ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Памятка «Приѐмы рефлексии»
По объекту анализа рефлексия бывает:
-
рефлексия эмоционального состояния; -
рефлексия деятельности; -
рефлексия содержания.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности даѐт возможность осмыслить способы и приѐмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приѐмов.
Рефлексиясодержанияучебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Формы образовательной рефлексии — устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение учеником изменений своего интереса, личной активности, глубины познания, продуктивности, самочувствия, самореализации и др.
Форма | Устная | Письменная | Графическая |
| | | |
Эмоционального состояния | Опорные слова и фразы для высказываний: Своей работой на уроке я …
| «Лист обратной связи» Учитель в конце урока раздаѐт учащимся листы для обратной связи и просит их ответить на предложенные вопросы. В зависимости от вида вопросов, ученики могут либо ставить крестики, либо записывать ответы. Вопросы могут относиться к изучаемой теме и помогать учащимся уяснить собственную точку зрения или затруднения, возникшие при изучении темы, либо давать оценку работы себе или взаимодействию в парах или группах. | «Смайлики» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся. |
1
| «Блиц» В конце урока учитель даѐт учащимся возможность высказаться по поводу проведѐнного урока. Например:
| «Плюс — минус — интересно» Автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю проанализировать урок с точки зрения ценности для каждого ученика. Ученикам предлагается заполнить таблицу из трѐх граф:
данной проблеме, вопросы к учителю. | «Пик взаимопонимания» | ||||||||
Настроение изображено в виде | |||||||||||
ступеньки. | |||||||||||
Первая — настроение крайне | |||||||||||
скверное. | |||||||||||
Вторая — плохое. | |||||||||||
Третья — хорошее. | |||||||||||
Четвертая — уверен в силах. | |||||||||||
Пятая — отличное. | |||||||||||
В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение. Для отслеживания динамики настроения можно выполнить упражнение в начале и в конце урока, занятия, учебного дня, | |||||||||||
«Острова» Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. | |||||||||||
| задания. | ||||||||||
Эмоционального состояния | «Фразеологическая» Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
(можно добавлять другие фразеологические обороты) | Синквейн эмоциональный Заполни карточку «Урок» | Отметь точкой настроение Оценить по шкале урок с позиции настроения. | ||||||||
| Урок мог быть | Урок был | | | Скучный Сложный Неожидан ный Разочаров ывающий | Интересный Простой Предсказуе мый Интригующ ий | |||||
Интересный—скучный | | ||||||||||
Неожиданный— предсказуемый | | ||||||||||
Сложный—простой | | ||||||||||
Интригующий— разочаровывающий | | ||||||||||
| | ||||||||||
| «Критический анализ урока» Учитель просит учащихся проанализировать прошедший урок, записать его положительные и негативные моменты, а также пожелания на будущее. Учащиеся работают индивидуально, записывая результаты анализа в виде ключевых слов на карточки трѐх различных цветов. Затем карточки собираются, учитель вывешивает их под соответствующими заголовками: «Положительное», «Недостатки», «Пожелания». Потом результат обсуждается. | «Украсить торт» Детям раздаются фигурки трѐх цветов. В конце урока Учитель просит их прикрепить фигурки на «торт» в зависимости от своего настроения : красный — «Я доволен своей работой на уроке»; зелѐный — «Я хорошо работал, но умею ещѐ лучше»; синий — «Работа не получилась, недоволен собой» | |||||||||
| | | |
Опорные слова и фразы для высказываний:
Я выбрал эти задания на уроке, потому что …
-
Они мне нравятся больше остальных, -
Чувствую, что с другими мне не справиться, -
Они легче остальных заданий
«Разговор на бумаге»
В конце урока учащимся раздают листы бумаги с написанными на каждом из них одним вопросом или началом предложения. Учащиеся читают вопрос, пишут ответ и передают лист
следующему ученику, а сам затем работает со следующим листом, где уже есть запись от
предыдущего ученика. Коллективное обсуждение сделанных учениками записей будет в конце
работы.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Кирпичики»
На кирпичиках написаны этапы урока. Детям предлагается
раскрасить (пометить буквой) каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценили свою деятельность на уроке:
красный — я активно работал и выполнил все задания учителя;
жѐлтый — я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелѐный — я
Обсуждение д/з Практическая Решение задач
Проблема? Проблема!
