Файл: Памятка Примы рефлексии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памятка «Приѐмы рефлексии»

По объекту анализа рефлексия бывает:

  • рефлексия эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даѐт возможность осмыслить способы и приѐмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приѐмов.

Рефлексиясодержанияучебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Формы образовательной рефлексии — устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение учеником изменений своего интереса, личной активности, глубины познания, продуктивности, самочувствия, самореализации и др.


Форма

Устная

Письменная

Графическая













Эмоционального состояния

Опорные слова и фразы для высказываний:

Своей работой на уроке я …

  • Доволен, потому что

  • Не доволен, потому что

«Лист обратной связи»

Учитель в конце урока раздаѐт учащимся листы для обратной связи и просит их ответить на предложенные вопросы. В зависимости от вида вопросов, ученики могут либо ставить крестики, либо записывать ответы. Вопросы могут относиться к изучаемой теме и помогать учащимся уяснить собственную точку зрения или затруднения, возникшие при изучении темы, либо давать оценку работы себе или взаимодействию в парах или группах.

«Смайлики»

Рефлексия эмоционального

состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые

соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.





1






«Блиц»

В конце урока учитель даѐт учащимся возможность высказаться по поводу проведѐнного урока. Например:

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?

  • Что понравилось? Почему?

  • Что не понравилось? Почему?

  • Что получилось? Почему?

  • Что не получилось? Почему?

«Плюс минус интересно»

Автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических

навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю проанализировать урок с точки зрения ценности для каждого ученика. Ученикам предлагается заполнить таблицу из трѐх граф:

  1. В графу «П» — плюс — записывается всѐ то, что понравилось на уроке: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

  2. В графу «М» — минус записывается всѐ то, что не понравилось на уроке: показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

  3. В графу «И» интересно учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы ещѐ хотелось узнать по

данной проблеме, вопросы к учителю.

«Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде

ступеньки.

Первая настроение крайне

скверное.

Вторая плохое.

Третья хорошее.

Четвертая уверен в силах.

Пятая отличное.

В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

Для отслеживания динамики настроения можно выполнить упражнение в начале и в конце

урока, занятия, учебного дня,

«Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.




задания.


Эмоционального состояния

«Фразеологическая»

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

  • каша в голове

  • ни в зуб ногой

  • светлая голова

(можно добавлять другие фразеологические обороты)

Синквейн эмоциональный

Заполни карточку «Урок»

Отметь точкой настроение

Оценить по шкале урок с позиции настроения.




Урок мог быть

Урок был







Скучный
Сложный

Неожидан ный

Разочаров ывающий

Интересный
Простой

Предсказуе мый Интригующ

ий

Интересный—скучный




Неожиданный— предсказуемый




Сложный—простой




Интригующий—

разочаровывающий













«Критический анализ урока»

Учитель просит учащихся проанализировать прошедший урок, записать его положительные и негативные моменты, а также пожелания на будущее. Учащиеся работают индивидуально, записывая результаты анализа в виде ключевых слов на карточки трѐх различных цветов. Затем карточки собираются, учитель вывешивает их под соответствующими заголовками:

«Положительное», «Недостатки», «Пожелания». Потом результат обсуждается.

«Украсить торт»

Детям раздаются фигурки трѐх цветов. В конце урока Учитель просит их прикрепить фигурки на

«торт» в зависимости от своего

настроения : красный — «Я доволен своей работой на уроке»; зелѐный

«Я хорошо работал, но умею ещѐ лучше»; синий — «Работа не получилась, недоволен собой»















Опорные слова и фразы для высказываний:


Я выбрал эти задания на уроке, потому что

    • Они мне нравятся больше остальных,

    • Чувствую, что с другими мне не справиться,

    • Они легче остальных заданий

«Разговор на бумаге»


В конце урока учащимся раздают листы бумаги с написанными на каждом из них одним вопросом или началом предложения. Учащиеся читают вопрос, пишут ответ и передают лист

следующему ученику, а сам затем работает со следующим листом, где уже есть запись от

предыдущего ученика. Коллективное обсуждение сделанных учениками записей будет в конце

работы.

«10 баллов»


Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

«Кирпичики»


На кирпичиках написаны этапы урока. Детям предлагается

раскрасить (пометить буквой) каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценили свою деятельность на уроке:

красный я активно работал и выполнил все задания учителя;

жѐлтый — я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелѐный я



Обсуждение д/з Практическая Решение задач


Проблема? Проблема!

