Файл: Правовое регулирование обеспечения граждан на основании социального контракта.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1007
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
Гражданин обязан:
Как заключить социальный контракт:
Чтобы получить помощь в рамках социального контракта, гражданам необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства со следующими документами:
Для получения государственной социальной помощи гражданин представляет следующие документы:
2.2. Практика использования социального контракта
в России и за рубежом
Поддержка бедного населения в большинстве развитых стран строится по принципу определения социального минимума и помощи тем, кто имеет доходы ниже этого гарантированного минимума. Предоставление социальной поддержки в некоторых странах связано с условием заключения социального контракта, обязывающего получателя активно включаться в поиск путей выхода из трудной ситуации, связанной в основном с отсутствием постоянной работы.
Тенденция к переходу на такую систему прослеживается в большинстве стран Европы с 90-х годов. С течением времени в системе социальной адаптации проявились явные недостатки, которые требовали исправления в целях повышения эффективности этой социальной программы. Несмотря на то что заключение контракта было обязательным условием выплаты пособия, реальная процедура оформления и сопровождения реализации этого контракта недостаточно стимулировала получателей пособия активно получать специальность или искать работу. Контракт мог продлеваться на значительный период времени (иногда несколько лет), этапы социальной адаптации дробились и не всегда включали в себя условия, действительно приводящие к занятости как конечной цели контракта.
Например во Франции система социального контракта была протестирована в качестве эксперимента в 2009 году. В данную систему соц.поддержки входят люди: не имеющие работу; занятые на рабочих местах неполное время или сезонно; имеющие стабильную занятость, но низкий уровень оплаты.
Главная цель введения новой системы — активное побуждение незанятых к включению в профессиональную деятельность и дополнительная поддержка тех, кто включился в занятость, но не имеет еще возможности в силу возраста или низкой квалификации получать более высокий доход. Задача заключается в том, чтобы сделать поиск работы экономически более выгодным, чем просто получение пособия.
Из закона можно выделить три возможных сопровождений социальной адаптации:
1. Если неработающий находится в ситуации, которая облегчает занятость, т. е. имеет профессию, но не находит сразу место работы (частый случай молодых специалистов, окончивших курс обучения). Человек, который в этих условиях обратился за социальным контрактом, получает это пособие, но не получает пособия по безработице. Длительность получения пособия ограничивается 6 месяцами, затем происходит пересмотр социального контракта. Если получатель пособия ничего не делает, не выполняет условия контракта, то его исключают из системы социального контракта и лишают пособия.
2. Если для начала работы человеку, обратившемуся за социальным контрактом, необходим относительно длительный период социальной адаптации, связанный с низкой квалификацией или ее отсутствием, просто с отсутствием навыков работы и организации нормальной жизни, то его досье и социальное сопровождение ведет региональная социальная служба, касса семейных пособий совместно с муниципальными органами власти и некоммерческими организациями. В этом случае максимально возможная длительность контракта составляет 12 месяцев, а затем решение принимается президентом Генерального совета Департамента1.
3. Если первый случай (наличие профессии) сопровождается необходимостью социальной помощи вхождения в занятость, связанной с состоянием здоровья, отсутствием жилья, задолженностью по оплате жилья, то досье и социальное сопровождение также ведет региональная социальная служба и касса семейных пособий2. Длительность контракта ограничивается 6 мес.
Минимальный размер и процент дохода от занятости фиксируется национальным законом.
Таким образом данная социальная программа в Европе позволяет снизить уровень безработицы коллективно, а не рассматривать их как индивидуальные недостатки. Люди имеют право на труд, на образование, профессиональную подготовку, обучение на протяжении всей жизни и на достойную жизнь.
Данный контракт предусматривает, что Европа - это континент благосостояния с сильными государствами всеобщего благосостояния, системами социальной защиты и качественными общественными услугами. Именно эта система социального обеспечения предотвращает бедность и защищает граждан, особенно нуждающихся, занятые ненадежной работой или безработные1.
Но какова же практика использования социального контракта на территории Российской Федерации? Министерство труда и социального развития РФ опубликовало статистику по социальным контрактам, заключенным в 2022 году. По данным ведомства данной мерой социальной поддержки на сегодняшний день охвачено 596400 россиян. Всего заключено 194600 социальных контрактов2.
