровень финансовой безопасности в настоящее время. По- этому идентификация, оценка и отслеживание уровня финансовых рисков являются одной из актуальных задач для российских предприятий.
На основе данных бухгалтерской отчетности ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» была проведена оценка финансового состояния предпри- ятия на основе интегральной балльной оценки финансовой устойчивости.
ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» является одним из крупнейших предприятий республики, оказывающих услуги водного транс- порта. На рынке транспортных услуг доля «ЛОРП» составляет более 60%.
Предприятие осуществляет перевозки нефтепродуктов наливом, генераль-
Студент кафедры «Экономика и управление производством».
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
166 ных и прочих грузов для четырех субъектов Российской Федерации, участ- вует в перевозке народнохозяйственных жизнеобеспечивающих грузов в от- даленные арктические и западные районы республики, а также предостав- ляет услуги пассажирских перевозок населению. Доходы от грузоперевозок в общем объеме выручки составляют около 80 %. Согласно Указу Президента
РС (Я) от 20.11.2007 № 689 ОАО «ЛОРП» входит в перечень стратегических акционерных обществ с долей Республики Саха (Якутия) – 51 % [1].
Оценка финансового состояния предприятия ОАО «ЛОРП» на базе бух- галтерской отчетности проведена с помощью метода интегральной балль- ной оценки финансовой устойчивости. Сущность этой методики заключает- ся в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показа- теля, выраженного в баллах. Согласно этой методике предложена следую- щая система показателей и их рейтинговая оценка:
I класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющем быть уверенным в возврате заемных средств;
II класс – предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные;
III класс – проблемные предприятия. Здесь вряд ли существует риск поте- ри средств, но полное получение процентов представляется сомнительным;
IV класс – предприятия с высоким риском банкротства даже после при- нятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;
V класс – предприятия высочайшего риска, практически несостоятель- ные [2].
Таблица 1
Группировка предприятий по критериям оценки
финансового состояния
Показатель
Границы классов согласно критериям
I класс, балл
II класс, балл
III класс, балл
IV класс, балл
V класс, балл
VI класс, балл
Коэффициент абсолют- ной ликвидности
0,25 и выше – 20 0,2 – 16 0,15 – 12 0,1 – 8 0,05 – 4 Менее 0,05 – 0
Коэффициент быстрой ликвидности
1,0 и выше – 18 0,9 – 15 0,8 – 12 0,7 – 9 0,6 – 6
Менее 0,5 – 0
Коэффициент текущей ликвидности
2,0 и выше – 16,5 1,9 + 1,7
– 15 + 12 1,6 + 1,4
– 10,5 + 7,5 1,3 + 1,1
– 6 + 3 1,0 – 1,5 Менее 1,0 – 0
Коэффициент финансо- вой независимости
0,6 и выше – 17 0,59 + 0,54
– 15+12 0,53 + 0,43
– 11,4 + 7,4 0,42 + 0,41
– 6,6 + 1,8 0,4 – 1
Менее 0,4 – 0
Коэффициент обеспечен- ности собственными обо- ротными средствами
0,5 и выше – 15 0,4 – 12 0,3 – 9 0,2 – 6 0,1 – 3
Менее 0,1 – 0
Коэффициент обеспечен- ности запасов собствен- ным капиталом
1,0 и выше – 15 0,9 – 12 0,8 – 9 0,7 – 6 0,6 – 3
Менее 0,5 – 0
Минимальное значение границы
100 85 – 64 63,9 – 56,9 41,6 – 28,3 18
–
Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами
167
На основе данных критериев было определено, к какому классу отно- сится анализируемое предприятие:
Таблица 2
Обобщающая оценка финансовой устойчивости
анализируемого предприятия
Номер показателя
2014 год
2013 год фактический уровень показателя количество баллов фактический уровень показателя количество баллов
1 0,063 8
0,018 0
2 0,634 6
0,685 9
3 1,27 6
1,075 3
4 0,3 0
0,27 0
5
-0,78 0
-0,78 0
6
-1,59 0
-2,23 0
Итого
-
20
-
12
Таким образом, по степени финансового риска, исчисленной с помощью данной методики, анализируемое предприятие относится к V классу – пред- приятия высочайшего риска. (2014 г.) [3].
