Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1>
Нормативный правовой акт - это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.
Нормативный правовой акт характеризуется следующими основными признаками:
- издается компетентными органами государства;
- обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;
- имеет вид письменного документа;
- носит легитимный (от лат. legitimus - законный) характер;
- содержит нормы права;
- характеризуется неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.
Нормативные правовые акты создаются в процессе правотворчества.
Правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов.
Субъектами правотворчества выступают народ, государственные органы законодательной и исполнительной власти и должностные лица.
В зависимости от вида субъекта правотворчества выделяют следующие виды правотворчества.
1. Непосредственное правотворчество народа (референдум), то есть непосредственное волеизъявление граждан по установлению норм права.
2. Правотворчество государственных органов и должностных лиц. Правотворчеством занимаются почти все государственные органы и ряд должностных лиц. Если они осуществляют правотворчество в рамках своей компетенции, то такое правотворчество называется непосредственным правотворчеством; если они занимаются правотворчеством по поручению вышестоящего государственною органа должностного лица с учетом их компетенции, то такое правотворчество называется делегированным.
Компетенция государственных органов и должностных лиц определяет соответственно и юридическую силу принимаемых ими нормативных правовых актов. Правотворчество состоит из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя несколько стадий.
Первый этап правотворчества - подготовка проекта нормативного правового акта. Данный этап включает в себя следующие стадии:
- принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
- подготовка проекта нормативного правового акта;
- обсуждение проекта нормативного правового акта;
- согласование проекта нормативного правового акта;
- доработка проекта нормативного правового акта.
Второй этап правотворчества - издание нормативного правового акта.
Этот этап состоит из таких стадий, как:
- внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа;
- обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
- принятие нормативного правового акта;
- обнародование (опубликование) нормативного правового акта.
Разновидность правотворчества составляет законотворчество, которое является основным направлением деятельности парламента как законодательного органа государственной власти. Деятельность парламента по рассмотрению, принятию (изменению или отмене) и обнародованию законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, через которые должен пройти закон, чтобы приобрести юридическую силу:
1. Внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа. Для того чтобы внести законопроект на рассмотрение законодательного органа, необходимо обладать правом законодательной инициативы. Этим правом обладают: глава государства, парламент, депутаты парламента, правительство, высшие органы судебной власти, в федеративном государстве - законодательные (представительные) органы субъектов федерации.
Законопроекты, требующие финансовых расходов государства (о налогах, о государственных займах и др.), вносятся при наличии положительного заключения правительства.
2. Обсуждение законопроекта в парламенте. Обсуждение законопроекта проходит гласно, в присутствии всех депутатов. Сначала заслушиваются доклад и содоклад об обсуждаемом законопроекте, затем проводятся прения, высказываются предложения и замечания.
3. Принятие закона.
Обычные законы принимаются простым большинством, а конституционные законы - квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (простое большинство - половина голосов всех депутатов плюс один голос, квалифицированное большинство - не менее двух третей голосов всех депутатов).
4. Подписание и обнародование (опубликование) закона. Принятый закон в течение определенного срока должен быть подписан главой государства и опубликован в официальных источниках. Он может быть обнародован и иным образом, например, через средства массовой информации - телевидение или радио, но это не отменяет необходимости его официального опубликования, после которого закон в установленном порядке вступает в юридическую силу. В Российской Федерации, как и в некоторых других государствах, есть и иные стадии законодательного процесса (например, одобрение верхней палатой парламента закона, принятого нижней палатой).
В реальной жизни правосознание выступает как правовые взгляды и чувства отдельных личностей (индивидов) и определенных социальных групп общества (классов, общественных групп, слоев населения).
Правосознание - это знания, представления и настроения людей, связанные с их отношением к праву, правовым явлениям, необходимости существования и осуществления общеобязательных государственных правил поведения.
Специфической чертой правосознания, отличающей его от других форм общественного сознания (политического, морального, религиозного), является то, что оно тесным образом связано с правом и государством. Государственная власть фиксируется как таковая при помощи права. В соответствии с правосознанием и правом закрепляются структура и полномочия государственных органов, формы и методы их деятельности. Связь правосознания с правом и государством состоит также в том, что с помощью государства правосознание трансформируется в общеобязательные нормы права, становится правом.