Чаще всего соцконтракт заключается с целью получения помощи в поиске работы. В этом случае гражданину выплачивается пособие в размере регионального прожиточного минимума на период поиска работы, а также в течение трех месяцев после трудоустройства. Также в рамках такого контракта можно пройти образовательные программы дополнительного профессионального обучения.
Вторым по популярности вариантом социального контракта стало его заключение с целью открытия собственного дела. В этом случае гражданин может получить единовременную выплату до 250 тысяч рублей, а также получить консультации по бизнес-планированию, организации и ведению бизнеса в различных направлениях.
Немного меньше социальных контрактов заключено для преодоления трудной жизненной ситуации. Такой соцконтракт предусматривает ежемесячную выплату в размере прожиточного минимума, установленного в регионе. Средства можно использовать на текущие нужды: приобретение одежды, продуктов, лекарств.
Меньше всего социальных контрактов заключено на ведение личного подсобного хозяйства. В этом случае гражданину может быть выплачено до 200 тысяч рублей. Деньги носят целевой характер и их можно использовать для приобретения сельхозпродукции, например, семян или молодняка скота, а также для организации сельхозпроизводства, например, строительство телятника.
В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации отмечают, что в большинстве регионов выделенные средства не распределены еще в полном объеме. Что позволяет еще до конца текущего года оказать поддержку большому числу нуждающихся граждан. Эффективность же реализации социальных контрактов уже очевидна – более половины россиян, воспользовавшихся данным вариантом социальной поддержки, в настоящее время имеют стабильный доход, который нередко значительно превышает величину прожиточного минимума.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития социального контракта
3.1. Достоинства и недостатки Административного регламента по
предоставлению государственной услуги на основании социального
контракта малоимущим гражданам
Проанализировав приказ об утверждении Административного регламента Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по представлению государственной услуги на основании социального контракта малоимущим гражданам1 можно выделить некоторые достоинства и недостатки.
Достоинства, которые можно выделить из Административного регламента:
1. размах в возрасте трудоспособных граждан, которые могут претендовать на социальный контракт. Это мужчины от 18 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 18 до 54 лет включительно, что позволяет не только молодым, но и людям в возрасте выйти из трудной жизненной ситуации или начать собственное дело.
2. достаточное информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги путём: размещения информационных материалов на информационных стендах в территориальных органах, размещения информационных материалов на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте минсоцполитики18.рф; размещения информационных материалов государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и государственной информационной системе Удмуртской Республики «Портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: www.gosuslugi.ru и услуги.удмуртия.рф;
3. Своевременность приёма заявителей в территориальном органе.
4. Своевременность рассмотрения документов, представленных заявителем.
5.При получении запроса по электронной почте специалист по государственной социальной помощи (специалист по приёму населения) направляет заявителю ответ по электронной почте либо в письменной форме на адрес, указанный заявителем, в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса территориальным органом, что значительно упрощает информирование об ответе от территориальных органах заявителю.
7. Основания для приостановления государственной услуги отсутствуют.
Недостатками в административном регламенте для заявителей на данное соглашение можно выделить некоторые обязательные условия, а именно:
1. Отсутствие автотранспортной техники, принадлежащей членам малоимущей семьи, малоимущему гражданину на праве собственности, со сроком эксплуатации до пяти лет. В данном пункте было бы разумней поставить лимит стоимости автомобиля, а не его срок эксплуатации.
2. Также отсутствие в составе малоимущей семьи совершеннолетних членов семьи трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Огорчает, что административный регламент не подразумевает более одного предпринимателя в одной семье, ведь они могут быть совершенно в разных отраслях и уровнях дохода.
3. не прохождение профессионального обучения и неполучение дополнительного профессионального образования по направлению подведомственных Министерству труда и миграционной политики Удмуртской Республики государственных учреждений Удмуртской Республики, в течение последних трёх лет, предшествующих дате подачи заявления. Я думаю, что такое условие крайне сковывает потенциал возможных заявителей на данную государственную услугу.
