Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата.
Социальные нормы бывают двух типов:
Писаные - формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством.
Неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением.
Существующие в обществе социальные нормы можно представить в ряде их разновидностей.
Классификация социальных норм | |
По сферам действия | По механизму регулирования |
- Экономические - Политические - Религиозные - Экологические - Другие | - Обычаи - Мораль - Право - Нормы общественных организаций |
Все социальные нормы являются правилами поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Социальные нормы выполняют в обществе важные функции.
Функции социальных норм
Наименование функции | Ее сущность |
Ориентирующая | Обусловливает предстоящий поступок человека |
Программная | Позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информирует об оптимальных способах их достижения |
Прогностическая | Ставит в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности |
В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях:
- система правовых (юридических) норм;
- официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;
- совокупность всех правовых явлений, т.е. правовая система;
- совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.
Мы понимаем под правом систему норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Так понимаемое право имеет ряд признаков. Признаки права - это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
К наиболее существенным признакам права относятся следующие:
Наименование признака | Его сущность |
Социальность | Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе |
Нормативность (нормативный характер) | Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы |
Общеобязательный (неперсонифицированный) характер | Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими |
Государственно-волевой характер | Право - это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля государства аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли |
Системность | Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов |
Формальная определенность | Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т.д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства |
Обеспеченность государством | Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения |
На протяжении всей истории право играет определенную роль в жизни общества, выполняет соответствующие функции:
Наименование функции | Ее сущность |
Культурно-историческая | Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое |
Воспитательная | Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений, правовой защиты и наказания |
Социального контроля | Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения |
Регулятивная | Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми |
Охранительная | Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития |
Таким образом, право связано с жизнью людей и, главное, с жизнью людей в обществе: в соответствии с правовыми нормами решается вопрос о правомерности поведения субъектов общественных отношений.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования:
Социальные нормы, с которыми взаимодействует право | Проявления взаимодействия |
Мораль | Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлены тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности |
Обычаи | Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей |
Религия | В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии и не оказывают на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом |
Нормы общественных организаций | По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически |
Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, право выступает только одним из ее элементов.
Вопрос о происхождении права и его сущности остается дискуссионным, что находит свое отражение в следующих теориях.
Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, идеологи исламской религии и другие). Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
Достоинства: понимание того, что право в истории общества возникает в силу тех же причин. Как и государство, они существуют и взаимодействуют только совместно и во взаимосвязи.
Недостатки: в своем объяснении происхождения права данная теория опирается на веру в божественное его происхождение, право понимается как результат божественного начала.
Теория естественного права (XII в. Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев). Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
Достоинства: это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; теория провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки: данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Психологическая теория
(XX в.: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие). Право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей.
Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.
Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Историческая школа (конец XVIII - начало XIX в. Г. Гуго, К-Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие). Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
Достоинства: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Недостатки: данная теория во время своего возникновения объективно выступала как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.
Нормативистская теория (XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.Я. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.). Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.