Файл: Административноправовое регулирование в области экономики.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции.
Основные задачи ФСФО России:
-
разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций; -
проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, обеспечение условий реализации процедур банкротства; -
разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.21
Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.22
-
Административная ответственность в системе управления экономикой
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не дает четкого определения административной ответственности. Кодекс связывает наступление административной ответственности с совершением административного правонарушения.
Статья 2.1. Кодекса об административных правонарушениях содержит следующее определение:
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В разных учебниках по административному праву можно найти и различное определение административной ответственности. Еще разнообразнее определение данной темы встречается в учебниках посвященных изучению административной ответственности.
Россинский дает такое определение административной ответственности: административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение
23.
Агапов считает, что административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности24.
Попов пишет, что административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение25.
Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).
Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений.26
Определенные уполномоченные на то государственные органы межотраслевого управления и их должностные лица в пределах своей компетенции могут возбуждать дела и привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении различных административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа, являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (они перечислены в ст. 28.3 КоАП РФ). Исчерпывающий же перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, дан в главе 23 КоАП РФ (ст. 23.1-23.61). Это, как правило, руководители органов исполнительной власти, их заместители, различного рода начальники и государственные инспектора. В гл. 23 КоАП РФ четко постатейно регламентируется, какие именно государственные органы исполнительной власти и их должностные лица наделены правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц по конкретным статьям особенной части КоАП РФ.27
Налоговые органы Министерства финансов РФ рассматривают дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ.
Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14-15.16 КоАП РФ.
Органы экспортного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.20 КоАП РФ.
Федеральная служба по труду и занятости рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных cт. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.18, 8.19, 8.21-8.23, 8.31, 8.33-8.36, 8.37, 8.39, а органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды — ст. 7.2, 8.5, 8.21 и 8.40 КоАП РФ.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.17-15.24 КоАП РФ.
Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 14.6, 14.8, 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ.
Органы стандартизации, метрологии и сертификации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.19 КоАП РФ.
Органы государственного статистического учета рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ.
Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.25 КоАП РФ.28
Административная ответственность в системе управления экономикой выражается в применении полномочным государственным органом предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения в области экономики.
Заключение
Экономика страны — это сотни различных компонентов (таких как люди, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и т.д.), находящихся в постоянном взаимодействии. С переходом от административно-командной системы к рыночной появилась необходимость в административно-правовом регулировании экономической деятельности. И нужно сказать, что только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование такого механизма управления.
Государственное регулирование экономической сферой ставит одной из своих целей соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Каждое государство должно следить за тем, чтобы в условиях экономической деятельности не были ущемлены общественные интересы, интересы социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц, интересы и потенциал будущих поколений, чтобы уберечь окружающую среду, предотвратить гибель природы.
Субъектами государственного регулирования области экономики выступают государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), которые действуют в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.
Важная регулирующая роль государственных органов в организации экономической деятельности заключается главным образом в контроле соблюдения законов субъектами экономики и подготовке недостающих законов и нормативов.
Правовое обеспечение рыночных отношений является одним из ключевых средств государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.
Государственное правовое регулирование различных секторов экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, которые осуществляются в федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, часто бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права. На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли: предпринимательское право, корпоративное право, таможенное право, экологическое право и другие.
Одной из важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.
Административно-правовое регулирование в сфере экономики представляет собой государственное управление в более узком смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в сфере экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти. Целью данного управления является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.
С переходом России к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Что привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.
В настоящее время административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества.