Файл: Административноправовое регулирование в области экономики.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зависит от их целей и содержания; иногда они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве случаев являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например, трудового, семейного, жилищного практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.
В нормативно – правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза – структурный элемент нормы права, который указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – структурный элемент нормы права, раскрывающий содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. И санкция – структурный элемент нормы права, характеризующий меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения. Необходимо отметить, что любая юридическая норма является «пустым сотрясением воздуха»9, если ее реализация не опирается на соответствующие организационно – государственные структуры и не обеспечивается их возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства, в лице уполномоченных им органов по изданию юридических норм поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.
Приступая к рассмотрению административно – правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего административное право, связанное с социальным явление получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем–либо или кем–либо, но необходимо раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует административное управление, то мы рассмотрим именно государственное управление.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.М. Козлов «государственное управление – синоним государственно – управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».10
Основные направления развития административно – правового регулирования на современном этапе, сформулированные Козловым Ю.М.:
По мнению К.С. Бельского, государственное управление «знаменует собой проявление множества управленческих связей и отношений, которые складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыми нормами, которые в целом составляют важную подотрасль административного права – управленческое право»12.
Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»13. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.
На государство возлагаются следующие основные задачи:
а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.
б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.
е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.14
Основополагающие принципы государственной экономической политики определены Конституцией РФ. В соответствии с ч.1 ст.8 и ст.74 Конституции РФ органы государственной власти призваны обеспечить надлежащие правовые предпосылки для осуществления законной экономической деятельности на всей территории РФ.15
В реализации государственной экономической политики участвуют различные органы исполнительной власти. В соответствии с установленными Конституцией РФ предметами ведения Российской Федерации Правительство РФ обладает следующими полномочиями в экономической сфере:
Основные полномочия в сфере экономики отнесены к ведению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития).
В сфере аналитического обеспечения Минэкономразвития разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы социально-экономического развития, определяет тенденции развития отраслей промышленности, культуры и социального развития.
В сфере государственного регулирования Минэкономразвития принимает нормативно-правовые акты, определяющие порядок осуществления внутренней и вешней торговли, а также таможенной деятельности.
К ведению Минэкономразвития отнесены полномочия нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров, в частности – лицензионные полномочия. (Минэкономразвития осуществляет лицензирование экспортно-импортных операций).17
В сфере системного управления Минэкономразвития обеспечивает руководство Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по государственным резервам, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Федеральным агентством по управлению особыми экономическим зонами.
В сфере инновационной политики к ведению Минэкономразвития отнесены функции изучения спроса на инновации, контроля за осуществлением инвестиционных проектов с использованием бюджетных средств.
В сфере прогнозирования социально-экономического развития РФ Минэкономразвития анализирует состояние экономического положения страны.
Минэкономразвития принимает непосредственное участие в международном экономическом сотрудничестве. К его ведению отнесены осуществление государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, экспорта и импорта товаров, а также обеспечение контроля за осуществлением внешнеэкономических операций. 18
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – уполномоченных Министерства в субъектах и в отдельных регионах РФ и управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития РФ. 19
Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять:
В нормативно – правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза – структурный элемент нормы права, который указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – структурный элемент нормы права, раскрывающий содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. И санкция – структурный элемент нормы права, характеризующий меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения. Необходимо отметить, что любая юридическая норма является «пустым сотрясением воздуха»9, если ее реализация не опирается на соответствующие организационно – государственные структуры и не обеспечивается их возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства, в лице уполномоченных им органов по изданию юридических норм поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.
Приступая к рассмотрению административно – правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего административное право, связанное с социальным явление получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем–либо или кем–либо, но необходимо раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует административное управление, то мы рассмотрим именно государственное управление.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.М. Козлов «государственное управление – синоним государственно – управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».10
Основные направления развития административно – правового регулирования на современном этапе, сформулированные Козловым Ю.М.:
-
разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая); -
установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции); -
управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; -
регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; -
координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства; -
обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; -
осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер11.
По мнению К.С. Бельского, государственное управление «знаменует собой проявление множества управленческих связей и отношений, которые складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыми нормами, которые в целом составляют важную подотрасль административного права – управленческое право»12.
Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»13. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.
На государство возлагаются следующие основные задачи:
а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.
б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.
е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.14
Основополагающие принципы государственной экономической политики определены Конституцией РФ. В соответствии с ч.1 ст.8 и ст.74 Конституции РФ органы государственной власти призваны обеспечить надлежащие правовые предпосылки для осуществления законной экономической деятельности на всей территории РФ.15
В реализации государственной экономической политики участвуют различные органы исполнительной власти. В соответствии с установленными Конституцией РФ предметами ведения Российской Федерации Правительство РФ обладает следующими полномочиями в экономической сфере:
-
осуществляет регулирование экономических процессов; -
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; -
прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; -
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; -
осуществляет управление федеральной собственностью; -
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; -
осуществляет общее руководство таможенным делом; -
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; -
формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.16
Основные полномочия в сфере экономики отнесены к ведению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития).
В сфере аналитического обеспечения Минэкономразвития разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы социально-экономического развития, определяет тенденции развития отраслей промышленности, культуры и социального развития.
В сфере государственного регулирования Минэкономразвития принимает нормативно-правовые акты, определяющие порядок осуществления внутренней и вешней торговли, а также таможенной деятельности.
К ведению Минэкономразвития отнесены полномочия нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров, в частности – лицензионные полномочия. (Минэкономразвития осуществляет лицензирование экспортно-импортных операций).17
В сфере системного управления Минэкономразвития обеспечивает руководство Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по государственным резервам, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Федеральным агентством по управлению особыми экономическим зонами.
В сфере инновационной политики к ведению Минэкономразвития отнесены функции изучения спроса на инновации, контроля за осуществлением инвестиционных проектов с использованием бюджетных средств.
В сфере прогнозирования социально-экономического развития РФ Минэкономразвития анализирует состояние экономического положения страны.
Минэкономразвития принимает непосредственное участие в международном экономическом сотрудничестве. К его ведению отнесены осуществление государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, экспорта и импорта товаров, а также обеспечение контроля за осуществлением внешнеэкономических операций. 18
Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – уполномоченных Министерства в субъектах и в отдельных регионах РФ и управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития РФ. 19
Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять:
-
проведение единой финансовой политики в области имущественных и земельных отношений; -
управление и распоряжение федеральным имуществом, в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами; -
функции по приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции; -
регулирование и контроль за осуществлением оценочной деятельности; -
координацию деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных законодательством РФ.20