Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10520

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

121 

 
акустические особенности конкретных помещений и добиться желаемых характеристик общего звучания. 

10.2.2 Общие ориентиры 

Разнообразие домашних помещений и их акустических особенностей – это те реалии, с которыми 

приходится считаться. Это реалии жизни. Но если постараться, то можно значительно скомпенсировать 
нежелательные акустические особенности помещений путём выбора оптимальных акустических систем и 
их  оптимального  расположения,  добиваясь  более  подходящих  или  точных  характеристик  звучания. 
Однако это возможно только тогда, когда большинство записей также сводятся в схожих помещениях. В 
противном случае, если оптимизировать домашнюю hi-fi систему на какую-то одну подборку записей, то 
она «покажет» разве что коррективы, которые нужно сделать в отношении тонального баланса и баланса 
инструментов  для  компенсации  аномалий  плохой  акустики  помещения  в  самой  студии,  где  делалось 
сведение. 

Предположим, что в одной студии – провал по частоте 100 Hz, а в другой – пик на той же частоте. 

А  теперь  представим,  что  какому-то  счастливчику  удалось  создать  дома  условия,  обеспечивающие 
достаточно гладкую частотную характеристику. Во время сведения в студии с провалом на частоте 100 
Hz, скорее всего, был "поднят" этот частотный диапазон, чтобы скомпенсировать звучание в контрольной 
комнате. При воспроизведении в более равномерных акустических условиях эта запись на этих частотах 
будет звучать громче, так как во время сведения они усиливались. Материал, сведённый в контрольной 
комнате  с  пиком  в  районе 100 Hz, скорее  всего,  был  смикширован  с  понижением  уровня  этих  частот, 
поэтому  при  воспроизведении  на  упоминавшейся  нами  бытовой  системе  в  этом  диапазоне  будет 
«провал».  Такие  результаты  не  идут  на  пользу  ни  себе,  ни  своей  клиентуре.  Поэтому  в  студиях  нужно 
делать всё возможное для обеспечения относительно равномерных условий мониторинга. Хотя добиться 
этого в малой комнате куда как сложнее, чем в помещениях большего размера. 

10.3  Контроль помещений 

На  рисунке 35 показаны  различные  частотные  области,  на  которые  влияют  различные 

акустические  особенности  помещений.  При  контакте  звуковой  волны  с  объектом  происходят  три  вещи: 
часть  её  проходит  дальше,  часть  отражается  и  часть  поглощается.  То  же  происходит  со  светом, 
падающим на окно. Свет, который проходит в окно, передаётся через стекло. Если встать за окном, мы 
увидим  себя  на  стекле;  это,  конечно  же,  отражение – свет  отсылается  назад  туда,  откуда  он  пришёл. 
Если мы откроем окно, то увидим, что в комнату попадает немного больше света, чем через стекло. Эта 
разница  в  освещённости  минус  количество  света,  отражённого  назад  к  своему  источнику,  это  свет, 
поглощаемый самим стеклом, который превращается в тепло. 

Звук также подвержен диффузии и дифракции. Для диффузии у нас есть ещё одна аналогия со 

светом.  Если  мы в окнах  установим  замёрзшее  стекло,  то свет  будет  поступать,  но не  будет видно  его 
источника,  а  в  комнату будут  отбрасываться  лишь смутные тени.  Диффузия  перемешивает  дискретные 
источники  энергии  и  хорошо  их  рассеивает.  Дифракция – это  искривление  звуковых  волн,  огибающих 
объекты,  особенно  с  острыми  углами.  Дифракция  происходит  и  со  светом,  который  отклоняется 
(дифрагирует) вокруг граней непрозрачного тела. Дифракция световых волн, как и звуковых, зависит от 
частоты  и  создаёт  эффект  радуги,  когда  свет  проходит  сквозь  узкую  щель  или  обходит  острый  угол.  В 
существовании  параллелей  между  звуком  и  светом  нет  ничего  странного,  потому  что  оба  примера 
связаны  с  распространением  волн,  ибо  одни  и  те  же  законы  распространения  волн  применимы  и  к 
электромагнитным  световым  и  радиоволнам,  и  к  акустическим  звуковым  волнам,  и  к  волнам  океана. 
Движение волн есть движение волн.  


