Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10521

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

126 

 

 

 

 
Ещё один большой недостаток, связанный с гармоническими резонансами комнат, состоит в том, 

что  звучание  в  комнате  становится  позиционно  зависимым  как  в  отношении  источника  (например, 
монитора),  так  и  в  отношении  объекта,  воспринимающего  звук  (слушателя,  микрофона).  Углы 
направленности  источника  будут  также  определять,  какие  резонансы  будут  возбуждаться,  а  какие  нет. 
Если источник или слушатель находится в точке падения давления любого данного резонанса, то на его 
частоте никаких изменений на слух происходить не будет. Неизменность звучания громкоговорителя для 
слушателя  возможна  только  в  безэховой  камере,  причём  низкие  частоты  будут  восприниматься 
слушателем «в балансе» на любом расстоянии от громкоговорителя. 

Ещё  больше  усложняет жизнь  то,  что каждая комната по-своему поглощает звуковую энергию в 

зависимости  от  размеров  и  характера  акустической  обработки.  Разные  материалы  поглощают  разные 
частоты в большей или меньшей степени. Поглощение и акустическое демпфирование определяют силу 
энергии  отражённого  звука,  а  также  оказывают  влияние  на Q (добротность)  распространения  энергии 
гармонических резонансов (см. рис.38).  


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

127 

 

 

 
В этом смысле величина Q похожа на Q эквалайзера, при "накручивании" которого "холм" может 

быть  либо  широким  (низкое Q), либо  узким  (высокое Q). Q, между  прочим,  означает  "добротность" 
(дословно - "фактор качества"), но в нашем случае желательно иметь резонанс плохого качества (низкое 
Q), поскольку тогда он менее выражен и менее назойливо действует на уши, чем резонанс с высоким Q. 
Поэтому  помещения  с  сильным  демпфированием  и  поглощением  одновременно  расширяют  частотное 
содержимое  резонансной  энергии  и уменьшают уровни  резонансных  пиков.  Из всего  этого следует,  что 
звучание  в  звукопоглощающей  комнате  с  низким Q будет  более  равномерным,  чем  в  комнате  с  более 
твёрдыми стенами и гармоническими резонансами с высоким Q. Хотя во втором случае звучание будет 
более  громким,  так  как  такое  помещение  медленнее  рассеивает  исходящую  энергию.  Практической 
крайностью  звукопоглощающих,  сильно  демпфированных  помещений  являются  безэховые  камеры, 
которые в силу отличной равномерности своего звучания используются для проведения измерений. 

К сожалению, звукопоглощение низких частот - камень преткновения для малых комнат, в которых 

нельзя  применить  многие  системы  поглощения  этих  частот  из-за  внушительных  размеров  систем. 
Эффективные  поглотители  низких  частот  традиционно  имеют  большие  размеры;  им  требуется 
пространство в глубину, равное четверти длины волны самой низкой частоты, которую нужно поглощать. 
Если  для  частоты 40 Hz длина  волны  составляет  где-то 8 метров,  то  для  поглощения  звука  с  этой 
частотой  и  выше  потребуется  система  поглощения  глубиной 2 метра.  Если  в  контрольной  комнате  не 
обеспечить  необходимое  поглощение  баса,  то  восприятие  различных  низких  частот  будет  зависеть  от 
позиций  слушателя  и  источника  звука.  Если  и  при  этом  сохранится  избыток  низких  частот  в  виде 
полуреверберационной  (отражённой)  энергии,  то  комната  будет  сильно  "басить" ("бубнить").  Если  речь 
идёт о помещении для записи, то это в зависимости от обстановки может быть как хорошо, так и плохо. 
Если  же  "басит"  контрольная  комната,  то  на  выходе  могут  получаться  миксы  с  "облегчённым"  басом, 
которые будут звучать не совсем полновесно при воспроизведении в любых других условиях (см. раздел 
10.2.2). В какой-нибудь другой басово-перенасыщенной комнате такой микс будет звучать более близко к 
задуманному варианту, но "весомость баса" может зависеть также и от конкретной частоты; и тогда одни 
ноты  будут  восприниматься  более  "басово",  чем  другие, - причём  в  других  помещениях  "басить"  будут 
другие  ноты.  Понятно,  что  для  контрольных  комнат,  для  которых  равномерность  звучания  является 
первостатейной необходимостью, это абсолютно нежелательно. 