Гражданин обязан:
-
ежемесячно представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; -
уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; -
представлять по запросу органа социальной защиты населения информацию об условиях жизни в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Как заключить социальный контракт:
Чтобы получить помощь в рамках социального контракта, гражданам необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства со следующими документами:
Для получения государственной социальной помощи гражданин представляет следующие документы:
-
заявление о предоставлении государственной социальной помощи по форме, установленной Министерством, в котором в том числе указываются сведения о составе семьи, доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и принадлежащем ему (членам его семьи) имуществе на праве собственности. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений; -
паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (представляется при личном обращении); -
документы, подтверждающие согласие иных членов семьи на получение государственной социальной помощи и на обработку их персональных данных. Действие настоящего пункта не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; -
бизнес-план по развитию предпринимательской деятельности или личного подсобного хозяйства (для реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или по ведению личного подсобного хозяйства).
2.2. Практика использования социального контракта
в России и за рубежом
Поддержка бедного населения в большинстве развитых стран строится по принципу определения социального минимума и помощи тем, кто имеет доходы ниже этого гарантированного минимума. Предоставление социальной поддержки в некоторых странах связано с условием заключения социального контракта, обязывающего получателя активно включаться в поиск путей выхода из трудной ситуации, связанной в основном с отсутствием постоянной работы.
Тенденция к переходу на такую систему прослеживается в большинстве стран Европы с 90-х годов. С течением времени в системе социальной адаптации проявились явные недостатки, которые требовали исправления в целях повышения эффективности этой социальной программы. Несмотря на то что заключение контракта было обязательным условием выплаты пособия, реальная процедура оформления и сопровождения реализации этого контракта недостаточно стимулировала получателей пособия активно получать специальность или искать работу. Контракт мог продлеваться на значительный период времени (иногда несколько лет), этапы социальной адаптации дробились и не всегда включали в себя условия, действительно приводящие к занятости как конечной цели контракта.
Например во Франции система социального контракта была протестирована в качестве эксперимента в 2009 году. В данную систему соц.поддержки входят люди: не имеющие работу; занятые на рабочих местах неполное время или сезонно; имеющие стабильную занятость, но низкий уровень оплаты.
Главная цель введения новой системы — активное побуждение незанятых к включению в профессиональную деятельность и дополнительная поддержка тех, кто включился в занятость, но не имеет еще возможности в силу возраста или низкой квалификации получать более высокий доход. Задача заключается в том, чтобы сделать поиск работы экономически более выгодным, чем просто получение пособия.
Из закона можно выделить три возможных сопровождений социальной адаптации:
1. Если неработающий находится в ситуации, которая облегчает занятость, т. е. имеет профессию, но не находит сразу место работы (частый случай молодых специалистов, окончивших курс обучения). Человек, который в этих условиях обратился за социальным контрактом, получает это пособие, но не получает пособия по безработице. Длительность получения пособия ограничивается 6 месяцами, затем происходит пересмотр социального контракта. Если получатель пособия ничего не делает, не выполняет условия контракта, то его исключают из системы социального контракта и лишают пособия.
2. Если для начала работы человеку, обратившемуся за социальным контрактом, необходим относительно длительный период социальной адаптации, связанный с низкой квалификацией или ее отсутствием, просто с отсутствием навыков работы и организации нормальной жизни, то его досье и социальное сопровождение ведет региональная социальная служба, касса семейных пособий совместно с муниципальными органами власти и некоммерческими организациями. В этом случае максимально возможная длительность контракта составляет 12 месяцев, а затем решение принимается президентом Генерального совета Департамента1.
3. Если первый случай (наличие профессии) сопровождается необходимостью социальной помощи вхождения в занятость, связанной с состоянием здоровья, отсутствием жилья, задолженностью по оплате жилья, то досье и социальное сопровождение также ведет региональная социальная служба и касса семейных пособий2. Длительность контракта ограничивается 6 мес.
Минимальный размер и процент дохода от занятости фиксируется национальным законом.
Таким образом данная социальная программа в Европе позволяет снизить уровень безработицы коллективно, а не рассматривать их как индивидуальные недостатки. Люди имеют право на труд, на образование, профессиональную подготовку, обучение на протяжении всей жизни и на достойную жизнь.
Данный контракт предусматривает, что Европа - это континент благосостояния с сильными государствами всеобщего благосостояния, системами социальной защиты и качественными общественными услугами. Именно эта система социального обеспечения предотвращает бедность и защищает граждан, особенно нуждающихся, занятые ненадежной работой или безработные1.
