Файл: Сказка Колобок Инсценировка Олеси Емельяновой для домашнего кукольного театра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Русская народная сказка
Колобок
Инсценировка Олеси Емельяновой для
домашнего кукольного театра
http://www.olesya-emelyanova.ru

2
Этот набор подходит и тем, кто только начинает заниматься домашним кукольным театром, и тем, для кого это уже стало любимым хобби. Если вы хотите, чтобы в вашем доме поселился праздник, а друзья и знакомые по достоинству оценили ваши таланты, всё, что нужно – это устро- ить домашнее кукольное представление.
Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями и искрометным юмором. Участвуя в постановке даже давно зна- комой сказки, вы сможете взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно открое- те для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания. Сказка «Колобок» в вашем испол- нении еще раз напомнит зрителям о том, что хвастовство и излишняя самоуверенность до добра не доведут.
Прежде чем приступить к подготовке спектакля, соберите всех, кто хотел бы участвовать в нем, чтобы вместе прочитать сценарий.
Сценарий
Действующие лица:
Дед
Бабка
Колобок
Заяц
Медведь
Лиса
Волк
Действие первое
На переднем плане слева – деревенский дом.
Справа – деревья. На втором плане лес.
Из-за деревьев справа выходит Дед с вязан- кой хвороста и идет к дому.
Дед
Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом сходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?
Из окна выглядывает Бабка.
Бабка (весело)
А его, дедочек, нет!
Ели хлеб и пили квас
Вот и вышел весь запас!
Будет новый урожай,
Так обедать приезжай!
Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.
Дед
Погоди-ка, бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испечем мы колобок.
В общем, бабка, покумекай.
Бабка выходит из дома с ведром и дает его
Деду.
Бабка
Ты ж пока сходи на реку
И водицы принеси,
Чтобы тесто замесить!
Ну а лучше ключевой
Да не мертвой, а живой!

3
Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.
Бабка (напевает)
Как пойду я, как пойду
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!
Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.
Дед
Вот студеная вода!
Бабка
Наливай ее сюда!
Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.
Бабка (поет)
Тили-тили-тили-тесто –
Дед жених, а я невеста,
Коли доживем до мая,
Будет свадьба золотая!
Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.
Дед (нетерпеливо)
Ставь его скорее в печку!
Бабка
Обожди, мое сердечко!
Коли тесто подойдет,
Легче в рот потом войдет!
Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас
Ставить в печку в самый раз!
Бабка уносит комок теста в дом.
Дед
Вот премудрое занятье!
Никогда не мог понять я,
Почему бы хлеб нам печь
Не могла сама испечь?
Бабка выглядывает в окно.
Бабка
Что стремиться к чудесам,
Если можешь сделать сам?
Бабка выносит Колобка на улицу. Его лицо обращено от зрителей.
Бабка
Вот смотри-ка с пылу с жару.
Скоро сядем к самовару
И, как водится, вдвоем
С колобком чайку попьем.
Дед дотрагивается до Колобка, но обжигается.
Дед
Ай!
Бабка
Ты руки не тяни,
Пригодятся нам они.
Подожди еще малечко,
Пусть постынет на крылечке.
Мы ж, пока он спустит жар,
Подогреем самовар.
Дед с Бабкой скрываются в доме. Колобок по- ворачивается лицом к зрителям.
Колобок (испуганно)
В печке чуть не засушили,
А теперь и съесть решили.
Ждать я смерти не могу,
Я из дома убегу!
Колобок катится по сцене и скрывается за правой кулисой. Бабка и Дед выходят из дома.
Бабка (изумлено)
Дед, смотри, он укатился,


