Файл: Правовое регулирование обеспечения граждан на основании социального контракта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1004

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Правовое регулирование обеспечения граждан на основании социального контракта»

Обучающегося: Михалевой Инессы Константиновны

Специальность: СПО-09-40.02.01-31 «Право и организация социального обеспечения»

Курс: 3

Форма обучения: очная

Руководитель: Абуязидов Алексей Маммаевич, преподаватель МКПО


Допущен к защите «___»______________2022 г

Зам. директора по УМиНР ______Т.А. Бровина

Курсовая работа защищена «___»______________2022 г

Ижевск 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты социального контракта……………………..…..5

1.1. Понятие, значение и история развития социального контракта………….….5

1.2. Нормативно-правовые основы социального контракта граждан……..……..9

Глава 2. Социальный контракт как форма социальной помощи для граждан Российской Федерации………………………………………………………….…13

2.1 Содержание деятельности Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по заключению социального контракта…………...…13

2.2 Практика использования социального контракта в России и за рубежом…………………….……………………………………………………….19

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социального контракта…………..23

3.1 Достоинства и недостатки Административного регламента по предоставлению государственной услуги на основании социального контракта малоимущим гражданам …………………………..…………………………...….23

3.2. Риски реализации социальных контрактов………………………………..…25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………………………………………………31

Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходит увеличение количества граждан Российской Федерации, находящихся за чертой бедности. В связи с этим у малоимущих россиян все чаще возникает потребность в поддержке со стороны государства. Поддержка малоимущих слоев населения является неотъемлемой функцией государства. Выполняя данную функцию, решая проблемы бедности, государство озабочено тем, чтобы не формировались позиции иждивенчества у населения. Социальный контракт как новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению был введен в 2010 году по инициативе Премьер-министра Российской Федерации Д.А. Медведева. Суть социального контракта заключается в том, что в обмен на социальную помощь, которая представляется в виде денежных средств, социальных услуг или натуральной помощи у получаемых помощь семей или граждан возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию.


Социальная работа с малообеспеченной семьёй (или одиноко проживающим малоимущим гражданином), претендующей на получение государственной социальной помощи, предусматривает, прежде всего, мобилизацию ресурсов самообеспечения, применение индивидуального подхода к каждой нуждающейся семье с тем, чтобы государственная поддержка была не разовой мерой, а способом разрешения финансовых проблем.
Объект исследования - социальный контракт. Предмет исследования - особенности внедрения социального контракта как новой формы оказания адресной социальной помощи в систему социальной защиты российского общества. Цель исследования - проанализировать сущность и возможности применения социального контракта.

Чтобы достигнуть указанной цели в исследовании, поставлены и решаются следующие задачи:

  1. изучить основные теоретические положения, аспекты сущности и характеристики социального контракта, изучить нормативно-правовую базу, на которую опирается реализация социального контракта в России;

  2. Определить правовой статус социального контракта и определить категории граждан, которые могут претендовать на него;

  3. Изучить Российский опыт реализации социального контракта, в частности в Удмуртской республике;

  4. Проанализировать проблемы и перспективы социального контракта в Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социального контракта

1.1. Понятие, значение и история развития социального контракта

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации», планом по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденным 2 марта 2010 г. № 972-п, в 2010 году в России началось внедрение социального контракта как формы государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам. Социальный контракт как формы государственной социальной помощи предусматривает оказание адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта (социального договора) в целях содействия активизации адаптивных способностей взрослых членов малоимущей семьи для самостоятельного повышении семейного дохода и выхода из трудной жизненной ситуации.



Необходимость перехода на новые технологии оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, обладающим, тем не менее, трудовым или имущественным потенциалом, осознается сегодня на всех уровнях принятия решений. Не случайно поэтому, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» была поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным Распоряжение Правительства РФ № 1663-р от 17.11.2008.г1

Социальный контракт, или договор социальной адаптации, представляющий собой договор о взаимных обязательствах между получателем адресной социальной помощи и государством в лице органа, уполномоченного на предоставление государственной социальной помощи, призван помочь малообеспеченным гражданам улучшить свое социально-экономическое положение.

Согласно Федеральному Закону от 25.06.1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи»: социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии, с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.1

В соответствии с замыслом руководства страны, заниматься этой системой будет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также сами регионы, которые приняли соответствующие законы..

Согласно постановлению социальный контракт - это договор о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения о предоставлении ему и его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты)

Социальный контракт был введен в Российскую практику оказания социальной помощи исходя из зарубежного опыта предоставления помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам.