11.2 Нынешние концепции и плохое влияние 

Задача совместимости помещений - дело непростое; и чем меньше помещения, тем труднее она 

решается.  Если  энергия  звуковых  отражений  воспринимается  только  в  задней  части  помещения  (что 
часто бывает в небольших контрольных комнатах), то небольшая разница во времени между прибытием 
прямого  и  отражённого  сигналов  придаст  звуку  на  уровне  восприятия  нежелательную  окраску;  а  психо-
акустическое  воздействие,  на  которое  в  иных  контрольных  комнатах  возлагаются  особые  надежды,  не 
даст желаемого эффекта. Некоторые из этих вариантов дизайна (например, технология LEDE) являются 
весьма  сложными  по  своему  характеру  и  могут  "работать"  только  тогда,  когда  их  проект  тщательно 
продуман. Но есть масса случаев, когда люди просто слепо копируют концепции и "масштабируют" их до 
размера своих комнат, не вполне понимая заложенные в них принципы. В итоге такие помещения иногда 
"звучат" поистине ужасно. 

Хотя  максимальная  ширина  и  равномерность  частотного  диапазона  вроде  и  должны  быть 

желанными  для  всех  контрольных  комнат,  выясняется,  что  эта  достойная  и  логичная  цель  так  и  не 
получила  всеобщего  признания.  Наибольшие  проблемы  касаются  студий  средней  руки.  Выпуская 
огромное количество записей во всем мире, они вынуждены работать в секторе рынка с очень высокой 
конкуренцией.  Тут  уж  не  до  разрешения  акустических  задач!  Кроме  того,  умы  владельцев  таких  студий 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

128 

 
часто заняты не стремлением к идеалу, а желанием быть похожим на других. Мне приходилось бывать в 
студиях, в которых хотели улучшить условия мониторинга; но когда эти улучшения дали звук, отличный 
от  звука  большинства  наиболее  коммерчески  успешных  студий  в  регионе,  их  владельцы  столкнулись  с 
растущим  недоверием  к  ним  клиентов.  Похоже,  что  другие  студии  пользовались  успехом,  невзирая  на 
качество  своего  мониторинга,  благодаря  чему-то  другому:  дружелюбно  настроенному  и  внимательному 
персоналу, хорошим студийным помещениям, доступной парковке и т.п. 

Но в индустрии звукозаписи полно одержимых людей (что нормально!), работающих с творческим 

запалом  особенно  там,  где  успех  или  неудача  могут  целиком  основываться  на  субъективных  оценках. 
Конечно,  кто-то  будет  стараться  запрыгнуть  на  «островок  безопасности»  в  виде  студии  с  неизменно 
повторяемыми и постоянными условиями мониторинга. Но чаще люди верят в другую «безопасность» - в 
стремление  повторить  чей-то  чудящийся  успех,  неважно  как  достигнутый,  который  может  быть  очень 
скоротечным.  

Всё  больше  людей  верят  в  избавление  от  трудностей  с  помощью  электронного  оборудования. 

Например,  плохое  звучание  записи  часто  воспринимается  не  как  следствие  неверных  технологических 
решений  (возможно,  принятых  в  результате  недостаточно  хорошего  мониторинга),  а  как  следствие 
отсутствия  на  студии  последней  модели  лампового  преампа  или  нового  электронного  ревербератора. 
Конечно  же,  владельцы  больших  студий  лучше  знают  настоящую  причину  этого,  поэтому  именно  они 
вкладывают деньги в акустику. Многие же владельцы меньших студий, по-видимому, надеются на то, что 
будущий  успех  даст  им  новые  более  обширные  помещения,  в  которых  они  обязательно  позаботятся  о 
каком-то  акустическом  контроле.  Но  покамест  им,  мол,  не  с  руки  тратить  деньги  на  акустическое 
оснащение своих малых студий. Тот факт, что это могло бы принести большее удовольствие клиентам, 
поднять  бизнес  в  целом  и  способствовать  приближению  того  дня,  когда  новые  помещения  станут  им 
доступными,  часто  перекрывается  страхом,  что  нельзя  будет  вернуть  деньги,  заплаченные  за  работу  и 
материалы.  Жертвой  такого  отношения  становится  качество.  Несмотря  на  всё  это,  действительность 
такова, что добиться хорошего, воспроизводимого, «точного», чёткого в отношении нюансов мониторинга 
в плохих помещениях нельзя. Если где-то и существует, по счастливой случайности, хороший мониторинг 
в плохом помещении, то он почти наверняка был бы лучше, если бы и помещение было лучше. 

