Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10519

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

161 

 
условиях  очень  важна  скорость  работы  оператора.  Под  рукой  достаточное  количество  регуляторов,  к 
которым всегда и в любое время – даже если они многофункциональны – имеется доступ. Это позволяет 
так сконфигурировать микшер, что все операции выполняются мгновенно, с минимальными задержками. 
Если  лидер-вокал  почти  приближается  к  перегрузке,  а  вещь  исполняется  один-единственный  раз  и 
дублей не будет, то пока будешь накручивать меню, бегать «мышкой», нажимать определённые клавиши 
–  хоп!  время  ушло,  трэк  пошёл  с  перегрузкой.  Добиться  такой  оперативности  на  пультах  с  малым 
рабочим полем и несколькими ручками или кнопками просто невозможно. 

14.3 Виртуальные микшеры и рекордеры на жестких дисках 

Количество  студий  с  системами  записи  на  жёсткий  диск  и  компьютеризированными  микшерами 

быстро  растёт.  В project-студиях  компьютеры  стали  привычным  явлением  и  необходимостью. 
Профессионалы  пользуются  таким  оборудованием  в  тех  случаях,  когда  это  оправдано,  а  если  нет - 
пользуются  другими  системами.  Но  большинство  «бытовых»  пользователей  настолько  шалеют  от 
возможностей этого оборудования, что они охотно мирятся с ограничениями, которые сопутствуют таким 
системам. В студиях среднего уровня привлекательные цены этой техники и кажущиеся безграничными 
возможности приводят к созданию весьма сложных систем, которые на первый взгляд могут соперничать 
со многими большими студиями в плане предлагаемых возможностей. Но вопрос в другом: могут ли они 
преложить  эти  возможности  одновременно?  Богатые  на  аппаратуру  профессиональные  студии  могут,  а 
студии  среднего  уровня - обычно  нет.  Это  может  привести  к  разочарованиям  и  недобросовестным 
методам работы. 

В  одной  из  студий,  акустический  дизайн  которой  я  заканчивал  в 1996 г.,  установили  отличную 

систему записи на жёсткий диск на базе PC. О пробных записях они договорились с одной группой. Когда 
я в первую неделю эксплуатации случайно зашёл в студию, музыканты захотели, чтобы им записал трэк 
«известный»  инженер,  и  настояли,  чтобы  это  сделал  я.  Деваться  было  некуда,  я  сел  за  пульт,  и  мы 
начали прогон. Проблемы начались в первые же 15 минут. В этой ситуации я не хотел бы побывать ещё 
раз.  

Записывалась  рок-группа  с  ритм-секцией  из  пяти  инструментов.  Нам  нужно  было  около 20-ти 

каналов и примерно 16 треков. На микшере было достаточно виртуальных трэков и каналов. Хватало и 
подгрупп.  Но  нам  не  доставало  аналогово-цифровых  преобразователей  для  того,  чтобы  записать  всех 
вместе.  Музыканты  были  хорошие,  и  я  считал,  что  их  нужно  записывать.  Группа  с  энтузиазмом 
откликнулась на мои пожелания, но сделать то, что я хотел, мы не смогли. Менеджер и инженер студии 
предложили  мне  записывать  инструменты  либо  по  отдельности,  либо  парами.  Я  ответил,  что  пытаюсь 
записать рок-группу, а в рок-группах музыканты должны играть все вместе. Глаза музыкантов загорелись: 
ведь кто-то действительно хочет их записать так, как они бы хотели сыграть. 