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

122 

 

 

 

Но  возвращаемся  к  рисунку 35. В  помещении  на  высоких  частотах  звук  является  комбинацией 

прямого звука, зеркально отражённого от твёрдых поверхностей, рассеиваемого в результате диффузии 
и искривлённого в результате дифракции. Зеркальными называются отражения, которые возвращаются 
назад  в комнату  дискретными  и  нетронутыми.  Зеркальное отражение  даёт  луч  света, направленный  на 
зеркало, но если его направить на лист бумаги, отражение будет рассеянным (этим приёмом пользуются 
фотографы  для  равномерного  освещения  объекта  съёмки).  То  же  и  в  акустике – в  диапазоне, 
обозначенном  на  рисунке 35 буквой  «С».  В  нём  также  проявляются  эффекты  дифракции  (искривление 
волны  вокруг  объектов).  Чуть  раньше,  в  диапазоне  «В»,  характеристика  помещения,  как  правило, 
подчиняется гармоническим резонансам; при этом резонансная энергия может накладываться на прямую 
энергию,  порождая  неприятные  резонансные  «всплески».  Их  ещё  называют  «стоячими  волнами»,  хотя 
термин «гармонические резонансы» здесь более уместен, так как существуют и совершенно безобидные 
стоячие  волны.  Во  всех  вышеописанных  участках  к  прямому  звуку  добавляются  различные  эффекты: 
дифракционная,  диффузная  и  отражённая  энергия.  В  области,  находящейся  под  влиянием 
гармонических  резонансов,  воспринимаемая  частотная  характеристика,  как  правило,  имеет  пики  и 
провалы, образуя неровности в звучании определённых басовых нот. Об этом говорилось чуть раньше на 
примере разного поведения помещений на частоте 100 Hz. 

Самая низкочастотная область на рисунке 35 – это зона давления. Она находится ниже частоты, 

длина  полуволны  которой  больше  самого  протяжённого  участка  помещения.  Вычисляется  эта  область 
очень просто: 

 

где: 
f - верхний предел зоны давления 
c - скорость звука в метрах за секунду 
Lr - самый протяжённый участок комнаты, в метрах. 
Итак,  для  нашей  обычной  комнаты  размерами  5м x 4м x 3м  верхний  предел  зоны  давления 

составит: 

 

Ниже  этого  значения  частотная  характеристика  будет  очень  гладкой,  а  характеристика 

комната/громкоговоритель 

будет 

представлять 

собой 

характеристику 

громкоговорителя, 

скорректированную  нагрузкой  и  ограничениями,  накладываемыми  на  неё  помещением.  Помните,  что 
помещения являются сосудами под давлением точно так же, как и корпуса мониторов. И точно так же, как 
корпус создаёт нагрузку на громкоговоритель сзади, так и помещение создаёт нагрузку на него спереди. 
Итак,  в  зоне  давления  отсутствует  всякое  "вмешательство"  со  стороны  помещения,  поэтому  частоты  в 
зоне давления будут ниже по уровню, чем частоты в следующей зоне, где действует отражённая энергия.  

