Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10524

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

156 

 
решить обычной эквализацией звучания монитора. 

Помните  и  о  том,  что  ввиду  различий  в  длине  пути  сигналов  и  задержек  с  их  прибытием, 

воздействие «неминимальных» фазовых проблем является позиционного зависимым, поэтому их нельзя 
исправить изменением сигнала возбуждения от мониторов. Подъёмы или провалы по низким частотам, 
возникающие  под  влиянием  нагрузки  со  стороны  акустики  помещения  (например,  которые  встречаются 
при  монтаже  в  стене  мониторов,  рассчитанных  на  произвольную  установку),  являются  минимальными 
фазовыми  проблемами,  ибо  здесь  нет  задержки  сигналов.  Поэтому  они  не  являются  позиционно 
зависимыми и их можно выровнять эквалайзером. Я не могу ещё раз не подчеркнуть важность понимания 
этого  различия,  поскольку  отсутствие  такого  понимания  погубило  бесконечное  множество  мониторных 
систем. 

Те же замечания и к использованию эквалайзеров в клубах, на дискотеках и в концертных залах с 

живой музыкой. Обычные эквалайзеры не могут исправить «проблем помещений», не искажая при этом 
формы волны переходных сигналов и не создавая позиционно зависимых аномалий. Если Вам доведётся 
видеть,  как  кто-то  пытается  «исправить  звучание»,  перемещая  вверх  и  вниз  смежные  движки  полос 
фильтра, знайте, что Вы наверняка являетесь свидетелем вопиющего непрофессионализма, невзирая на 
любые показания спектроанализатора. 

13.5 Адаптивная цифровая обработка сигналов 

Невзирая на все проблемы электроакустических систем, технология не стоит на месте. По ходу её 

развития некоторые из этих проблем будут преодолеваться. Умами многих людей начинает овладевать 
адаптивная  цифровая  обработка  сигналов.  С  помощью  фильтров  с  цифровой  адаптацией  и  путем 
моделирования задержек можно в небольшой зоне комнаты добиться локального контроля над звуковым 
полем.  Пользуясь  такими  средствами,  можно  на  аудио  сигнал  накладывать  управляющие  сигналы, 
компенсируя как недостатки громкоговорителей, так и проблемы отражений и временных характеристик 
конкретных  помещений.  Задержки  на  сигнальном  тракте  необходимы  для  того,  чтобы  можно  было 
вставлять профилактические корректирующие сигналы для упреждения или подавления нежелательных 
эффектов  (в  том  случае,  когда  для  большей  эффективности  корректирующий  сигнал  нужно  применить 
маргинально – до того, как наступит реальное событие). Однако пока серьёзное распространение данной 
технологии  станет  возможным,  потребуется  ещё  немало  поработать  над  проблемами  слышимости 
некоторых  издержек  процессов  корректировки,  таких  как  предзадержка,  которое  неизбежно  возникает  в 
результате  обработки  звука.  Кроме  того,  с  появлением  все  более  и  более  мощных  процессоров  и 
стоимость таких систем будет снижаться. 

Пользуясь  такими  системами  в  специально  отведённой  зоне  прослушивания  можно  добиться 

удивительно  точных  характеристик,  хотя  почти  во  всех  местах  за  пределами  этой  зоны  фактическое 
звучание  будет  хуже,  чем  до  обработки.  Уже  сейчас  можно  добиться  такого  бинаурального 
(двухканального) разделения звучания, что правое ухо будет совершенно не слышать сигнала из левого 
громкоговорителя, а левое ухо – из правого, как в наушниках. Хотя возможности контроля у таких систем 
поистине  огромны,  все  управляющие  сигналы,  которые  нужно  накладывать  на  аудио  сигнал,  весь 
комплекс усилителей и громкоговорителей должен обладать достаточным запасом для того, чтобы быть 
в  состоянии  работать  с  намного  большими  пиковыми  сигналами.  Чем  ровнее  изначально  работает 
система,  тем  ниже  уровень  управляющих  сигналов  будет  необходим.  В  комнате  с  хорошо 
контролируемой  акустикой  и  с  очень  равномерным  звучанием  мониторной  системы  отличных 
результатов  можно  добиться  уже  сейчас.  В  этой  связи  немного  смешным  выглядит  тот  факт,  что  чем 
изначально  лучше  электроакустическая  система,  тем  меньше  вероятности  того,  что  в  ней  потребуется 
активная  обработка  сигналов.  Однако  есть  и  такие  проблемы  звучания  систем  громкоговорителей,  как, 
например,  амплитудно-фазовая  характеристика  в  точках  пересечения  сигналов,  которые  нельзя 
исправить  никаким  иным  из  доселе  известных  способов,  кроме  как  посредством  адаптивного 
фильтрования.  Цифровой  контроль  может,  таким  образом,  стать  скорее  заключительным 
усовершенствованием уже хороших систем, чем панацеей для систем более низкого качества. Понятно и 
другое:  частотный  диапазон  любой  цифровой  системы,  используемой  для  коррекции  звучания 
мониторов,  должен  быть  шире,  чем  у  любого  устройства  в  цепи  звукозаписи.  Ведь  нет  смысла 
контролировать  сигнал,  поступающий  от  магнитофона,  работающего  с  частотой  дискретизации 96 kHz, 
через мониторную систему, пользуясь аппаратурой обработки сигналов с частотой дискретизации всего 
лишь 48 kHz. 

13.6 Зачем суетиться? 

Сравнивая профессиональные и полупрофессиональные эквалайзеры и блоки эффектов, нельзя 

не  заметить,  что  профессиональное  оборудование  работает  деликатнее.  Понятно,  что  когда 
записываются первоклассные музыканты с первоклассными инструментами в хороших комнатах, вряд ли 
кому  придёт  в  голову  отлаживать  их  звучание  на  «топорном»  оборудовании.  И  наоборот:  в  процессе 
поиска  новых  идей  при  записи  менее  «высокого»  исполнения  в  демонстрационных  целях,  может 
потребоваться и менее изощренная аппаратура. А ещё более важно то, что утончённое звучание требует 
утончённого мониторинга, а это именно то, чего как раз и не хватает многим project-студиям. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

157 

 

Я знаю процессоры эффектов, которые предназначались для полупрофессионального рынка как 

альтернатива  классическим  профессиональным  устройствам.  Некоторые  из  них  плохо  продавались  на 
«своём» рынке, потому что их эффекты были слишком «тонкими», чтобы их можно было заметить в убого 
оснащённых  студиях  или  в  цепях  с  менее  «прозрачной»  передачей  сигналов.  Но  потом  на  них 
набросились  самые  крутые  студии,  увидев  в  них  более  дешёвую  альтернативу  классическим 
устройствам,  некоторые  из  которых  к  тому  же  перестали  выпускаться.  Это  один  из  примеров,  когда 
студии с менее опытным персоналом покупают «марку», а не качество, в то время как высококлассные 
студии  покупают  качество,  невзирая  на  «марку».  Эту  слабость  беззастенчиво  эксплуатируют  отделы 
маркетинга.  Они  даже  могут  накалять  ощущение  неуверенности,  искусственно  стимулируя  тем  самым 
спрос  на  товары,  которые  как  будто  вселяют  уверенность  (старый  трюк  рэкетиров  с  предложением 
«крыши»). 

Что касается «марок» оборудования, вспоминается случай, когда я делал запись для компании, 

которая  владела  небольшой  студией  звукозаписи.  Это  должна  была  быть  очень  «важная»  запись 
джазовой  музыки,  на  которую  компания  возлагала  большие  надежды.  Ассортимент  собственных 
микрофонов студии был не богат, но владелец студии сказал мне, что может позаимствовать несколько 
микрофонов, которые называются «Scopes» или что-то в этом роде. Оказалось, что у владельца студии 
есть друг с телевидения, который одолжил ему полный комплект великолепных микрофонов Schoeps. Я 
настроил  аппаратуру  для  записи,  проверил  звучание  и  уже  хотел  начинать  запись.  Как  тут  прибегает 
владелец  студии  и  с  сияющим  лицом  говорит: «Давайте-ка  пойдём  обедать  пораньше,  потому  что  я 
договорился,  что  в  два  часа  мне  одолжат  несколько  микрофонов Neumann U87. Он  по-настоящему 
гордился собой и не мог понять, почему у меня на лице застыл испуг, а на носу прорезались морщины. 
Конечно же, я бы не крутил носом, если бы с самого начала студия предложила мне микрофоны U87, но 
теперь… теперь я не хотел менять «Роллс-Ройсы» на «Ягуары». 

Даже  два  дня  спустя,  после  того,  как  мы  записали  несколько  превосходных  вещей,  владелец 

студии  снова  и  снова  спрашивал  меня: «Скажите,  а  может  быть  лучше  всё-таки  воспользоваться 
Neumann-ами? Может быть, звук был бы ещё лучше?» Он просто отказывался верить своим ушам (а звук 
у  нас  получался  превосходным!),  потому  что  в  мозги  ему  вдолбили,  что  репутация  марки Neumann 
(кстати, вполне заслуженная) не вызывает никаких сомнений, а о марке Schoeps он и слыхом не слыхал. 
И  вот  здесь-то  возникает  ещё  один  интересный  момент.  Если  и  микрофоны Neumann и Schoeps так 
хвалят  за  ровность  их  характеристик,  почему  же  они  в  самом  деле  звучат  настолько  по-разному? 
Очевидно, здесь не только дело в частотных характеристиках. Напрашивается вывод: точно так же, как с 
помощью эквалайзера Вы не сможете добиться, чтобы один микрофон звучал точно так же, как другой, 
Вы не сможете этого сделать и с громкоговорителями. 

То,  о  чём  писалось  в  этой  главе,  очень  важно  в  плане  качества  звука,  по  крайней  мере,  если 

слово  «качество»  применяется  как  синоним  «достоверности».  Проблемы,  описанные  здесь,  не  уйдут 
сами  по  себе,  если  Вы  не  будете  обращать  на них  внимания;  они  снова  и  снова  будут  возвращаться  к 
Вам и преследовать Вас. Я знаю эти проблемы и отдаю себе отчёт, какое влияние они оказывают на мою 
работу. И лишь мои уши, только мои уши могут мне подсказать, подходит ли та или иная аппаратура или 
те  или  иные  условия  для  получения  высококачественной  записи,  или  нет.  Только  с  опытом  у  меня 
появился  опыт  их  использования.  Конечно,  у  меня  были  хорошие  учителя  тоже.  Однако  интересно 
отметить некоторые случаи, с которыми я часто сталкиваюсь при записи живой музыки. 

Порой хорошо известные почитаемые инженеры звукозаписи навещают меня во время работы, и 

разговор  зачастую  звучит  где-то  так: «Привет,  Филип!  Как  делишки?  А  они  играют  хорошо!  Пианист, 
правда, играем немного механически». Совсем по-другому он звучит, когда ко мне подходят неопытные 
инженеры. «Привет,  Филип!  О,  ты  пользуешься  только  микшером Mackie? Я  думал,  что  ты  будешь 
пользоваться чем-то получше». «Ну и что же тебе не нравится в звучании?» – спрашиваю я. «Э-э,... ну, ... 
да нет, ... звук отличный», – говорят они. «Так что же всё-таки не нравится тебе в Mackie?» – повторяю 
вопрос. «Э-э,... а какой микрофон у тебя на басу?» «А какая разница?»  – спрашиваю я. Смысл вопроса 
обычно состоит в том, что если я добиваюсь классного звучания бас-гитары с этим микрофоном, то и они 
тоже  добьются  классного  звучания  бас-гитары,  пользуясь  таким  же  микрофоном.  Даже  если  они 
применят его на другом инструменте, в другом помещении и с другим бас-гитаристом. 

Однажды  я  видел,  как  «инженер»  вошёл  в  студию  перед  записью  и  настроил  ручки  пультового 

эквалайзера  в  соответствии  со  шпаргалкой,  которую  он  составил,  скопировав  настройки  известных 
инженеров,  делавших  известные  записи.  Я  онемел!  Он  не  слушал,  он  только  смотрел  в  шпаргалку, 
которая относилась к совсем другим обстоятельствам. 