Их  энтузиазм  был  неуправляем.  Менеджер  и  инженер  пытались  объяснить,  как  их  можно 

записать,  но  джин  уже  был  выпущен  из  бутылки.  Всё  превратилось  в  горячий  спор.  Музыканты 
доказывали студийщикам, что мои слова совпадают с тем, как они всегда думали записываться. Однако 
раньше  персоналу  студий  всегда  удавалось  убедить  их,  что  так  уже  в  наше  время  не  пишутся.  Мне 
пришлось встать на сторону группы, но я отчаянно пытался не обидеть студийщиков, не расстроить их. Я 
изо  всех  сил  старался  как-то  подипломатичнее  объяснить  им,  что  их  система  записи,  так  хорошо 
расписанная в журналах, на самом деле подходит не для всех работ, которые они предполагали делать. 
Но они доказывали музыкантам, что их можно записать, но только так, как это позволяет система. Группа 
уже  почти  смирилась,  и  они  бы  согласилась.  Но  я  снова  открыл  рот,  говоря,  что  задача  студии – 
записывать музыкантов, а в задачи музыкантов не входит играть на потребу операционных систем. Я в 
самом деле не хотел умалить гордость владельцев новой студии, но я также не мог согласиться, чтобы 
музыкантов отдали на съедение компьютерам. Это был не лучший день в моей жизни, хотя владельцы 
студии отнеслись к моим заявлениям по-философски, может быть, из уважения к моему опыту. Если бы 
меня там не было, спор закончился бы противоположным результатом. И хотя я в тот  день так ничего и 
не  записал,  группа  ободрилась  тем,  что  хотя  бы  на  высшем  уровне  студия  должна  быть  рабом 
музыкантов, а не наоборот, как это часто бывает в студиях среднего уровня. 

Очень часто в средних студиях балом правит технология. И впрямь, сила и влияние технологии 

стали  настолько  пугающими,  что  нужно  немало  храбрости  и  опыта,  чтобы  выступить  против  неё.  К 
сожалению,  в  таких  студиях  не  хватает  именно  опыта,  а  большие  студии  с  опытным  персоналом  стоят 
дорого.  Вы  видите,  как  реклама  новой  технологии  приводит  неискушённых  потребителей  к  «не  тем» 
решениям. Нет, негоже производителям виртуальных студий диктовать инженерам, как нужно записывать 
музыкантов. 

14.4 Цифровая приманка 

Недавно  я  отказался  от  работы  (вернее,  потерял  её  из-за  нежелания  работать),  связанной  с 

дизайном  комплекса  помещений  в  колледже,  в  котором  планировали  обучать  инженеров  звукозаписи. 
Студентам, успешно окончившим курс обучения, планировали даже выдавать дипломы. Моё нежелание 
было  вызвано  отношением  директоров,  для  которых  коммерческая  сторона,  связанная  с  привлечением 
студентов, была важнее, чем уровень образования. 

"Будущее  принадлежит  цифровым  технологиям"–  беспрестанно  талдычили  они.  Вместе  с  тем, 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

162 

 
они  были  удивлены  моему  агрессивному  развенчиванию  их  принципов,  как  то:  использование  до 
смешного  маленьких  помещений  под  контрольные  комнаты;  легкомысленные  заявления,  что,  мол, 
аналоговая  комната - это  не  более  как  музей  того, "как  это  делалось  ранее". "Молодые  люди  хотят 
услышать  о  потрясающих  возможностях  цифровой  техники", – говорили  они, – "и  этим  мы  привлечём 
больше  студентов". "Может  быть," – отвечал  я, – "но  Вы  не  будете  учить  их  реальной  работе  в 
звукозаписи".  Когда  я  говорил,  что  большинство  студий  самого  высокого  разряда  по-прежнему  имеют 
горы аналогового оборудования и не собираются расставаться с ним, они притворялись глухими. В итоге, 
они нашли другого дизайнера, который, возможно, был не хуже. Ведь они надеялись растрезвонить имя 
дизайнера,  как  приманку,  а  это  я  никогда  бы  не  позволил  делать  студии,  с  чьими  принципами  я  не 
согласен.  