10.3.1  Большие помещения 

Первые  гармонические  резонансы  помещений,  как  правило,  чётко  разделены  по  частотам, 

поэтому  неотделанное  помещение  обладает  характеристикой,  более  похожей  на  волнистую  линию  на 
рисунке 35, чем  на  более  «правильную»  характеристику  в  виде  линии  «усреднённой  характеристики 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

123 

 
помещения»  на  том  же  графике.  Если  помещение  больше,  то  начальная  частота  возникновения 
гармонических  резонансов  опустится  ниже – где-то  до 17 Hz для 10-метровой  комнаты;  при  этом 
опустится  по  частоте  и  верхний  предел  зоны  давления.  Гашение  гармонических  резонансов  путём  их 
поглощения  позволяет  снизить  эффект  «американских  горок»,  накладываемый  на  частотную 
характеристику.  Демпфирование  в  той  или  ной  степени  необходимо  для  любой  контрольной  комнаты, 
иначе  изменение  давления  будет  частотно-  и  позиционно-зависимым,  а  на  резонансных  частотах  в 
комнате  будет  «зависать»  энергия.  В  таких  условиях,  например,  трудно  понять,  действительно  ли  во 
время  прослушивания  звук  бас-бочки  затухал  так  медленно,  или  же  медленное  затухание  было 
следствием действия комнатных резонансов на этой частоте. 

Позиционный  эффект  демонстрируется  на  рисунке 36, на  котором  показано  распределение 

давления в помещении при распространении сигнала с частотой 70 Hz.  

 

 

 

Более тёмные участки – это области превышения давления звука сверх нормы. Громкоговоритель 

и/или  слушатель,  находясь  в  более  тёмных  областях,  генерирует  или  получает  звуки  гораздо  более 
сильные в отличие от более светлых областей, где эти звуки содержат частоты, близкие к резонансу, в 
нашем случае - 70 Hz. Если в помещении проявляется только одна паразитная резонансная частота, то 
выравнивание  частотной  характеристики  возможно  путём  переноса  либо  позиции  прослушивания,  либо 
позиции мониторов, либо и того и другого. Однако, из-за разных длин волн  на разных частотах (если в 
помещении есть две или более паразитных резонансных частоты), данные схемы изменения давления в 
сторону повышения и в сторону понижения не будут совпадать позиционно. Выйдя из проблемной зоны 
на одной частоте, можно запросто попасть в проблемную зону на другой частоте. 

Резонансный  характер  контролируемой  области  распространяется  от  верхнего  предела  зоны 

давления  до  частоты,  обозначенной  как  f

L

  на  рисунке 35, более  известной  как  «частота  большой 

комнаты». Её также можно рассчитать простым уравнением: 

 

где: 
K - константа SI (здесь: 2000) 
V - объём помещения в кубометрах 
RT

60

 

- время затухания в помещении на 60 dB, в секундах. 

Для комнаты с размерами 5м x 4м x 3м, с RT

60

 равным 1 секунде, верхний предел резонансной 

области будет составлять: 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

124 

 

 

 
Таким образом, в нашей комнате с размерами 5м x 4м x 3м мы имеем склонный к гармоническим 

резонансам  диапазон  между 34 Hz и 258 Hz, или  около  этого.  Это  те  частоты,  обеспечить  поглощение 
которых  нужно  прежде  всего,  если  мы  хотим  более  ровной  частотной  характеристики.  В  помещениях 
большего  размера,  где  вдоволь  места  для  обустройства  поглощающих  систем,  решение  этих  вопросов 
значительно облегчается. Кроме того, в больших по размеру помещениях энергия отражений вынуждена 
проходить большие расстояния от источника до слушателя, она более разнесена во времени и затухает 
гораздо  сильнее.  Большие  помещения  также  имеют  большую  по  площади  поверхность,  которая  может 
использоваться для поглощения частот, что тоже говорит в их пользу. 

К  слову,  помещение  с  размерами l0м x 8м x 5м  будет  иметь  объём 400 м

3

,  а  верхнюю  границу 

зоны давления - на частоте 33 Hz. И если время реверберации RT

60

  

равно, скажем, 1,2 миллисекунды, то 

верхний предел резонансной области (f

L

) составляет: 

 

Как  видите, в  малых  комнатах  диапазон  проявления  гармонических резонансов  гораздо  шире,  а 

их проявления – более неблагоприятные. 