„Я―
„Мы―
„Дело―
010
010
010
выполнял все задания, но иногда отвлекался и запомнил не весь материал;
синий — мне не удалось запомнить весь материал, я часто отвлекался.
Повторение Работа в группе
деятельности
Опорные слова и фразы для высказываний
-
Работали усердно -
Были активны -
Были эмоциональны -
Выполняли указания -
Тщательно исполняли инструкции -
Помогали друг другу -
Имели своѐ суждение -
Имели свое собственное решение -
Выдвигали новые идеи -
Выполнили задачу -
Было много желающих отвечать
«Ключевые слова»
На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определѐнной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т. д.
«Письмо самому себе»
В конце урока по ознакомлению с новой большой темой каждый учащийся пишет письмо самому
себе. Очень кратко он описывает, что узнал на этом уроке и что хотел бы применить на
практике. Письмо кладѐтся в конверт с адресом и сдаѐтся учителю. В конце изучения всей темы учитель возвращает письмо ученику. Например:
«Мне понравилось на уроке, потому что я понял тему и помог напарнику, когда мы работали в
парах»; «Я сегодня много работал и учитель меня похвалил»; «Мне понравилось, потому что у меня всѐ хорошо получалось».
«Пятерочка»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
1 2 3 4
«Мишень»
Дети на доске заполняют
«рефлексивную мишень», оценивая по 5-балльной шкале
1.свою деятельность 2.деятельность учителя
3.деятельность учащихся.
«Точка зрения»
В конце урока учащиеся выходят к доске, где на полу учитель
выкладывает из карточек
своеобразную «розу ветров», к примеру, с такими суждениями:
«очень хорошо», «очень плохо»,
«научился многому», «не научился ничему». Учащиеся занимают определѐнное место внутри «розы
ветров» могут понять, какими были их самочувствие и их
образовательный успех на уроке.
Не научился
хорошо
плохо
научился
| | | | |||||
содержания | «Ну что, как прошѐл урок?» Ученики в конце урока ищут себе пару и моделируют ситуацию возвращения домой. Ученик, взявший на себя роль члена семьи, спрашивает у собеседника: «Ну что, как прошѐл урок?», на что тот должен дать краткий, но ѐмкий ответ. После этого ученики меняются ролями. Позже тот же самый вопрос задаѐтся при «встрече с другими людьми» (одноклассником, классным руководителем). Пример. Содержательная рефлексия. «Я узнал что. Я научился находить объѐм информации печатного текста». | «7 строк по теме» Каждый ученик заполняет карточку о содержании урока, продолжая предложенную фразу. | «Светофор» В конце урока учащиеся показывают учителю карточки одного из трѐх цветов светофора, чтобы выразить какими были их самочувствие и их образовательный успех на уроке. | НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО | | |||
Я думаю, что(1) (общая идея) Потому что(2) (3) (4) (5) (наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения) Поэтому(6) (7) (вывод) | ||||||||
ПОЧТИ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО | ||||||||
ВСЕ ПОНЯТНО | | |||||||
| ||||||||
| ||||||||
Синквейн содержательный Продолжи фразу: Урок научил… | «Синквейн по теме занятия» (существительное, основное понятие, общая тема) (два глагола) (три прилагательных) (основная мысль – предложение, фраза) (ключевое слово, вывод) | «Дерево предсказаний» Правила работы таковы: ствол дерева — тема, вид деятельности, ветви — утверждения, которые ведутся по направлениям — "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" — обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т. д.) | ||||||
| | | | | ||||
СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ | ||||||||
| «Ответь на вопросы»
| «Неоконченное предложение»
| «Градусник»Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т. д. |