Да,  в  будущем  цифровые  технологии  будут  играть  важную  роль.  Но  проводить  параллельные 

сеансы  звукозаписи  для  "сравнения"  в  расположенных  рядом  друг  с  другом  аналоговой  и  цифровой 
контрольных  комнатах – глупость.  Аппаратура  в  «цифровых»  комнатах  у  них  программировалась 
заранее, чтобы показать, как быстро можно ею пользоваться при записи и особенно при редактировании. 
Но  в  своём  «анализе»  они  не  учитывали,  сколько  времени  затрачено  на  подготовку.  Они  также 
планировали затратить равные суммы денег на аналоговую и на цифровую комнату в качестве примера 
разумного компромисса между ценой и возможностями оборудования. Это тоже нереалистично, потому 
что при сравнительно дешёвом оборудовании, которое они планировали использовать, такое сравнение 
абсолютно не отражало бы положение вещей на верхних этажах индустрии звукозаписи, где стоимость 
комплекта «правильного» цифрового оборудования будет весьма большой, даже непомерно большой. 

Не сомневаюсь, что в нижнем ценовом диапазоне цифровая аппаратура зачастую функционально 

превосходит аналоговую. Но стоит «поднять планку» - ситуация меняется. И уже совсем возмутительно, 
когда  школа (!)  проповедует  «агонию  аналогового  оборудования»  только  для  того,  чтобы  привлечь 
побольше  учащихся.  К  сожалению,  увлечь  учащихся  в  мир  знаний  легче  на  дешёвом  цифровом 
оборудовании, чем на аналоговом. В итоге можно получить поколение инженеров, которым преподавали 
чепуху только потому, что школам было выгодно это делать. Можем ли мы хоть как-то сдерживать это? 
О, это очень важный вопрос. 

14.5 Искусство и шум 

Большинство  компьютеров  производят  значительное  количество  тепла  и  шума.  Шумят  в 

основном  хард-диски  и  вентиляторы  охлаждения.  И  хотя  для  многих  студий  компьютеры – предмет 
особой гордости, их шумы неуместны в профессиональной контрольной комнате. 

Несмотря  на  то,  что  цифровая  запись  отличается  хорошим  динамическим  диапазоном  и  низким 

уровнем  шумов,  я  замерял  уровни  фонового  шума  в  компьютеризированных  контрольных  комнатах 
коммерческих студий и обнаружил, что они составляют 48dBA!  35dBA – предельно допустимая величина 
фонового шума в контрольной комнате, если её используют для серьёзных целей. В идеале она должна 
быть ещё меньше – 20-25dBA, но с первых дней существования звукозаписи присутствие механических 
устройств,  таких  как  магнитофоны,  всегда  сопровождалось  шумом.  Если  говорить  реалистично,  то 
необходимо,  чтобы  между  пиковым  уровнем  звучания  мониторов  и  минимальным  уровнем  шума  было 
полных 70 dB, иначе  слишком  многие  проблемы  останутся  незамеченными.  Я  понимаю,  насколько 
удобно  иметь  под  рукой  магнитофоны,  дисководы  и  т.п.,  но  их  назойливый  шум  можно  терпеть  лишь 
временно, а в это время искать другой компромиссный вариант их использования. Поэтому возле многих 
контрольных  комнат  появляются  легко  доступные  машинные  комнаты,  а  дистанционное  управление  и 
индикация устанавливается в самих контрольных комнатах. 

14.5.1 Одно из решений 

Я часто слышу, что, мол, нужно непременно иметь дисководы в удобном месте. На самом деле 