Решения в отношении истинно профессионального качества можно принять, только опираясь на 

сочетание  внимательного  вслушивания  и  понимания  процессов  записи  и  воспроизведения  звука. 
Надеюсь, что то, о чём говорилось в этой главе, будет способствовать выработке такого понимания.  
 

 
 
 
 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

158 

 

Глава 14  Компьютеры в контрольных комнатах 

 

В  наши  дни  почти  во  всех  контрольных  комнатах  обосновались  компьютеры.  Это  относится  и  к 

профессиональной,  и  к  полупрофессиональной,  и  к  бытовой  сферам  звукозаписи.  Но  причины,  по 
которым компьютеры получили столь широкое применение, не всегда совпадают. Объяснение простое: 
компьютеры  и  цифровая  обработка  позволяют  делать  то,  чего  нельзя  было  добиться  в  аналоговой 
сфере,  например  удаление  шумов  в  реальном  времени.  Компьютерные  технологии  также  позволяют 
производить  изделия,  которые  в  аналоговой  форме  были  бы  экономически  неоправданными,  например 
такие, как микшер Yamaha 01V. 

В  последние  годы  стали  популярными  программные  пакеты,  превращающие  любой  домашний 

компьютер  в  виртуальную  студию  звукозаписи.  Это  сделало  возможным  появление  студий,  состоящих 
только  из  одной  комнаты  и  одного  оператора,  у  которых,  как  им  кажется,  есть  всё,  чтобы  стать 
полноценными  профессиональными  студиями,  хотя  практические  возможности  таких  студий  обычно 
весьма  ограничены.  Нынешние  тенденции  в  сфере  дубляжа  фильмов,  похоже,  позволяют  до  самой 
последней  минуты  воспользоваться  любым  из  имеющихся  вариантов.  Всё  записывается  и 
программируется  в  ожидании  последних  решений,  когда  один  за  другим  можно  будет  вызвать  все 
фрагменты  и  использовать  их  как  строительные  блоки  для  создания  окончательной  реальности, 
возникшей в режиссерских грёзах. В работе такого рода компьютеры получили широчайшее применение 
и  чрезвычайно  полезны.  Однако  ещё  очень  не  скоро  они  смогут  удовлетворять  потребностям, 
возникающим при записи оркестра, состоящего из очень дорогих музыкантов, когда почти все действия 
нужно  выполнять  с  поистине  мгновенной  реакцией.  В  таких  ситуациях  очень  важно  успеть  вовремя 
воспользоваться  конкретным  регулятором  и  иметь  свободный  доступ  для  быстрой  работы  вручную. 
Вызов меню и возня с «мышкой» здесь совершенно исключены. 

14.1. Наступление бытовых студий 

По  своей  сути,  звукозапись  в  домашних  условиях - процесс  неторопливый.  Часто  это  просто 

удовольствие,  возможность  исследовать  различные  варианты  и  сделать  за  приемлемую  цену  то,  что 
раньше  возможно  было  только  в  студиях.  Программные  пакеты  могут  превратить PC или Power Mac в 
полную виртуальную студию по цене одного высококачественного профессионального блока эффектов. 
Недостаток  же  в  том,  что  иногда  приходится  возиться  минут  двадцать,  чтобы  сделать  то,  что 
профессионалы  сделают  за 10 секунд.  В  таких  обстоятельствах  судьями  выступают  ограничения  по 
времени и стоимость. 

Небольшие микшеры, как та же Yamaha 01V, стоят всего-ничего для тех возможностей, которые 

предлагаются  эту  цену.  И  хотя  почти  все  функции  приходится  вызывать  из  меню,  такие  микшеры  не 
имеют  аналоговых  прототипов.  Представим  себе  музыканта,  который  хочет  записаться  дома,  но  имеет 
ограниченный  бюджет  и  ограниченную  площадь.  Чтобы  сделать  то,  что  «умеет»  микшер «01V» с 
помощью  аналоговых  устройств,  потребовалось  бы  заполнить  ими  всю  комнату,  а  их  цена,  возможно, 
равнялась бы стоимости всего дома. Плюс, конечно, расходы на кондиционер для отвода тепла.  