Я

Мы

Дело

010

010

010

выполнял все задания, но иногда отвлекался и запомнил не весь материал;

синий мне не удалось запомнить весь материал, я часто отвлекался.

Повторение Работа в группе


деятельности
Опорные слова и фразы для высказываний


    • Работали усердно

    • Были активны

    • Были эмоциональны

    • Выполняли указания

    • Тщательно исполняли инструкции

    • Помогали друг другу

    • Имели своѐ суждение

    • Имели свое собственное решение

    • Выдвигали новые идеи

    • Выполнили задачу

    • Было много желающих отвечать

«Ключевые слова»


На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определѐнной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т. д.

«Письмо самому себе»


В конце урока по ознакомлению с новой большой темой каждый учащийся пишет письмо самому

себе. Очень кратко он описывает, что узнал на этом уроке и что хотел бы применить на

практике. Письмо кладѐтся в конверт с адресом и сдаѐтся учителю. В конце изучения всей темы учитель возвращает письмо ученику. Например:

«Мне понравилось на уроке, потому что я понял тему и помог напарнику, когда мы работали в

парах»; «Я сегодня много работал и учитель меня похвалил»; «Мне понравилось, потому что у меня всѐ хорошо получалось».

«Пятерочка»


Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» ответил по своей инициативе, ответ правильный
1   2   3   4

«Мишень»


Дети на доске заполняют

«рефлексивную мишень», оценивая по 5-балльной шкале

1.свою деятельность 2.деятельность учителя

3.деятельность учащихся.


«Точка зрения»


В конце урока учащиеся выходят к доске, где на полу учитель

выкладывает из карточек

своеобразную «розу ветров», к примеру, с такими суждениями:

«очень хорошо», «очень плохо»,

«научился многому», «не научился ничему». Учащиеся занимают определѐнное место внутри «розы

ветров» могут понять, какими были их самочувствие и их

образовательный успех на уроке.

Не научился

хорошо


плохо
научился













содержания

«Ну что, как прошѐл урок?»

Ученики в конце урока ищут себе пару и моделируют ситуацию возвращения

домой. Ученик, взявший на себя роль члена семьи, спрашивает у собеседника:

«Ну что, как прошѐл урок?», на что тот должен дать краткий, но ѐмкий ответ. После этого ученики меняются ролями.

Позже тот же самый вопрос задаѐтся при

«встрече с другими людьми» (одноклассником, классным руководителем).

Пример. Содержательная рефлексия.

«Я узнал что.

Я научился находить объѐм информации печатного текста».

«7 строк по теме»

Каждый ученик заполняет карточку о содержании урока, продолжая предложенную фразу.

«Светофор»

В конце урока учащиеся показывают учителю карточки одного из трѐх цветов светофора, чтобы выразить какими были их самочувствие и их образовательный успех на уроке.

НЕ ВСЕ БЫЛО

ПОНЯТНО




Я думаю, что(1)

(общая идея)

Потому что(2)

(3)

(4)

(5)

(наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения)

Поэтому(6)

(7)

(вывод)

ПОЧТИ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО

ВСЕ

ПОНЯТНО










Синквейн содержательный

Продолжи фразу: Урок научил…

«Синквейн по теме занятия»

(существительное, основное понятие, общая тема) (два глагола)





(три прилагательных)


(основная мысль предложение, фраза)



(ключевое слово, вывод)

«Дерево предсказаний»

Правила работы таковы: ствол

дерева — тема, вид деятельности, ветви — утверждения, которые ведутся по направлениям — "да" и "нет" (количество "ветвей" не

ограничено), и "листья"

обоснование этих утверждений

(аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки,

результаты и т. д.)
















СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ




«Ответь на вопросы»

  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?

  • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

    • что я делаю?

    • зачем я делаю?

    • как я делаю?

    • что нового я узнал?

    • каким способом я это узнал?

    • чему я научился?

«Неоконченное предложение»

  • Мне стало известно, что …

  • Меня особенно привлекло и заинтересовало, что

  • То, что мне стало известно, может повлиять на

  • Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что

  • На уроке для меня было открытием…

  • После урока мне захотелось…

  • На уроке я учился…

  • Полученные знания я смогу использовать…

«Градусник»Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т. д.