11.3 Другой взгляд на действительность 

Итак,  как  же  нам  сделать  так,  чтобы  не  только  условия  мониторинга  были  гораздо  более 

контролируемыми, но и чтобы избежать несоразмерной дороговизны студии и высокой почасовой платы 
за  неё?  Что  ж,  первое,  что  нам  нужно  сделать,  так  это  обратить  внимание  на  расположение  источника 
звука,  позицию  слушателя  и  характер  самой  комнаты.  Если  известно,  что  любое  без  исключения 
расположение  источника  звука  в  любом  помещении,  кроме  безэховой  камеры,  возбуждает  в  этом 
помещении  гармонические  резонансы  по-разному,  то  наилучшее,  что  можно  придумать – попытаться 
отыскать  позиции  для  мониторов  в  местах  с  наименьшей  вариабельностью.  Даже  большая  безэховая 
камера, но без трёхметровых поглощающих клинообразных  пуансонов, не будет такой уж  безэховой на 
нижних  октавах  частотного  диапазона,  т.к.  даже  здесь  от  установки  мониторов  в  разных  точках 
помещения  звучание  низких  частот  будет  восприниматься  по-разному.  Поэтому  лучше  всего 
устанавливать  источники  звука  у  самого  края  комнаты,  и  лучший  вариант - это  вмонтированные 
заподлицо  в  стену  мониторы.  В  пределах  поля  возникновения  стоячих  волн,  передние  стены  комнаты 
являются поверхностями максимального давления, поэтому установленный в такую стену монитор будет 
возбуждать резонансы на практически одинаковом уровне, не давая превосходства одним над другими. 
Установка  мониторов заподлицо  также  позволяет  стене  работать  как  продолжение  их  диффузоров,  что 
способствует  более  равномерному  распространению  расширяющихся  звуковых  волн.  Причина,  по 
которой  стены  комнат  являются  поверхностями  с  максимальным  давлением,  состоит  в  том,  что  для 
отражения  от  них  звук  должен  изменить  направление.  При  этом  он  на  мгновение  останавливается,  а 
когда скорость его равна нулю, давление достигает своего максимума, иначе нарушатся законы физики о 
сохранении энергии. 

Как  уже  говорилось  в 10-й  главе,  с  понижением  частоты  громкоговорители  расширяют  свою 

направленность и становятся всенаправленными, поэтому если громкоговорители находятся в корпусах и 
стоят  на  расстоянии  от  стен,  более  низкие  частоты  смогут  излучаться  во  всех  направлениях  вокруг 
корпусов  громкоговорителей  и  будут  в  том  числе  распространяться  и  в  сторону  стены,  находящейся 
сзади  корпусов  громкоговорителей.  Затем  они  будут  отражаться  назад  в  помещение  и  направляться  к 
позиции  слушателя  (см.  рис.17).  Различные  частоты  будут  иметь  разную  длину  волн,  поэтому,  если 
длина  пути  от  громкоговорителя  до  стены  и  назад  к  слушателю  у  них  одинакова,  они  возвратятся  с 
несовпадением  по  фазе.  Поэтому  они  будут  либо  усиливать  звучание  прямого  сигнала,  либо  погашать 
его,  что  приведёт  к  неровности  восприятия  звучания  в  позиции  слушателя.  Безусловно,  стену  позади 
громкоговорителей можно сделать звукопоглощающей. Но из-за необходимости погашения низких частот 
она займёт много места и снизит уровень звука от громкоговорителей. Кроме этого, если все поверхности 
комнаты сделать звукопоглощающими, то мы получим безэховую камеру, находиться в которой долго не 
пожелаешь никому. Многие люди в таких условиях испытывают необъяснимую тревогу.  

Если  же  мониторы  установить  в  твёрдой  и  нерезонирующей  передней  стене  заподлицо,  то  это 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

129 

 
будет  способствовать  равномерному  распределению  давления  в  комнате  и  повысит  уровень  звучания 
низких частот, так как вся их энергия направится вперёд (рисунки 30 и 33). Это может быть полезным для 
расширения  низкочастотного  звучания,  особенно  если  у  мониторной  системы  ограниченный  запас  по 
мощности.  А  если  эту  стену  сделать  отражающей  звук,  то  облегчится  и  общение  людей  в  этом 
помещении.  Вместе  с  тем  это  не  приведёт  к  появлению  нежелательных  для  мониторинга  отражений, 
поскольку  весь  излучаемый  звук  будет  идти  от  стены.  Усиление  низкочастотного  звучания  легко 
исправить  электронными  регулировками,  что  не  приводит  к  смещению  фазы.  В  самом  деле,  коррекция 
амплитуды не приведет к переворачиванию фазы, наоборот, она лишь скорректирует фазу. 