4
С нами даже не простился!
Дед (сокрушено)
А все ты! Мол, посиди,
Подожди да подожди.
Вот, остались без обеда!
Бабка
Может быть, пойдем по следу?
Дед
Полно, бабка, не шути,
Колобка нам не найти!
Занавес закрывается, оставляя только Бабку и Деда посреди сцены. Идет смена декорации левой кулисы – вместо дома появляется группа деревьев. В это время Дед и Бабка отвлекают зрителей разговором.
Бабка (причитая)
Эх, дедочек мой, дедочек,
Укатился колобочек,
Сколько лет с тобой живем –
Все вдвоем, да все вдвоем…
Нет ни дочки, ни сынка.
Дед
Да не уж-то Колобка
Хочешь ты усыновить?
Бабка (вздыхая)
Может быть, дед, может быть!
Он ведь только что родился.
Ах, зачем он укатился
И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!
Получился бойкий слишком!
Дед
Ох, хлебнет беды мальчишка!
Бабка
Воротился бы домой,
Колобок, сыночек мой!
А все ты! У, бессердечный!
Дед
Что ж меня ты пилишь вечно?
Нет моей ни в чем вины.
Бабка, испеки блины!
Дед и Бабка скрываются за занавесом.
Действие второе
На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане – лес.
Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.
Колобок (поёт)
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Навстречу Колобку из-за деревьев справа вы- ходит Заяц.
Заяц
Любит серенький зайчишка
Бегать по лесу вприпрыжку!
Ушками все слушать,
Зубками все кушать!
Ты же свеженький совсем,
Погоди, тебя я съем!
Колобок отпрыгивает в сторону.

5
Колобок
Не хочу я быть обедом,
Я ушел от бабки с дедом!
Я не попаду в беду,
От тебя, Косой, уйду!
Заяц гоняется за Колобком, но не может пой- мать.
Заяц
Стой!
Колобок (дразнится)
Гоняйся хоть пол дня,
Не догонишь ты меня!
Колобок исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним. Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок (поет)
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Волк.
Волк
Хочет ухватить волчок
Всех зубами за бочок
Положить в свой ротик,
А потом в животик.
Ты вот свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал,
Я от зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убегу я и от волка!
Волк гоняется за Колобком, но не может пой- мать. Колобок исчезает за деревьями справа.
Волк убегает за ним. Через некоторое время Ко- лобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок (поет)
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Медведь.
Медведь
Обожает с медом пышки
Кушать косолапый мишка.
Ты же свеженький совсем!
Погоди, тебя я съем!
Колобок
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
Ты меня бы не пужал,
Я от зайца убежал!
Догонять меня без толку,
Убежал я и от волка.
Я не попаду в беду,
От тебя, медведь, уйду!
Медведь гоняется за Колобком, но не может поймать. Колобок исчезает за деревьями справа.
Медведь с ревом убегает за ним. Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок (поет)
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Лиса.
Лиса (зрителям)
Вы слыхали про лису?
Нет хитрей меня в лесу.
В назиданье детям всем
Колобка сейчас я съем!