это  означает  желание  ни  на  минуту  не  расставаться  со  стулом.  Однако  почему-то  по-настоящему 
профессиональным студиям,  которым приходится работать в очень напряжённом режиме, удаётся всё-
таки  размещать  большую  часть  своих  дисководов  в  машинной  комнате.  А  вот  в  малых  студиях  мне 
постоянно рассказывают, что, мол, нет никакой возможности убрать дисководы из комнаты, потому что те 
неотделимы  от  компьютеров.  Такой  подход  профессиональным  не  назовёшь.  Да,  дисководы  трудно 
отделить  от  компьютеров.  Но  ведь  рядом  с  собой  оператору  необходимо  иметь  только  клавиатуру, 
мышку  и  монитор.  И  у  меня  почти  не  возникало  проблем  с  удлинением  кабелей  этих  устройств  до 15 
метров. Этого достаточно, чтобы отыскать для компьютеров и их дисководов какое-нибудь подходящее 
местечко.  Если  из  контрольных  комнат  изгнать  компьютеры,  небольшие  удобства  могут  возникнуть 
только  у  операторов,  но  ведь  есть  масса  и  других  требований  к  функциональным  возможностям 
контрольных  комнат,  и  уж  никак  нельзя  ради  удобства  работы  с  компьютером  жертвовать  всем 
остальным. 

Короче  говоря,  абсолютно  недопустимо  засорять  мониторную  среду  шумами  от  дисководов  и 

вентиляторов охлаждения. У таких проблем всегда есть решение, и если его не реализовать на студии, 
то  тогда  нужно  признать,  что  такая  студия  не  в  состоянии  работать  на  уровне  стандартов,  которые  по 
праву называются профессиональными. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

163 

 

14.5.2 Те же проблемы, но не связанные с компьютерами 

Поскольку мы сейчас обсуждаем проблемы выделяемого тепла и шума, стоит упомянуть о таких 

же  проблемах,  связанных  с  усилителями  и  источниками  питания.  Почти  всегда  источники  питания 
средних по размеру микшерных пультов большие, шумные и сильно нагревающиеся. Но ведь можно без 
особых  проблем  купить  и  использовать  удлинители,  позволяющие  разместить  источники  питания  в 
других комнатах или даже коридорах. А вот с мониторными усилителями такой «фокус» не пройдёт. 

Для  того,  чтобы  обеспечить  наилучшее  качество  звучания,  усилители  мощности  должны 

находиться рядом с мониторами. Желательно иметь нагрузочные кабеля длиной до двух метров, иначе 
индуктивность  кабеля  отрицательно  скажется  на  качестве  звука,  её  нельзя  уменьшить  за  счёт  сечения 
кабелей.  Конечно,  можно  найти  и  дорогостоящее  решение  этой  проблемы,  но,  по  правде  говоря,  при 
длине  менее  двух  метров  практически  нет  таких  кабелей,  которые  бы  оказывали  влияние  на  качество 
звучания  большинства  мониторов.  Однако,  если  придерживаться  «двухметрового  правила»,  то 
мониторные  усилители  придётся  оставить  внутри  контрольной  комнаты,  что  кстати,  удобно  тем,  что 
позволяет следить за индикаторами перегрузки и другими индикаторами. 

Я  не  люблю,  когда  в  контрольных  комнатах  применяются  усилители  с  принудительным 

охлаждением,  потому  что  пока  они  новые,  они  работают  тихо,  но  вскоре  зачастую  начинают  заметно 
шуметь.  Усилители  с  естественным,  конвекционным  охлаждением  больше  по  размеру  и  стоят  немного 
дороже, но, по меньшей мере, они почти бесшумны. Может не к месту напоминать, в данном случае мы 
говорим  о  звуковых  контрольных  комнатах,  где  снижение  посторонних  шумов  является  одной  из 
приоритетных  задач  для  обеспечения  высокого  качества  работы.  Поэтому  в  звуковых  контрольных 
комнатах шумным усилителям просто нечего делать. 