Вспомните 5-ю  главу,  где  говорилось,  что  разница  между  давлением  в  осевом  направлении  и 

давлением, вызванным прибытием более или менее синфазных отражений, происходит от запаздывания 
отражений, т.к. им приходится «путешествовать» дольше; кроме того, давление, создаваемое звуковыми 
отражениями,  неравномерно  по  частотному  балансу.  Поэтому  эти  эффекты  нельзя  исправить 
электронной эквализацией. Именно невежественные попытки такой коррекции как раз и породили дурную 
славу  в  отношении  эквализации  мониторов.  Электронная  эквализация,  за  исключением  эквализации 
цифрового  адаптивного  типа,  не  может  снять  проблемы  гармонических  резонансов  в  помещениях: 
кажущееся  исправление  звучания  в  одной  точке  помещения  усугубляет  ситуация  в  двух  других. 
Проблемы  отражений - это  проблемы  акустические,  и  требуют  они  акустических  решений.  Посему 
непременным  условием  достижения  "точного"  мониторинга  является  установка  мониторов  заподлицо  в 
передней стене любой контрольной комнаты. В 12-й главе будут более подробно рассмотрены некоторые 
из этих электроакустических явлений. 

Если же мониторы нельзя установить в несущей стене, что в любом случае плохо с точки зрения 

звукоизоляции,  то  нужно  сделать  плотную  и  прочную  фальш-стену.  Конечно,  даже  будучи  непрочной 
такая стена будет поглощать звук, но из-за непрочности она будет резонировать и создавать вторичные 
излучения  на  определённых  частотах,  что  лишь  привнесёт  дополнительные  помехи  в  общее  звучание. 
Равномерное излучение и распространение звука - это первый шаг на пути к хорошему мониторингу. Но 
нельзя  добиться  лишь  этим  поставленной  цели,  если  нет  равномерного  распределения  энергии  в 
отражательном  или  полуреверберационном  звуковых  полях.  В  больших  по  размерам  помещениях 
различные  дизайнеры  пользуются  различными  методами  (и  исповедуют  разные  принципы)  при 
обеспечении  равномерного  восприятия  звука  человеком,  находящимся  за  микшерным  пультом.  Но  в 
малых  помещениях  более  сильные  по  уровню  отражения  с  различным  тональным  балансом  из  разных 
точек  помещения  возвращаются  в  пределах  психоакустически-интегрирующего  времени  мозга,  т.е.  того 
времени,  когда  наш  мозг  эти  отражения  уже  воспринимает  не  как  отражения,  а  как  окраску  звука. 
Ситуация  отягощается  неравномерностью  вне-осевого  звучания,  что  ещё  более  ухудшает  частотный 
баланс отражённого звука. 

Если же сделать звукопоглощающими все поверхности комнаты кроме передней стены и пола, то 

слушатели  будет  воспринимать  лишь  прямой  сигнал  от  мониторов.  К  счастью,  самая  лёгкая  из  задач, 
стоящих  перед  конструкторами  таких  мониторов, - это  добиться  равномерного  осевого (±30°) звучания. 
Поэтому  такие  мониторы  будут  менее  дорогостоящими,  чем  акустические  системы,  претендующие  на 
универсальное применение в любых помещениях. Довольно большая часть времени и средств, идущих 
на разработку мониторов, тратится на попытки сделать такие системы, которые бы давали относительно 
плоские  частотные  характеристики  в  помещениях  с  плохой  акустикой.  На  самом  же  деле  такие 
"всеядные"  мониторы  являются  не  чем  иным,  как  эрзац-мониторами.  Опубликованные  характеристики 
таких  акустических  систем  (мониторов)  наверняка  измерялись  в  безэховых  условиях.  Это  само  по  себе 
уже говорит о том, что даже производителями признаётся ухудшение их характеристик в других условиях. 
Задача  этой  главы – рассказать,  как  создать  в  позиции  прослушивания  условия  сходные  с  условиями 
прослушивания в безэховой камере. Концепция таких комнат показана на рисунке 39. 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

130 

 

 

 

11.4 Помехи от оборудования 

Любое оборудование в комнате создаёт звуковые отражения. Не так уж много нужно ума, чтобы 

поместить оборудование так, чтобы оно не отражало звук прямо на позицию слушателя. Однако следует 
чуточку  больше  сказать  о  таких  отражениях,  потому  что  их  "поведение"  зависит  от  частоты.  Объекты, 
которые  имеют  малые  размеры  по  сравнению  с  данной  длиной  волны,  как  правило, "поглощаются" 
звуком:  он  обходит  их,  словно  "заглатывая".  Но  когда  поверхности  объектов  сопоставимы  с  длиной 
волны, они действуют, как зеркала. Звук распространяется со скоростью примерно 340 метров в секунду 
при температуре около 20 °C. Поэтому звуковая волна с частотой 340 Hz имеет длину около 1 метра. 100-
герцевая волна будет соответственно иметь длину более 3 метров, и такая частота без труда "проглотит"  
небольшой  настольный  монитор  с  максимальным  размером 40 см.  В  случае  же  со  звуковой  волной  на 
частоте 10 kHz, длина которой составляет всего около 3 см, поверхности корпусов мониторов будут во 
много раз шире, чем длина волны, поэтому они будут "работать" на отражение, как зеркало.