6
Колобок
Не хочу я быть обедом!
Я ушел от бабки с дедом,
И от зайца убежал.
Волк мне тоже угрожал.
Я его не испугался,
И медведю я не дался!
Я не попаду в беду,
От тебя, лиса, уйду!
Лиса (вкрадчиво)
Славно, милый, ты поешь,
Жаль, что слов не разберешь.
Сядь ко мне на язычок,
Про румяный спой бочок.
Лиса наклоняется к Колобку.
Колобок (поет)
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый …
Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.
Лиса
Колобок!
Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел он быть обедом.
Сел ко мне на язычок…
А ведь вкусный, дурачок!
Конец.
Постановка спектакля
В домашнем театре подготовка и репетиции являются для участников не менее значимыми и запоминающимися событиями, чем премьера. Обязательно дайте детям возможность принять уча- стие во всех этапах подготовки. Ведь нужны не только актеры, но и художники-оформители, осве- тители, создатели шумовых эффектов, суфлеры, распространители билетов, билетеры и распоря- дители буфета. В крайнем случае, можно придумать дополнительные должности вроде развлека- теля зрителей до начала спектакля (фокусы, сюрпризы, розыгрыши, загадки). Главное, чтобы игра в театр захватила всех без исключения. Даже если на премьере такой помощник окажется в зри- тельном зале, ему будет вдвойне приятно посмотреть спектакль, ведь он тоже участвовал. И весь этот процесс происходит не сам по себе, а требует умелой организации. Поэтому, перво-наперво, нужно назначить главного режиссера, иначе вместо спектакля получится всем известная басня про лебедя, рака и щуку.
Режиссер
Режиссер отвечает за то, чтобы все работали слаженно, и дело увенчалось успехом. Конечно, мнение каждого участника спектакля важно, но именно режиссер решает все организационные и спорные вопросы и по ходу постановки утихомиривает неизбежные творческие разногласия. В до- машнем театре в этой роли, как правило, выступает взрослый. Чтобы актеры действительно стали труппой, а спектакль получился интересным, нужно хорошенько постараться. Режиссер должен быть справедлив, всех воодушевлять и направлять в нужное русло.
Прежде чем начнется работа над спектаклем, у режиссера должны быть готовы ответы на глав- ные вопросы – кто участвует, сколько репетиций, когда премьера и кто будет зрителями. Также ему не мешает заранее внимательно перечитать сценарий, оценить относительную сложность ролей и продумать все моменты, где требуются дополнительных рук – в некоторых сценках актерам прихо- дится не только управлять куклами, но и подавать своим куклам предметы. Например, когда Бабка достает из миски тесто. Прежде чем распределять роли, режиссер должен внимательно изучить


7 такие сцены, сразу решив, кто из актеров, что будет делать. Чем меньше актерский состав, тем слаженнее и виртуознее должна быть организация скрытой от глаз зрителей деятельности.
Взрослый, руководящий постановкой, должен следить, чтобы поставленная задача оказалась детям по силам, и обязательно увенчалась успехом. В игре в театр не должно быть проигравших!
Распределение ролей
Для кукольного театра не столь важно, как выглядит актер, управляющий куклой-перчаткой. Го- раздо более важен его голос и способность его изменять, если речь идет об исполнении одним актером сразу нескольких ролей.
Большинство людей никогда не слышали свой голос со стороны, часто он звучит совсем не так, как им самим кажется. Подбирая актеров, попросите их прочитать пару строчек понравившейся роли так, как они себе это представляют. А еще лучше запишите «пробы» на диктофон и вместе прослушайте. Это позволит правильнее распределить роли и показать каждому актеру, какая роль ему подходит больше всего.
В спектакле «Колобок» 7 героев. Если в спектакле принимают участие малыши, то лучше, чтобы каждый из них исполнял только одну роль. Ее проще выучить и не требуется изменять голос. Са- мая простая роль в этом спектакле – это роли животных, поскольку у них очень мало текста, кото- рый нужно выучить. Далее по возрастанию сложности идут роли Деда, Бабки и Колобка.
Но может случиться так, что актеров меньше, чем ролей. Такая проблема вряд ли возникнет в детском саду, школе или детской театральной студии, зато в домашнем театре – запросто. Если актеров не хватает или за ширмой маловато места, некоторые роли придется совместить, и здесь уже важен не только голос и способность его изменять, но и взаимодействие персонажей, достав- шихся одному актеру. Поскольку Дед и Бабка манипулируют предметами – хворост, ведро, миска с тестом, то их роли не может выполнять один актер.
Поэтому в спектакле «Колобок» при 2 актерах лучше распределить роли следующим образом:
Для участников постарше лучше распределить роли следующим образом. При 3 актерах:
Первый актер – Колобок. У него больше текста, и он во втором действии движется навстречу
Зайцу, Волку, Медведю и Лисе.
Второй актер – Дед, Медведь и Волк. Эти герои никогда не участвуют в одной сцене, и озвучи- ваются мужскими голосами.
Третий актер – Бабка, Заяц и Лиса. Эти герои также никогда не участвуют в одной сцене, и оз- вучиваются женскими голосами.
Но если участников спектакля только двое, то не стоит огорчаться. В этом случае тоже можно справиться, если распределить роли так:
Первый актер – Колобок, Бабка и Лиса.
Второй актер – Дед, Заяц, Медведь и Волк.
Одному актеру в этом спектакле не справиться.
Разучивание ролей
После того, как вы распределили роли, отсканируйте и выдайте каждому актеру сценарий цели- ком, выделив реплики. Для дошкольников и младших школьников в заучивании роли особенно важ- но участие взрослого. Именно он читает малышу текст и делает паузы там, где должен говорить его герой. Такое разучивание очень интересно для малыша и нескучно для взрослого, поскольку они вместе играют в представление, а рифмы сами подсказывают продолжение. К тому же, ребе- нок ясно запоминает свое место в спектакле, что существенно упрощает репетиции и задачу ре-