Функции правосознания
Правосознание играет очень важную роль в общественной жизни. Эта роль выражается в познавательной, моделирующей, оценочной и воспитательной функциях правосознания.
Познавательная функция правосознания заключается в том, что с его помощью познается право, его прошлое, настоящее и будущее.
Моделирующая функция правосознания связана с правотворческой деятельностью государства, учетом мнения населения и его отдельных групп о разрабатываемых правовых нормах.
Оценочная функция правосознания представляет собой оценку права, его отдельных элементов и практической деятельности государства и граждан по осуществлению норм права.
Воспитательная функция правосознания способствует формированию мировоззрения индивидов, социальных групп и всего общества, повышению правовой культуры и правопорядка.
Таким образом, правосознание, как и право, является важным средством регулирования общественных отношений, внесения определенного устойчивого порядка в жизнь общества. Право представляет собой формализованное, объективированное государством правосознание. Право и правосознание существуют в определенном единстве: без правосознания не может существовать и реализовываться право, а без права не может существовать правосознание.
Структуру правосознания образуют два элемента: правовая идеология и правовая психология:
В зависимости от глубины знаний и эмоционального отношения к праву выделяют три уровня правосознания: обыденное, профессиональное и научное.
-
Правотворчество. Норма права и нормативно-правовой акт.
Нормативный правовой акт - это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.
Нормативный правовой акт характеризуется следующими основными признаками:
- издается компетентными органами государства;
- обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;
- имеет вид письменного документа;
- носит легитимный (от лат. legitimus - законный) характер;
- содержит нормы права;
- характеризуется неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.
Нормативные правовые акты создаются в процессе правотворчества.
Правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов.
Субъектами правотворчества выступают народ, государственные органы законодательной и исполнительной власти и должностные лица.
В зависимости от вида субъекта правотворчества выделяют следующие виды правотворчества.
1. Непосредственное правотворчество народа (референдум), то есть непосредственное волеизъявление граждан по установлению норм права.
2. Правотворчество государственных органов и должностных лиц. Правотворчеством занимаются почти все государственные органы и ряд должностных лиц. Если они осуществляют правотворчество в рамках своей компетенции, то такое правотворчество называется непосредственным правотворчеством; если они занимаются правотворчеством по поручению вышестоящего государственною органа должностного лица с учетом их компетенции, то такое правотворчество называется делегированным.
Компетенция государственных органов и должностных лиц определяет соответственно и юридическую силу принимаемых ими нормативных правовых актов. Правотворчество состоит из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя несколько стадий.
Первый этап правотворчества - подготовка проекта нормативного правового акта. Данный этап включает в себя следующие стадии:
- принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
- подготовка проекта нормативного правового акта;
- обсуждение проекта нормативного правового акта;
- согласование проекта нормативного правового акта;
- доработка проекта нормативного правового акта.
Второй этап правотворчества - издание нормативного правового акта.
Этот этап состоит из таких стадий, как:
- внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа;
- обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
- принятие нормативного правового акта;
- обнародование (опубликование) нормативного правового акта.
Разновидность правотворчества составляет законотворчество, которое является основным направлением деятельности парламента как законодательного органа государственной власти. Деятельность парламента по рассмотрению, принятию (изменению или отмене) и обнародованию законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, через которые должен пройти закон, чтобы приобрести юридическую силу:
1. Внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа. Для того чтобы внести законопроект на рассмотрение законодательного органа, необходимо обладать правом законодательной инициативы. Этим правом обладают: глава государства, парламент, депутаты парламента, правительство, высшие органы судебной власти, в федеративном государстве - законодательные (представительные) органы субъектов федерации.
Законопроекты, требующие финансовых расходов государства (о налогах, о государственных займах и др.), вносятся при наличии положительного заключения правительства.
2. Обсуждение законопроекта в парламенте. Обсуждение законопроекта проходит гласно, в присутствии всех депутатов. Сначала заслушиваются доклад и содоклад об обсуждаемом законопроекте, затем проводятся прения, высказываются предложения и замечания.
