Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составными элементами гражданского общества являются:
1) личность;
2) семья;
3) школа;
4) церковь;
5) собственность и предпринимательство;
6) социальные группы, слои, классы;
7) частная жизнь граждан и ее гарантии;
8) институты демократии;
9) общественные объединения, политические партии и движения;
10) независимое правосудие;
11) система воспитания и образования;
12) свободные средства массовой информации;
13) негосударственные социально-экономические отношения и др.
Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.
Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.
-
Политическая система общества.
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: собственно политические организации: государство; политические партии; некоторые общественные организации (имеющие политические цели), имеющие следующие признаки:
- выражают интересы определенной социальной группы;
- могут обладать государственной властью или влиять на государственную власть; стремятся к обладанию государственной властью;
- провозглашают определенные политические цели и руководствуется политическими нормами данного общества;
и несобственно политические организации: любые общественные организации, которые созданы для достижения иных, нежели политические цели (экономические, религиозные, культурные, досуговые), но в силу объективной реальности участвуют в политике:
- ставя и решая политические задачи (например, профсоюзы, члены религиозной группы, ущемленные в правах);
- представляя собой группу избирателей (например, собаководы, филателисты), которые хотя и не ставят перед собой политических задач, но являются одной из групп, на которую направлена агитация.
Все они оказывают активное влияние на политическую жизнь общества и, осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Таким образом, политическая система общества - совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.
Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине XX века, показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие и политическую жизнь общества, и процесс осуществления политической власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Различают следующие виды и типы политических систем:
Виды политических систем
По форме политического режима | По характеру взаимосвязей между элементами | |
- автократические; - деспотия; - империя; - абсолютная монархия; - теократия; - фашистское государство | - демократические; - парламентские республики; - президентские республики; - конституционные монархии | - открытые для всех членов общества и других обществ и общностей; - закрытые |
Типы политических систем
Монопартийная | Двухпартийная | Многопартийная |
Единственная партия (партия власти) монополизирует государственную власть. Со временем бюрократизируется, срастается с госаппаратом, перестает выражать интересы народа | Как правило, партий больше, но только две из них являются влиятельными (Великобритания, США); Возможность частой смены политической линии в случае победы на выборах партии оппозиции | Более двух партий, обладающих политическим влиянием. Большое количество партий затрудняет получение достаточной поддержки населения, борьба за власть может становиться самоцелью |
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.
Выделяют следующие функции политической системы:
- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
- политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.
Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
Место и роль государства и права
в политической системе общества
Выделившись из общества, государство становится основной властвующей организацией политической системы. Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:
1) оно выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6) определяет главные направления развития общества.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений в соответствующих формах.
Формы влияния государства на собственно политические организации | ||
Предоставление конституционного права на объединение в политические и общественные организации и осуществление их деятельности | Определение правового положения политических партий и общественных организаций (законодательно и с утверждением их уставов) | Охрана, надзор и инспектирование деятельности политических партий и общественных организаций |
Таким образом, государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Сегодня любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий, поскольку партии занимают особое место в политической системе общества.
В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.
Конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, а сейчас регулирование их деятельности - самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д.
Термин "партия" - латинского происхождения и означает часть более крупной общности. Сам же термин "партия" начал использоваться задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения и стремились влиять ради их осуществления на власть.
Немецкий социолог и политолог Макс Вебер выделяет в генезисе любой партий три этапа:
1) аристократическая группировка;
2) политический клуб;
3) массовая партия.
В определении сущности политических партий традиционно выделяют три основных подхода:
1) партия как группа, основанная на идеологических связях;
2) как организация;
3) как представитель классовых интересов.