В целом, сравнивая полученные значения показателей ликвидности за
2014 и 2013 года, можно сделать вывод о том, что в финансово-хозяйствен- ной деятельности предприятия произошли улучшения. Так, значение коэф- фициента абсолютной ликвидности за 2014 год превышает в 3,5 раза значе- ние данного коэффициента за 2013 год, показатель коэффициента текущей ликвидности увеличился на 18,14 %, коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом – на 28,7 %. Однако не наблюдается изменений в значениях коэффициентов финансовой независимости и обеспеченности соб- ственными оборотными средствами – данные показатели абсолютно равны между собой в анализируемом периоде.
Положительная динамика коэффициентов ликвидности объясня- ется уменьшением в отчетном периоде суммы краткосрочных обяза- тельств на 50,83 % и снижением дебиторской задолженности на 25,26 %. По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год предприятием по- лучен положительный финансовый результат, чистая прибыль соста- вила 6,2 млн. рублей.
Несмотря на положительную тенденцию в показателях финансовой ус- тойчивости согласно проведенному анализу ОАО «ЛОРП» относится к предприятиям с высоким уровнем риска. В настоящее время на деятель- ность предприятия оказывают негативное воздействие следующие факторы:
1. Рост себестоимости услуг за счет увеличения расходов на бункер- ное топливо. Средняя цена на топливо по итогам 2014 года превы- сила плановую на 3,4 тыс. руб./тн.
2. Ужесточение условий кредитных договоров – повышение процент- ных ставок по кредитам вызвало дефицит инвестиций для финан- сирования проектов предприятия.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
168 3. Колебание курсов валют, и как следствие этого увеличение постав- щиками цен на материалы судоремонта.
4. Снижение деловой активности предприятий и организаций, плате- жеспособности населения Республики Саха (Якутия).
Кроме проблем макроэкономического уровня на предприятие влияют факторы мезоэкономики – экстремальные климатические условия, харак- терные для региона РС (Я). Сезонный характер работы приводит к увеличе- нию числа и сроков простоев судов предприятия, и, соответственно, к умень- шению выручки. В условиях экстремального северного климата ледостав на реках длится от 6 до 8 месяцев.
Основной проблемой для предприятия на данный момент является мо- рально и физически устаревший парк водного транспорта – средний возраст судов предприятия составляет 35 лет, средний износ – 80-90 % [4].
В качестве решения проблемы обновления флота предприятию целесо- образно повысить эффективность входящего в его структуру Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и являющегося производственной базой предприятия. Реновация судостроительного завода позволит реализо- вать мероприятия, направленные на удовлетворение требований Техниче- ского регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, вступающего в силу с 2018 года и запрещающего использование не ф- теналивных судов без двойного дна и двойного борта. В условиях
Крайнего севера и отдаленности территории от федерального центра судостроительное производство должно развиваться с предоставле- нием государственной поддержки.
Потребность региона во флоте обусловлена необходимостью осуществ- лять Северный завоз в условиях отсутствия регулярного сообщения со зна- чительной частью региона Якутии и Дальнего Востока. Создание площадки судоремонта и судостроения в регионе позволит развивать экономику Яку- тии, других арктических регионов, снижать транспортные издержки и при- влекать новые производства и инвесторов.
Список литературы:
1. Годовой отчет ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» по результатам работы за 2014 год.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприя- тия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-e изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-
М, 2013. – 378 с.
3. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» за 2014 год.
4. Интернет-сайт «Водный транспорт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://http: //fleetphoto.ru /list.php?did =407&st=500 (дата обращения:
09.12.2015).