3. Принятие закона.
Обычные законы принимаются простым большинством, а конституционные законы - квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (простое большинство - половина голосов всех депутатов плюс один голос, квалифицированное большинство - не менее двух третей голосов всех депутатов).
4. Подписание и обнародование (опубликование) закона. Принятый закон в течение определенного срока должен быть подписан главой государства и опубликован в официальных источниках. Он может быть обнародован и иным образом, например, через средства массовой информации - телевидение или радио, но это не отменяет необходимости его официального опубликования, после которого закон в установленном порядке вступает в юридическую силу. В Российской Федерации, как и в некоторых других государствах, есть и иные стадии законодательного процесса (например, одобрение верхней палатой парламента закона, принятого нижней палатой).
-
Правовое воспитание и правовая культура.
В реальной жизни правосознание выступает как правовые взгляды и чувства отдельных личностей (индивидов) и определенных социальных групп общества (классов, общественных групп, слоев населения).
Правосознание - это знания, представления и настроения людей, связанные с их отношением к праву, правовым явлениям, необходимости существования и осуществления общеобязательных государственных правил поведения.
Специфической чертой правосознания, отличающей его от других форм общественного сознания (политического, морального, религиозного), является то, что оно тесным образом связано с правом и государством. Государственная власть фиксируется как таковая при помощи права. В соответствии с правосознанием и правом закрепляются структура и полномочия государственных органов, формы и методы их деятельности. Связь правосознания с правом и государством состоит также в том, что с помощью государства правосознание трансформируется в общеобязательные нормы права, становится правом.
Функции правосознания
Правосознание играет очень важную роль в общественной жизни. Эта роль выражается в познавательной, моделирующей, оценочной и воспитательной функциях правосознания.
Познавательная функция правосознания заключается в том, что с его помощью познается право, его прошлое, настоящее и будущее.
Моделирующая функция правосознания связана с правотворческой деятельностью государства, учетом мнения населения и его отдельных групп о разрабатываемых правовых нормах.
Оценочная функция правосознания представляет собой оценку права, его отдельных элементов и практической деятельности государства и граждан по осуществлению норм права.
Воспитательная функция правосознания способствует формированию мировоззрения индивидов, социальных групп и всего общества, повышению правовой культуры и правопорядка.
Таким образом, правосознание, как и право, является важным средством регулирования общественных отношений, внесения определенного устойчивого порядка в жизнь общества. Право представляет собой формализованное, объективированное государством правосознание. Право и правосознание существуют в определенном единстве: без правосознания не может существовать и реализовываться право, а без права не может существовать правосознание.
Структуру правосознания образуют два элемента: правовая идеология и правовая психология:
Правовая идеология | - это упорядоченные, внутренне согласованные идеи, взгляды и представления людей о праве и других правовых явлениях, об их роли в обществе. Правовая идеология содержит знания о реально существующей правовой действительности - нормах, формах и системе права, реализации права и правовых отношениях, других правовых категориях, а также об истории права, национальных правовых традициях и тенденциях развития права в будущем |
Правовая психология | - это стихийно складывающиеся чувства, настроения людей относительно права и других правовых явлений. Правовая психология содержит преимущественно эмоциональные оценки права и отдельных правовых явлений, деятельности государства, его органов по созданию и реализации права |
В зависимости от глубины знаний и эмоционального отношения к праву выделяют три уровня правосознания: обыденное, профессиональное и научное.
Обыденное (житейское) правосознание | Включает в себя простые, элементарные представления и чувства людей о праве. Оно формируется на основе общего образования, культуры, действующего права |
Профессиональное правосознание | Представляет собой систему устойчивых правовых взглядов, сформированных на основе специального (профессионального) изучения права и сложившихся соответствующих знаний и умений применять право для решения профессиональных задач |
Научное правосознание | Это более высокий (теоретический) уровень правосознания. Оно выступает как система внутренне упорядоченных правовых взглядов, выраженных в виде правовых идей, понятий и определений, раскрывающих сущность и социальное назначение права |