Если нужна студия с достаточно широкими возможностями и без ограничения по времени работы, 

то  наличие  только  микшера «01V» позволит  утвердительно  ответить  на  этот  запрос.  Да,  цифровая 
обработка  и  компьютерное  управление  открыли  для  себя  огромный  рынок.  Они  дали  жизнь 
колоссальному  количеству  студий.  Владельцы  многих  таких  студий  никогда  не  решились  бы  их 
построить,  если  бы  их  студии  могли  предложить  только  то,  что  можно  было  бы  купить  из  аналоговых 
приборов за ту же цену. 

14.2. Расширение профессиональных возможностей 

Цифровое  оборудование,  обслуживающее  высший  профессиональный  сектор  индустрии 

звукозаписи,  обычно  является  достаточно  дорогим.  Работа  должна  выполняться  быстро  при  минимуме 
поломок  и  сбоев.  Компьютерные  системы  управляют  инструментами,  аппаратурой,  автоматизацией 
работы  микшеров  и  многим  другим.  Но,  в  отличие  от  бытового  сектора,  для  каждой  цели  обычно 
используется  отдельный  компьютер,  от  операционной  системы  которого  требуется  выполнение  лишь 
одной задачи. Вероятность сбоев в этом случае намного ниже, чем в случае использования компьютера 
ещё и для ведения бухгалтерии, и детских игр. Более того, если и случится какая-то поломка, то студия 
лишится лишь одной функции и не потеряет работоспособности в целом. 

В основном серьёзные студии используют в компьютерах те их возможности, которые недоступны 

аналоговым системам. С помощью компьютерного редактирования можно добиться таких результатов, о 
которых раньше нельзя было и мечтать! Двадцать лет назад мы редактировали аналоговые 2-дюймовые 
и ¼-дюймовые ленты с помощью бритвенных лезвий, и подчас приходилось делать сотню и более правок 
по  классической  записи  или  «концептуальному»  альбому.  При  наличии  достаточных  навыков  такое 
редактирование  можно  было  делать  на  том  же  уровне,  на  каком  его  сделает  любая  цифровая 
аппаратура, но тогда редактирование было сопряжено с трудностями и незамеченными помехами.  


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

159 

 

Нарекания  вызывало  намагничивание  бритвенных  лезвий,  и  часто  даже  их  размагничивание  не 

делало  правки  бесшумными.  Производители  лент  иногда  признавали  невозможность  полного  стирания 
своих лент за один раз. Это могло порождать низкочастотные сигналы, которые находились на ленте в 
промежутках  между  дорожками  и  которые  не  поддавались  стиранию  разделёнными  стирающими 
головками  большинства  магнитофонов.  При  записи  пиковых  сигналов  низкочастотные  составляющие 
могли  проникать  через  промежутки  между  соседними  дорожками.  Даже  с  появлением  стерео 
магнитофонов  (с  двумя  пишущими  головками),  которые  в  отличие  от  двухдорожечных  имели 
монофонические  стирающие  головки  всю  ширину  ленты,  в  местах  врезок  по-прежнему  наблюдались 
щелчки.  Часто  это  случалось  потому,  что  фазы  сигналов  правого  и  левого  каналов  не  пересекались  в 
месте  склейки  в  относительной  нулевой  точке.  В  результате,  на  склейке  ленты  форма  волны  могла 
получиться  рваной,  что  приводило  к  щелчку  или  низкочастотному  импульсному  толчку.  Сейчас  же 
компьютерные  системы  редактирования  могут  предоставить  в  распоряжение  редакторов  виртуальные 
карандаши и резинки, управляемые "мышкой", позволяющие стереть вредные сигналы-щелчки и заново 
нарисовать  сглаженную  форму  волны.  Я  просто  упал,  когда  впервые  это  увидел!  Научная  фантастика 
осуществилась! Мечта сбылась! Для непосвящённых – рисунки 55-57, на которых показан этот принцип. 