8 жиссера. Но, конечно же, роль взрослого не сводится только к чтению. Он должен объяснить все ситуации, ответить на все вопросы ребенка о его персонаже и о других героях, вместе с малышом придумать сюрпризы для его куклы – особенную походку, характерные движения и яркие интона- ции. Чем больше души будет вложено в персонажа, тем более впечатляющим будет его появление на сцене и тем больше гордости вызовет сыгранная малышом роль.
Ни в коем случае не стоит учить текст по ходу репетиций, иначе этот процесс сильно затянется и всем надоест. К тому же в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить репли- ки, но и управлять куклой, и именно этому нужно уделить на репетициях особое внимание, иначе во время спектакля куклы будут вразнобой шататься по грядке, валяться на ней в неестественных позах, натыкаться на декорации, и красивого представления не получится. Так что приступать не- посредственно к репетициям следует не раньше, чем актеры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком продумают и подготовят сцену, декорации и музыкальное сопровож- дение.
Конечно, есть лентяи, которые предпочитают не учить роли, а записать фонограмму и под нее двигать кукол по сцене. Это ускоряет подготовку спектакля, но лишает детей возможности потрени- ровать память, красивую и выразительную речь и почувствовать себя настоящими актерами, то есть сводит к минимуму всю пользу от игры в театр, ограничивая ее чисто внешними атрибутами. Я советую не халтурить, а развиваться, тем самым подготавливая почву для будущих успехов и дос- тижений.
Сцена
Для домашнего кукольного театра это вопрос не праздный. Именно из-за отсутствия сцены мно- гие спектакли так и не дожили до своей премьеры. Этот раздел написан для тех, у кого еще нет ширмы для кукольного театра, но есть желание сделать ее своими руками. Те, у кого ширма есть, могут пропустить этот раздел и сразу перейти к изготовлению декораций.
Чтобы поставить полноценный спектакль со всеми необходимыми декорациями, надо приду- мать, как и на чем их закрепить. Конечно, можно вбить два гвоздя, натянуть веревку поперек комна- ты и повесить на нее простыню, можно поставить две стремянки и положить между ними швабру с перекинутым через нее покрывалом или показывать спектакль из-под стола или из-за спинки дива- на, но, если вы хотите, чтобы актерам было удобно, чтобы ничего не падало, не шаталось, а ваш интерьер не страдал от гвоздей, вбитых в стену, то воспользуйтесь одним из приведенных ниже проверенных способов.
Ширма в дверном проеме
Домашнего представления с небольшим количеством зрите- лей и актеров как нельзя лучше подходит простая в изготовлении ширма в дверной проем. Единственный недостаток такой ширмы в том, что, если вход в комнату единственный, зрители не смогут выйти из комнаты во время спектакля. Впрочем, и спектакль у нас короткий, поэтому об этом можно сильно не волноваться.
Для изготовления вам понадобится большой лист картона чуть шире и выше вашего дверного проема. Если у вас под рукой такого нет, то можете склеить его из нескольких картонных коро- бок.
Самое главное правильно выбрать высоту «грядки» (так в ку- кольном театре называют нижнюю часть окошка ширмы). Для