Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным структурным элементом нормативно-правового акта является статья. Соотношение нормы права и статьи многовариантно и зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института, замысла законодателя, степени развития юридической техники.

Во-первых, норма права и статья нормативно-правового акта могут полностью совпадать. Иными словами, по объему и содержанию государственно-властное веление и нормативное предписание идентичны.

Во-вторых, одна статья нормативно-правового акта включает в себя несколько норм права.

В-третьих, одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта.

И первое, и второе, и третье составляют прямой способ изложения правовой нормы.

Кроме него, существуют еще отсылочный и бланкетный способы, реализующиеся соответственно в отсылочных и бланкетных статьях.

Отсылочными являются статьи, в которых содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Примером отсылочной статьи является ст. 109 Конституции РФ, в которой сказано: "Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 118 Конституции Российской Федерации".

Бланкетные статьи - это статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к "другому регулированию". Такого рода статья представляет собой в известном смысле "бланк", который заполняется другим законом, источником права. В частности, примером этого может служить уже приводимая ст. 15 Конституции РФ. В ней говорится о приоритете статьи международного договора над статьей российского договора. Какого "международного договора"? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. И она по своей сути "бланкетным" образом предоставляет преимущества международному праву перед национальным.


  1. Правомерное поведение: понятие и виды.

Поведение человека - это имеющая природные предпосылки, социально-обусловленная деятельность, регулируемая заранее поставленной целью, которая избирается личностью, обладающей способностью к свободному выбору самостоятельно принимать решения. Человек обладает способностью выбирать характер своего поведения. Общество выработало множество различных норм и правил
, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них - моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, обычаи, традиции, деловые обыкновения и другие. Нормы - это определенно стандартные образцы, эталоны поведения, социального общения; без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более общество. Человек действует, соотнося свое поведение с нормами, устанавливаемыми в обществе. Он постоянно имеет возможность выбирать между общественно полезным, одобряемым обществом поведением и негативным антисоциальным.

С правовой точки зрения поведение личности может носить правомерный или противоправный характер.

Правомерное поведение личности - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм.

Это законопослушное социальное поведение, облаченное в юридическую форму. Посредством правомерного поведения право действует, вне его оно мертво. Масштабы и шаблоны правомерного поведения установлены диспозициями правовых норм. А само оно составляет суть правопорядка.

Путем правомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется его жизнедеятельность. Основная масса возникших и существующих в нашем обществе правоотношений имеет в своей основе правомерное поведение.

Правовое поведение очень широко по своему диапазону и весьма неоднородно по характеру. Существуют следующие 3 вида правового поведения:

1. Активное правомерное поведение. Это целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств.

Для того чтобы защищать себя, обеспечить нормальные условия существования и развития, быть свободной в законных пределах, влиять на разработку и принятие законов, иметь в лице государства защитника, личность должна быть активной в экономическом, политическом, правовом, нравственном и иных отношениях. Правовая активность личности - требование времени. Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это добросовестная служебная деятельность, участие в формировании и работе партии, общественных объединений, обсуждение законопроектов.



2. Обычное правомерное поведение. В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая, иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридические действия. Но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обоснована и необходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, обществе, государстве. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека.

3. Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не исполняют принадлежащие им права. Пассивно ведет себя, например: гражданин, не вступающий в брак, не приобретающий имущество, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает для самого гражданина, не исполняющего право для удовлетворения своих интересов. Однако ущерб терпит общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере выводит государственные структуры из-под влияния и контроля народа.

Правомерное поведение, каким бы оно ни было по характеру и сфере проявления, всегда включает в себя два момента: информационный и поведенческий, государство обязано осведомлять гражданина о своих юридических правах и обязанностях и давать представление о законных способах их осуществления. Отсюда постоянная потребность в правовом обучении, воспитании граждан. Необходимость в таком обучении велика в настоящее время, поскольку, во-первых, существующая ранее система правового воспитания разрушена, а созданием новой никто не занимается, во-вторых, основательно размыта грань между правомерным и неправомерным поведением. Произошло это отчасти из-за декриминализации многих деяний (считается традиционно в современном обществе непреступными: спекуляция товарами, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество), а отчасти нового для нашего общества лозунга: "Разрешено все, что не запрещено законом". Рамки дозволенного будут четкими лишь в том случае, если гражданин хорошо знает, что запрещено.


  1. Теория и практика стимулирования правового поведения.


Стимулирование правомерного поведения - это создание таких условий, которые формируют у субъекта права внутреннее побуж­дение вести законопослушный образ жизни.

Сущность стимулирования правомерного поведения состоит в том, в целях достижения соблюдения права создаются благоприятные условия для реализации индивидуальных интересов личности, что выражается в обещании представить соответствующие ценности мо­рального или материального характера.

Стимулы правомерного поведения разнообразны. Среди них наиболее важное значение имеют следующие: 1) правовые поощре­ния; 2) правовые льготы; 3) правовые привилегии; 4) правовые им­мунитеты.

Правовые поощрения - юридическое одобрение добровольного правомерного поведения, в результате которого субъект возна­граждается наступлением для него благоприятных последствий.

Для наступления правовых поощрений необходимо, чтобы субъект добросовестно исполнял свои обязанности в целях достижения обще­полезного результата. Важно также, чтобы в его поведении наличе­ствовала добровольность правомерного поведения, что выгодно не только для него, но и для общества в целом.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

воспитательная (поскольку поощрение за правомерное поведение вдохновляет лиц на проявление инициативы быть образцом для дру­гих субъектов);

гарантирующая (поощрения создают условия для укрепления дисциплины и порядка в любой сфере человеческой деятельности);

коммуникативная (информация о поощрении носит гласный ха­рактер и служит способом связи между субъектами);

контролирующая (законодательные и правоприменительные орга­ны корректируют деятельность субъектов в направлении их право­мерного поведения).

Поощрения зависят от различных факторов, среди них можно вы­делить следующие виды: 1) моральные и материальные; 2) общего­сударственные и локальные; 3) профессиональные и общесоциальные (вручение золотой медали за учебу в школе); 4) государственные (президентские, правительственные, министерские) и муниципаль­ные; 5) административные (досрочное присвоение специального зва­ния), трудовые (награждение почетной грамотой), т. е. сообразно ви­дам отраслей права.

Правовые льготы - это правомерное облегчение положения субъ­екта, позволяющее ему в большей мере удовлетворить свои интере­сы и выражающееся в предоставлении дополнительных преиму­ществ либо освобождении от обязанностей.


Правовые льготы носят дополнительный характер, при их уста­новлении законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их ин­тересов в более благоприятный режим, что представляет собой ис­ключение из общих правил. Чем более развито право, тем оно диффе­ренцированнее регламентирует деятельность субъекта. Благодаря правовым льготам происходит создание равных условий для лиц, имеющих ограниченные возможности (биологические, социальные).

Правовые привилегии - это специфические преимущества для ограниченного круга субъектов, необходимые им для наиболее полно­го осуществления их интересов.

Особенности правовых привилегий следующие:

• правовые привилегии как исключительные права могут принад­лежать гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям и иным субъектам;

• правовые привилегии не должны быть многочисленны, иначе будут нарушены справедливость и равновесие;

• привилегии распространяются на лиц, имеющих специальный (дипломаты, депутаты и т. п.), а также индивидуальный статус (пре­зидент государства), поскольку такие лица обладают специфически­ми юридическими возможностями и особой юридической ответ­ственностью.