14.6 Выводы 

Компьютеры, вне всякого сомнения, оказали громадное влияние на индустрию звукозаписи почти 

во всех её областях. На самом высоком уровне компьютеры используются как инструмент в руках своих 
хозяев – инженеров звукозаписи. Что касается бытового уровня, то многие домашние студии остаются на 
плаву  только  благодаря  компьютерным  технологиям  и  виртуальным  микшерным  пультам.  Цифровые 
пульты  уже  завоевали  себе  репутацию  и  могут  отлично  оправдать  вложенные  деньги.  Они  могут  также 
быть средством развлечения. В среде бытовых студий временные ограничения редко бывают жёсткими, 
ведь  никто  не  собирается  приглашать  к  себе  в  гостиную  целый  оркестр,  поэтому  и  ограничения  по 
скорости работы обычно не имеют сколько-нибудь заметного значения. 

В  среднем  же  классе – в  полупрофессиональных  и project-студиях – существует  склонность  к 

диктату компьютерных систем в отношении методов работы и рабочей среды, а их навязчивый шум часто 
воспринимается  как  неизбежность.  В  этих  обстоятельствах  необходимо  проявлять  большую 
осторожность, чтобы не стать компьютерным придатком. Если существующие ограничения не позволяют 
применить наиболее эффективные методы работы для записи музыки того или иного рода, будет честно, 
если без обиняков сказать об этом музыкантам. Их не нужно убеждать, что «это делается именно так» 
хотя  бы  только  потому,  что  данная  студия  просто  не  отвечает  необходимым  требованиям  для 
выполнения  такой  записи,  которая  могла  бы  считаться  идеальной.  Если  музыканты  соглашаются  с 
ограничениями  в  плане  звукозаписи,  то – всё  в  порядке.  Но  не  нужно  подвергать  опасности  хрупкое 
творческое вдохновение только для того, чтобы сделать запись любой ценой.  

Компьютеры стали – в общем и целом – большим благом для индустрии звукозаписи, но никогда 

не следует забывать, что именно люди должны контролировать все «как» и «почему». 

 
 
 
 
 
 

 
 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

164 

 

Глава 15  Рассуждения о применении surround-форматов в 

сугубо музыкальном использовании. Сможем ли мы контролировать 
хаос? 

 

В мире кино есть тенденция к стандартизации surround-форматов, которые не только охватывают 

процессы  микширования,  но  и  условия  воспроизведения  кинолент.  Поэтому  на  суд  публики 
представляется почтительно-единообразное воплощение пожеланий режиссёров и/или звукорежиссёров. 
Вместе  с  тем,  последующий  перенос  саундтрэков  в  сферу  домашних  театров  сопряжён  с  трудностями, 
которые  вряд  ли  позволят  добиться  единообразия,  т.к.  разнообразие  систем  воспроизведения  и 
помещений  предполагают  наличие  элемента  случайности.  Однако,  в  целом,  результаты  пока  что 
положительные. 

Есть  три  основные  причины,  почему  пока  всё  вроде  бы  «работает»  хорошо.  Во-первых, 

производство фильмов – штука очень дорогая, поэтому сведение звука к художественным фильмам, как 
правило,  выполняется  опытными  инженерами-профессионалами.  Во-вторых,  такая  новинка,  как 
домашний театр и новые ощущения, связанные с ним, приносят такое удовольствие, которое люди уже 
изначально считают достаточным. В-третьих, что особенно важно, основное внимание сосредоточено на 
«картинке»  фильма.  При  просмотре  фильма  слушатель/зритель  редко  обеспокоен  какими-то  мелкими 
недостатками в сведении звука. Погрешности на два-три децибела там или сям вряд ли вызовут какое-то 
недовольство.  Однако  по  мере  того,  как  всё  более  растут  массовые  продажи  сугубо  музыкальной 
продукции в surround-формате, аудиофилы со своими «микроскопами» уже вовсю сравнивают surround и 
hi-fi. Surround-формат 5.1 избавляет нас от многих ограничений стерео формата и предлагает целый ряд 
новых  возможностей.  Но  он  привносит  и  свои  собственные  проблемы,  одна  из  которых - как  наиболее 
точно воспроизвести низкие частоты. 