Соединенные Штаты Америки одни из первых начали воплощать программы вспомоществования малоимущим. Программа помощи семье с зависимыми детьми и Программа продовольственных талонов во второй половине прошлого столетия стали важнейшим источником поддержки беднейших слоев населения. Реализацией этих программ занимались органы социального обеспечения, на которых была возложены
функции выявления трудоспособных граждан, организация дневного ухода за детьми участников программ, предоставление консультаций, решение вопроса о том, следует ли сокращать размер социального пособия в случае неудачной попытки трудоустройства

При реализации указанных программ для тех, кто получал соответствующую помощь, выдвигалось определенное условие: обязательность трудоустройства в государственных и некоммерческих структурах при отсутствии зарплаты. Участники программ не считались постоянными сотрудниками и не имели права претендовать на дополнительные льготы. Хотя в соответствии с программами, предусматривающими необходимость работы для получения социальной помощи, труд не оплачивается в целях определения максимального количества часов, которые должен был отработать каждый участник программы, используется «предполагаемая» зарплата. При этом максимальное количество часов равно размеру пособия, деленному на минимальную часовую зарплату 1

Законодательство, действующее в отношении местных социальных программ по обеспечению занятости, также ставило определенные условия, которые штаты должны были выполнять. Речь идет о том, что работа в период получения социальной помощи должна была осуществляться в целях повышения занятости населения и оказания помощи участникам программ в получении несубсидируемой работы. Вместе с тем граждане, получающие социальную помощь, не вправе были занимать рабочие места тех лиц, которые работают на постоянной основе. В то же время осуществлялся контроль за тем, чтобы работа не находилась слишком далеко от места проживания, и за возмещением участникам программ транспортных и других расходов2.

Сторонники необходимости работы полагали, что здоровые и трудоспособные получатели социальной помощи обязаны трудиться на благо общества, расплачиваясь за помощь, а те, кто не желает трудиться, должны быть лишены права обращаться за помощью. Кроме того, считалось, что подобные программы должны улучшить шансы получателей социальной помощи на трудоустройство благодаря формирующемуся у них чувству дисциплины и приобретению трудовых навыков и квалификации.

Предполагалось, что в результате осуществления программы помощи семье с зависимыми детьми и программы продовольственных талонов Там же., часть получателей социальной помощи довольно быстро найдет постоянное место работы, часть потенциальных клиентов вообще не будет обращаться за помощью, а часть из них просто откажется от нее, поскольку они будут работать, получая нефиксированные доходы. Многие сторонники данного подхода также заявляли, что обязательность работы будет способствовать появлению чувства самоуважения у получателей помощи и в то же время созданию благоприятного общественного мнения в отношении этих программ. Кроме того, они подчеркивалось, что участники этих программ, работая, будут приносить определенную пользу для общества
1

Однако, не смотря на все плюсы этой программы, было высказано много критических замечаний относительно способности данной системы в целом улучшить положение с занятостью для получателей пособий сократить расходы на социальные нужды. Некоторые критики утверждали, что рабочие места, предлагаемые в рамках системы, не дают возможности приобрести квалификацию, поскольку они в лучшем случае не требуют особой подготовки, а в худшем являются «искусственными». Кроме того система не только не способствовала росту самоуважения у получателей пособий, но, напротив, унижала их, заставляя работать, не получая заработной платы, а также и других льгот, которые имели постоянно занятые работники.

Существовали сомнения и в том, способен ли подобный подход обеспечить нужное количество рабочих мест и прием участников программ на эти места. Более того, многие полагали, что осуществление такой системы не только не поможет накопить средства, но, напротив, потребует больших затрат, по крайней мере в ближайшей будущем, поскольку будет сопровождаться созданием новых рабочих мест и контролем за работой клиентов. Некоторые критики высказывали озабоченность тем, будут ли дети работающих участников программ обеспечены соответствующим уходом.

Основной смысл реформы по уменьшению бедности, проводимой в США прежней системы социальной помощи сводился к переориентации трудоспособных реципиентов на трудовые источники доходов. Принятые изменения мотивировались как слабой эффективностью ряда государственных программ и ограниченностью ресурсов на их осуществление, так и новыми условиями развития, новыми требованиями, предъявляемыми к государству в сфере социальной защиты населения и связанными со структурными изменениями в экономике, особенностями новых форм занятости, демографическими сдвигами и растущей нагрузкой социальных выплат на бюджет1.

1.2. Нормативно-правовые основы социального контракта граждан

Политика нашего государства в полной мере направлена на содействие в обеспечении и занятости населения, удовлетворение потребности в рабочей силе и решение проблем бедности.

Основополагающим нормативным правовым актом юридической силы в сфере социальной помощи является Закон Российской Федерации № 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «О государственной социальной помощи».