При  определённых  типах  дизайна  больших  контрольных  комнат  временное  и  пространственное 

разделение  сочетается  с  рассеивающей  и  поглощающей  отделкой.  Это  создаёт  очень  приятную  и 
совершенно  равномерную  акустику.  Но  коль  длины  волн  и  время  первых  отражений  определяются 
постоянной  скоростью  звука,  то  такие  концепции,  которые  основаны  на  некоторых  психо-акустических 
принципах,  часто  "не  вписываются"  в  помещения  меньшего  размера.  Об  этом  упоминалось  в  первом 
абзаце в разделе 10.1. 

10.4 Итоги 

Хотя рассказанное в этой главе - мизер по сравнению с объёмом и сложностью данного вопроса, 

тем  не  менее,  мы  должны  усвоить,  что  громкоговорители  излучают  звук  очень  неравномерно  (к 
сожалению, совсем не так, как  акустические инструменты), а помещения реагируют на их звучание тоже 
по-разному. В следующей главе попытаемся найти весьма эффективный способ решения этих проблем, 
чтобы  добиться  весьма  высокой  равномерности  и  чёткости  мониторинга  даже  в  малых  помещениях 
площадью 14м

и объёмом 36 м

3

 
 
Библиография 
Beranek, L., Acoustics, McGraw-Hill, London (1974) 
Borwick, J., Loudspeaker and Headphone Handbook, 2nd edn, Focal Press, Oxford, UK (1994) 
Colloms, M., High Performance Loudspeakers, 5th edn, John Wiley and Sons, Chichster, UK (1997) 
Newell, P.R., Recording Spaces, Focal Press, Oxford, UK (1998) 
 
 
 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

125 

 

Глава 11 Проблемы небольших помещений 

 
В студиях звукозаписи «первого эшелона» принято создавать большие контрольные комнаты. Это 

подсказано  самим  ходом  развития  индустрии  звукозаписи,  что  выражалось  в  увеличении  размеров 
микшерных  пультов  и  в  применении  большего  количества  аппаратуры.  А  где-то  со  средины 70-х  в 
контрольные  комнаты  начали  «вторгаться»  и  сами  музыканты.  Последующее  развитие MIDI-
синхронизации  привело  к  тому,  что  вместо  записи  звука  синтезаторов  на  ленту  их  начали  просто 
программировать,  чтобы  при  сведении  подключать  их  прямо  в  микшерный  пульт,  экономя,  таким 
образом, дорожки на ленте. Число каналов в микшерах начало расти до 100 и более, появились штабеля 
клавишных инструментов и процессоров эффектов. Так что «любовь» к большим контрольным комнатам 
объяснима. 

Но у них есть и другие преимущества. К примеру, в них проще добиться акустического контроля: 

во-первых, гармонические резонансы помещения (или "стоячие волны", как их некоторые называют), как 
правило,  не  разделяются  друг  с  другом  вплоть  до  самих  низких  частот - более  низких,  чем  в  малых 
комнатах;  во-вторых,  отражения  от  поверхностей  возвращаются  с  большим  запаздыванием,  а  значит - 
более  слабыми.  Более  поздние  отражения  распознаются  ухом  именно  как  отражения,  а  не  как  окраска 
прямого сигнала. 

Я  не  хочу  сказать,  что  большие  комнаты  легче  проектировать - отнюдь!-  но  у  них  всё-таки 

изначально гораздо меньше ограничений, чем у малых комнат. Кроме того, под строительство больших 
комнат  обычно  выделяется  такой  бюджет,  который  позволяет  сделать  серьёзный  проект.  В  малых  же 
комнатах  всё  может  быть  намного  сложнее:  поверхности  стен  расположены  намного  ближе  к  ушам 
слушателя,  а  горы  аппаратуры  создают  больше  помех  мониторингу.  Да  и  физический  объём 
оборудования в малых комнатах оставляет акустике комнаты меньше простора для "дыхания". Большой 
микшерный  пульт  в  малой  комнате  оказывает  сильнейшее  влияние  на  равномерность  звучания 
мониторов даже в хорошо спроектированных комнатах, которые обладали отличными характеристиками. 

