Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Составными элементами гражданского общества являются:

1) личность;

2) семья;

3) школа;

4) церковь;

5) собственность и предпринимательство;

6) социальные группы, слои, классы;

7) частная жизнь граждан и ее гарантии;

8) институты демократии;

9) общественные объединения, политические партии и движения;

10) независимое правосудие;

11) система воспитания и образования;

12) свободные средства массовой информации;

13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.


  1. Политическая система общества.


В социальном управлении принимают участие различные субъекты: собственно политические организации: государство; политические партии; некоторые общественные организации (имеющие политические цели), имеющие следующие признаки:

- выражают интересы определенной социальной группы;

- могут обладать государственной властью или влиять на государственную власть; стремятся к обладанию государственной властью;

- провозглашают определенные политические цели и руководствуется политическими нормами данного общества;

и несобственно политические организации: любые общественные организации, которые созданы для достижения иных, нежели политические цели (экономические, религиозные, культурные, досуговые), но в силу объективной реальности участвуют в политике:


- ставя и решая политические задачи (например, профсоюзы, члены религиозной группы, ущемленные в правах);

- представляя собой группу избирателей (например, собаководы, филателисты), которые хотя и не ставят перед собой политических задач, но являются одной из групп, на которую направлена агитация.

Все они оказывают активное влияние на политическую жизнь общества и, осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Таким образом, политическая система общества - совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине XX века, показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие и политическую жизнь общества, и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Различают следующие виды и типы политических систем:
Виды политических систем


По форме политического режима

По характеру взаимосвязей между элементами

- автократические;

- деспотия;

- империя;

- абсолютная монархия;

- теократия;

- фашистское государство

- демократические;

- парламентские республики;

- президентские республики;

- конституционные монархии

- открытые для всех членов общества и других обществ и общностей;

- закрытые



Типы политических систем


Монопартийная

Двухпартийная

Многопартийная

Единственная партия (партия власти) монополизирует государственную власть. Со временем бюрократизируется, срастается с госаппаратом, перестает выражать интересы народа

Как правило, партий больше, но только две из них являются влиятельными (Великобритания, США);

Возможность частой смены политической линии в случае победы на выборах партии оппозиции

Более двух партий, обладающих политическим влиянием. Большое количество партий затрудняет получение достаточной поддержки населения, борьба за власть может становиться самоцелью


Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);


- политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
Место и роль государства и права

в политической системе общества
Выделившись из общества, государство становится основной властвующей организацией политической системы. Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:

1) оно выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений в соответствующих формах.


Формы влияния государства на собственно политические организации

Предоставление конституционного права на объединение в политические и общественные организации и осуществление их деятельности

Определение правового положения политических партий и общественных организаций (законодательно и с утверждением их уставов)

Охрана, надзор и инспектирование деятельности политических партий и общественных организаций


Таким образом, государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.


Сегодня любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий, поскольку партии занимают особое место в политической системе общества.

В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, а сейчас регулирование их деятельности - самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д.

Термин "партия" - латинского происхождения и означает часть более крупной общности. Сам же термин "партия" начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.

Немецкий социолог и политолог Макс Вебер выделяет в генезисе любой партий три этапа:

1) аристократическая группировка;

2) политический клуб;

3) массовая партия.

В определении сущности политических партий традиционно выделяют три основных подхода:

1) партия как группа, основанная на идеологических связях;

2) как организация;

3) как представитель классовых интересов.