Но какова же практика использования социального контракта на территории Российской Федерации? Министерство труда и социального развития РФ опубликовало статистику по социальным контрактам, заключенным в 2022 году. По данным ведомства данной мерой социальной поддержки на сегодняшний день охвачено 596400 россиян. Всего заключено 194600 социальных контрактов2.
Чаще всего соцконтракт заключается с целью получения помощи в поиске работы. В этом случае гражданину выплачивается пособие в размере регионального прожиточного минимума на период поиска работы, а также в течение трех месяцев после трудоустройства. Также в рамках такого контракта можно пройти образовательные программы дополнительного профессионального обучения.
Вторым по популярности вариантом социального контракта стало его заключение с целью открытия собственного дела. В этом случае гражданин может получить единовременную выплату до 250 тысяч рублей, а также получить консультации по бизнес-планированию, организации и ведению бизнеса в различных направлениях.
Немного меньше социальных контрактов заключено для преодоления трудной жизненной ситуации. Такой соцконтракт предусматривает ежемесячную выплату в размере прожиточного минимума, установленного в регионе. Средства можно использовать на текущие нужды: приобретение одежды, продуктов, лекарств.
Меньше всего социальных контрактов заключено на ведение личного подсобного хозяйства. В этом случае гражданину может быть выплачено до 200 тысяч рублей. Деньги носят целевой характер и их можно использовать для приобретения сельхозпродукции, например, семян или молодняка скота, а также для организации сельхозпроизводства, например, строительство телятника.
В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации отмечают, что в большинстве регионов выделенные средства не распределены еще в полном объеме. Что позволяет еще до конца текущего года оказать поддержку большому числу нуждающихся граждан. Эффективность же реализации социальных контрактов уже очевидна – более половины россиян, воспользовавшихся данным вариантом социальной поддержки, в настоящее время имеют стабильный доход, который нередко значительно превышает величину прожиточного минимума.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития социального контракта
3.1. Достоинства и недостатки Административного регламента по
предоставлению государственной услуги на основании социального
контракта малоимущим гражданам
Проанализировав приказ об утверждении Административного регламента Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по представлению государственной услуги на основании социального контракта малоимущим гражданам1 можно выделить некоторые достоинства и недостатки.
Достоинства, которые можно выделить из Административного регламента:
1. размах в возрасте трудоспособных граждан, которые могут претендовать на социальный контракт. Это мужчины от 18 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 18 до 54 лет включительно, что позволяет не только молодым, но и людям в возрасте выйти из трудной жизненной ситуации или начать собственное дело.
2. достаточное информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги путём: размещения информационных материалов на информационных стендах в территориальных органах, размещения информационных материалов на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте минсоцполитики18.рф; размещения информационных материалов государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и государственной информационной системе Удмуртской Республики «Портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: www.gosuslugi.ru и услуги.удмуртия.рф;
3. Своевременность приёма заявителей в территориальном органе.
4. Своевременность рассмотрения документов, представленных заявителем.
5.При получении запроса по электронной почте специалист по государственной социальной помощи (специалист по приёму населения) направляет заявителю ответ по электронной почте либо в письменной форме на адрес, указанный заявителем, в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса территориальным органом, что значительно упрощает информирование об ответе от территориальных органах заявителю.
7. Основания для приостановления государственной услуги отсутствуют.
Недостатками в административном регламенте для заявителей на данное соглашение можно выделить некоторые обязательные условия, а именно:
1. Отсутствие автотранспортной техники, принадлежащей членам малоимущей семьи, малоимущему гражданину на праве собственности, со сроком эксплуатации до пяти лет. В данном пункте было бы разумней поставить лимит стоимости автомобиля, а не его срок эксплуатации.
2. Также отсутствие в составе малоимущей семьи совершеннолетних членов семьи трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Огорчает, что административный регламент не подразумевает более одного предпринимателя в одной семье, ведь они могут быть совершенно в разных отраслях и уровнях дохода.
3. не прохождение профессионального обучения и неполучение дополнительного профессионального образования по направлению подведомственных Министерству труда и миграционной политики Удмуртской Республики государственных учреждений Удмуртской Республики, в течение последних трёх лет, предшествующих дате подачи заявления. Я думаю, что такое условие крайне сковывает потенциал возможных заявителей на данную государственную услугу.