 

 

 

14.2.1 Рискованный случай редактирования 

Синхронизация  дорожек,  коррекция  погрешностей  позиционирования  (при  совмещении 

редактируемого  материала)  и  ошибок  синхронизации,  редактирование  без  потери  оригинала – всё  это 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

160 

 
продукты компьютерной технологии. 

Я  вспоминаю  случай,  когда  Том  Ньюмэн (Tom Newman) "кудесничал",  работая  над  записью  для 

Дика  Хекстолла-Смита (Dick Heckstall-Smith) с  Джоном  Хайсманном (Jon Heismann). Если  вфы  не  из 
слабонервных, посмотрите на рисунок 58. 

Нужно  было  отредактировать 16-трековую 2-дюймовую  ленту,  но  на  ней  была  одна  дорожка, 

которая должна была затухать на редактируемом участке в течение примерно трёх четвертей секунды. 
Том  измерил  ленту  линейкой,  поразмышлял,  где  находится  эта  дорожка,  и  надрезал  ленту  на 
редактируемом  блоке  поперек  пятнадцати  остальных  дорожек.  В  результате  получилось,  что  лента 
оставалась соединенной только по ширине нужной дорожки, равной примерно одной восьмой дюйма (3 
мм).  Затем  он  прорезал  ленту  вдоль  нужной  дорожки  примерно  на 10-11 дюймов  (мы  работали  на 
скорости 15 дюймов  в  секунду),  а  потом  полностью  разделил  ленту.  Затем  ему  пришлось  сделать 
соответствующий прорез там, где лента должна была соединяться, сложил оба конца – с выступом и с 
прорезью – вместе, склеил место соединения клейкой лентой шириной ¼ дюйма, а ½-дюймовую клейкую 
ленту наложил поперёк магнитофонной ленты в месте основной склейки.  

 

 

Я видел всё это собственными глазами в Manor Studio и был свидетелем всех дискуссий до этого! 

«Том, - сказал я – ты не сможешь этого сделать». Затем я вышел из студии в холл, потому что не мог на 
такое  смотреть. «Он  спятил», – говорил  я  всем  и  каждому,  кто  готов  был  меня  слушать.  Примерно 
полчаса спустя на лицах музыкантов, вышедших из студии, было написано только одно: работа удалась! 
На  альбоме  Дика  Хекстолла-Смита «A Story Ended» есть  благодарственная  надпись  в  честь  Тома 
Ньюмэна, которая гласит: «В этом альбоме заложена Храбрость, которая выше Чувства Долга». Я не мог 
не снять перед ним шляпу! Если Вы не из слабонервных, посмотрите на рисунок 58. Понятно, что такое 
редактирование повторять не рекомендуется. В наши дни такие пугающие проблемы легко решаются в 
компьютере, и никому и в голову не придёт, насколько трудно было это сделать раньше на аналоговом 
оборудовании. Программы по устранению щелчков, скрежета, хлопков и шумов – это тоже приобретения 
из  мира  компьютеров – такого  нет  в  аналоговом  мире.  Однако  хороший  комплект  коробок  с  такими 
программами будет стоить намного больше, чем всё оборудование большинства бытовых студий. 

14.2.2 Цифровое управление аналоговым оборудованием 

Микропроцессорное  управление  аналоговыми  схемами – вот  что  ещё  делают  компьютеры  в 

профессиональных  студиях.  Хороший  пример – микшерные  пульты  фирмы Euphonix. При  таком 
конструктивном  решении  вся  аналоговая  часть  располагается  в  «аудио-тауэрах» – отдельно  стоящих 
стойках  за  пределами  контрольных  комнат,  т.к.  они  шумят  и  нагреваются,  что  ни  в  одной  контрольной 
комнате  не  приветствуется.  Поверхность  микшера - это  цифровая  панель  управления  с 
моторизованными  фейдерами.  Она  изящна  и  не  нагревается  (идеальные  свойства  для  применения  в 
контрольных  комнатах),  но  возможности  её  поистине  огромны.  Это  здорово,  т.к.  в  профессиональных