В 5-канальном  формате,  в  котором  используются  пять  мониторов  с  полным  диапазоном  частот, 

мы имеем пять источников низких частот: левый, центральный и правый фронтальные мониторы и два 
тыловых  монитора.  В  относительно  безэховых  условиях  прослушивания,  которые  были  бы 
оптимальными  для  этого  формата,  амплитудно-частотная  характеристика  звука  в  позиции  слушателя 
была  бы  в  основном  осевой  характеристикой  каждого  монитора  по  каждому  источнику  звука,  который 
«завязывается» только на один монитор. Одна из прелестей surround-формата в том, что он предлагает 
нам  отдельный  центральный  фронтальный  канал,  который  не  "привязывает"  звук  позиционно  и 
обеспечивает  более  предсказуемое  воспроизведение  в  самых  разных  условиях  прослушивания.  Эта 
тема рассматривалась в 12-й главе. 

При  монофоническом  источнике  звука  акустическая  картина  в  помещении  намного  проще,  чем 

при  стерео  источнике,  потому  что  в  ней  намного  меньше  взаимодействий  между  сложными 
комбинациями  резонансов.  Но  даже  в  безэховой  камере  или  в  иных  условиях  "свободного  поля" 
фантомный источник от двух мониторов не может дать равномерного звучания нигде, кроме центральной 
плоскости.  

 

 

Совершенный  громкоговоритель  в  совершенно  безэховой  камере  давал  бы  амплитудно-

частотную  характеристику,  которая  показана  на  рис.59,  и  имел  бы  диаграмму  направленности, 
показанную  на  рис.60.  Если  бы  мы  заменили  наш  единственный  источник  парой  источников,  чтобы 
получить  фантомный  центральный  образ,  мы  бы  по  центральной  линии  между  этими  источниками  всё 
равно имели бы такую же амплитудно-частотную характеристику, как на рис.59. Однако при перемещении 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

165 

 
от оси мы бы получили характеристику, как на рис.61. Это происходит потому, что разность пути сигналов 
от двух мониторов создаёт эффект "гребёнчатого" фильтрования, поскольку разные частоты прибывают 
разными  по  фазе.  Это  явление  хорошо  известно;  его  иллюстрация  в  виде  диаграмм  направленности 
приводит  просто  в  тихий  ужас  (рис.62).  На  этом  рисунке  показаны  комбинированные  диаграммы 
направленности для двух мониторов, воспроизводящих один и тот же сигнал с одним и тем же уровнем, 
как при воспроизведении центрального фантомного образа в стереофонии. 

 

 
Если  бы  мы  перенесли  наши  мониторы  в  обычные  условия  прослушивания,  характерные  для 

большинства  покупателей  музыкальной  продукции,  то  интерференция  отражений  помещения,  даже  по 
оси, вносила бы такую сумятицу, что мы имели бы в итоге характеристику вроде той, которая показана на 
рис.61. 

 

 
Это  явление  хорошо  известно,  его  иллюстрация  в  виде  диаграмм  направленности  приводит 

просто в тихий ужас (рис. 62). На этом рисунке показаны комбинированные диаграммы направленности 
для  двух  мониторов,  воспроизводящих  один  и  тот  же  сигнал  с  одним  и  тем  же  уровнем,  как  при 
воспроизведении центрального фантомного образа в стереофонии. 

Если  бы  мы  перенесли  наши  мониторы  в  обычные  условия  прослушивания,  характерные  для 

большинства  покупателей  музыкальной  продукции,  то  интерференция  отражений  помещения,  даже  по 
оси, вносила бы такую сумятицу, что в итоге мы бы имели характеристику на вроде той, что показана на 
рис. 63. Только на очень низких частотах интерференция была бы полностью усиливающей. Поэтому «на 
низах»  вплоть  до  разделяющей  частоты,  которая  определяется  расстоянием  между  мониторами, 
наблюдался  бы  подъём  на 3dB по  отношению  к  «верхам».  Это  происходит  из-за  акустического