Тем  не  менее,  небольшие  контрольные  комнаты  стали  реальностью  с  самых  первых  дней 

существования 

электрической 

записи. 

И 

сегодня 

они 

являются 

нормой 

для 

самого 

быстроразвивающегося сектора индустрии звукозаписи - для project-студий. Экономические соображения 
и  нехватка  подходящих  под  студии  помещений  в  удобных  (для  клиентуры)  местах  практически 
гарантируют то, что малые контрольные комнаты будут строиться и дальше. К тому же, что очень и очень 
важно,  постоянно  возрастает  объём  работы  для  мультимедийных  заведений,  которые  почти  всегда 
имеют  малые  контрольные  комнаты  и  очень  часто  не  имеют  оптимальных  условий  мониторинга  (или 
смирились  с  этим).  К  сожалению,  звук  в  среде  мультимедийных  приложений  всё  ещё  рассматривается 
как  "бедный  родственник",  хотя  уже  появляются  признаки  более  внимательного  к  нему  отношения.  Всё 
это  требует  радикальной  переоценки  того,  что  нужно  сделать  для  обеспечения  более  хороших,  более 
постоянных и более достоверных условий мониторинга в малых контрольных комнатах. Если серьёзно не 
взяться  за  решение  задач  небольших  комнат,  то  неуважительное  отношение  к  мониторингу  грозит 
перерасти в большую проблему. 

11.1  Размеры помещений и поведение их гармонических резонансов 

Под  "небольшими"  я  подразумеваю  комнаты  объёмом  менее 100 м

3

,  а  комнаты  этого  размера 

обычно имеют габариты где-то 6м x 5м x 3м. Помните, что в акустическом смысле «размеры»  комнаты 
зависят  от  желаемой  частоты  раздела,  на  которой  распределяются  резонансы.  Поэтому  даже  большая 
комната с равномерным распределением резонансов только до 50 Hz в акустическом смысле считается 
небольшой,  если  не  расширить  эту  равномерность  книзу - до 20 Hz. Комната  становится  акустически 
небольшой, если энергетические всплески гармонических резонансов, которые рождаются размерами и 
формой комнаты, перестают перекрывать друг друга. Гармонические резонансы – для незнакомых с этим 
понятием – можно  рассматривать  как  пути,  которые  проходят  звуковые  волны  между  отражающими 
поверхностями.  Если  звук  распространяется  вперёд  и  назад,  возвращаясь  в  той  же  фазе  в  исходную 
точку,  то  энергия  резко  возрастает,  и  формируется  резонансная  "стоячая  волна".  Для  появления 
резонанса  расстояние  между  любыми  поверхностями  должно  соответствовать  полным  длинам  волн, 
поэтому  конкретные  частоты  имеют  конкретную  длину  пути.  Как  только  происходит  модальное 
разделение, различные частотные компоненты воспроизводимой музыки начинают слышаться с разным 
уровнем  в  зависимости  от  того,  совпадают  ли  они  с  естественными  резонансами  комнаты,  усиливаясь 
ими, или нет. 

Когда  гармонические  резонансы  перекрывают  друг  друга,  то  частотная  характеристика  будет 

более  или  менее  равномерной.  Но  как  только  происходит  их  разделение,  она  становится  неровной,  а 
звучание  начинает  подчиняться  форме  отдельных  резонансов  (см.  рис.37).  В  малых  комнатах  это 
разделение  начинается  с  более  высоких  частот.  Из  этого  следует,  что  в  больших  комнатах  будет 
наблюдаться  более  равномерное  звучание  до  более  низкой  частоты  при  условии,  конечно  же,  что  все 
остальные характеристики комнат одинаковы.