Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата.

Социальные нормы бывают двух типов:

Писаные - формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством.

Неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением.

Существующие в обществе социальные нормы можно представить в ряде их разновидностей.


Классификация социальных норм

По сферам действия

По механизму регулирования

- Экономические

- Политические

- Религиозные

- Экологические

- Другие

- Обычаи

- Мораль

- Право

- Нормы общественных организаций


Все социальные нормы являются правилами поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Социальные нормы выполняют в обществе важные функции.
Функции социальных норм


Наименование функции

Ее сущность

Ориентирующая

Обусловливает предстоящий поступок человека

Программная

Позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информирует об оптимальных способах их достижения

Прогностическая

Ставит в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности


В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях:

- система правовых (юридических) норм;

- официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;

- совокупность всех правовых явлений, т.е. правовая система;


- совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.

Мы понимаем под правом систему норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

Так понимаемое право имеет ряд признаков. Признаки права - это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

К наиболее существенным признакам права относятся следующие:


Наименование признака

Его сущность

Социальность

Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе

Нормативность (нормативный характер)

Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы

Общеобязательный (неперсонифицированный) характер

Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими

Государственно-волевой характер

Право - это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля государства аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли

Системность

Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов

Формальная определенность

Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т.д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства

Обеспеченность государством

Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения



На протяжении всей истории право играет определенную роль в жизни общества, выполняет соответствующие функции:


Наименование функции

Ее сущность

Культурно-историческая

Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое

Воспитательная

Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений, правовой защиты и наказания

Социального контроля

Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения

Регулятивная

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми

Охранительная

Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития


Таким образом, право связано с жизнью людей и, главное, с жизнью людей в обществе: в соответствии с правовыми нормами решается вопрос о правомерности поведения субъектов общественных отношений.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования:


Социальные нормы, с которыми взаимодействует право

Проявления взаимодействия

Мораль

Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлены тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности

Обычаи

Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей

Религия

В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии и не оказывают на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом

Нормы общественных организаций

По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически



Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, право выступает только одним из ее элементов.

Вопрос о происхождении права и его сущности остается дискуссионным, что находит свое отражение в следующих теориях.

Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, идеологи исламской религии и другие). Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

Достоинства: понимание того, что право в истории общества возникает в силу тех же причин. Как и государство, они существуют и взаимодействуют только совместно и во взаимосвязи.

Недостатки: в своем объяснении происхождения права данная теория опирается на веру в божественное его происхождение, право понимается как результат божественного начала.

Теория естественного права (XII в. Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев). Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Достоинства: это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; теория провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки: данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Психологическая теория
(XX в.: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие). Право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей.

Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Историческая школа (конец XVIII - начало XIX в. Г. Гуго, К-Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие). Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.

Достоинства: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Недостатки: данная теория во время своего возникновения объективно выступала как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория (XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.Я. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.). Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.