Файл: Правовое регулирование обеспечения граждан на основании социального контракта.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1006
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом можно сделать вывод, что в Административном регламенте есть свои недостатки и достоинства, но достоинств в нём все же больше, чем недостатков.
3.2 Риски реализации социальных контрактов
Исследование «Риски реализации социальных контрактов в Российской Федерации» докторами экономических наук Калашниковым С.В., Татаринцевым В.Е.Марголиным А.М., Храпылиной Л.П. посвящено рискам заключения социального контракта его получателями – малоимущими гражданами и представителями региональных властей. Российская Федерация взяла курс на снижение социальных рисков и повышение благосостояния своих граждан. Ключевая роль в этом отведена Федеральному закону «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)»1, принятому в октябре 2018 г. Конвенция является базовым документом международного права в области социального обеспечения. В центре исследования находится технология социального контракта, ориентированная на активизацию реализации человеческого потенциала. Социальный контракт рассматривается как относительно новая форма соцподдержки и как эффективный инструмент государственного и муниципального управления. Такой контракт существенно отличается от других способов материальной поддержки граждан как по денежным размерам, так и по их целевому назначению в рамках выполнения конкретных обязательств получателями в лице малоимущих семей и отдельных граждан. Исследование позволило выявить значительные преимущества такого контракта по сравнению с другими мерами социальной поддержки, в частности его целевое назначение, условия выполнения обязательств для получения такой поддержки и порядок применения социальной помощи. Важной задачей исследования является получение научно значимых результатов о выработке и формировании устойчивого финансирования исполнения социальных обязательств, в том числе применительно к содержанию социального контракта и его практическому применению в российских регионах.
Не во всех регионах наблюдается прямо пропорциональная зависимость между возможностями конкретного региона и вероятностью возникновения социального и управленческого рисков. Балансом в такой взаимосвязи могут выступить различные способы, в том числе и законодательство как инструмент пересмотра подходов к выбору конкретного механизма. Одним из таких законодательно закрепленных механизмов, который включает человеческий потенциал, является технология предоставления социального контракта. Данная технология ориентирована на активизацию реализации человеческого потенциала, что следует рассматривать как долгосрочную меру по снижению вероятности усиления социального риска. Эта мера закреплена на уровне федерального и регионального законодательства.
Рост доходов и благосостояния по итогам использования инструмента социального контракта наблюдается в основном у граждан, заключивших его на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, в то время как у получателей помощи с целью преодоления трудной жизненной ситуации положительная динамика отсутствует. К таким выводам пришли специалисты Общероссийского народного фронта (ОНФ)1. В мониторинге материального благополучия участников этой программы. Социальные контракты охватили 5,5% малоимущих россиян, однако не всем они помогли улучшить финансовое положение, следует из доклада. Только у 22,5% участников программы доход по итогам действия соцконтракта увеличился настолько, что они вышли из-за черты бедности: он превысил величину регионального прожиточного минимума. Еще у 30% заключивших контракт доход хотя и увеличился, но в пределах прожиточного минимума. И наконец, у 47,5% малоимущих доходы по окончании соцконтракта не изменились. Таким образом, почти 80% участников не сумели преодолеть порог бедности.
Эксперты пришли к выводу, что эффективность предпринимательских социальных контрактов оказалась выше, чем других видов.
В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации1 подтвердили, что не изменились доходы в основном у тех граждан, которые воспользовались социальным контрактом как разовой помощью в трудной жизненной ситуации. «Это направление очень важно, поскольку оно позволяет семье получить дополнительную помощь, не прибегая к заемным средствам. Оно не предусматривает долгосрочного увеличения доходов семьи, а нацелено именно на временную поддержку», - констатировали в министерстве.
Однако был отмечен и ряд нарушений. Например, в категории тяжелой жизненной ситуации часто выявлялись граждане, получающие нелегальный доход. Также наблюдаются случаи, когда россияне оформляют социальный контракт на бизнес-цели, а не на преодоление тяжелой жизненной ситуации, из-за разницы в объеме предоставляемых средств, но фактически не ведут предпринимательскую деятельность. Это обстоятельство усугубляется отсутствием контроля за ходом исполнения социального контракта со стороны работников.
Также конкретно для заявителей можно выделить несколько рисков реализации соцконтракта исходя из его условий заключения и поддержания:
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой и удостовериться, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а денежные выплаты попросят вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта произошло одно из данных условий:
1. Закрытие предпринимательской деятельности;
2. Переезд в другую страну или регион;
3.Предоставление недостоверных сведений и документы о доходах или имуществе;
4. Использование выделенных средств не по назначению;
5. Доход от предпринимательской деятельности не превышает минимального размера оплаты труда на момент действия соцконтракта;
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть.
Заключение
Технология социального контракта является в условиях современной экономики весьма гибкой и способной удовлетворить потребности в улучшении уровня качества жизни малоимущих слоев населения. Она направлена на преодоление социального иждивенчества среди определенной части нуждающихся слоев, а также предоставляет возможность малоимущим гражданам с помощью реализации личного «стартового» или профессионального потенциала самостоятельным путем улучшить своё материальное положение.
Целью внедрения технологии социального контракта и закрепления ее функционирования на федеральном уровне является оказание полноценной государственной социальной поддержки малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан. Результатом реализации и внедрения социального контракта должно стать повышение качества жизни путем выявления адаптивных возможностей участников проекта социальный контракт. Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что благодаря внедрению технологии сокращения бедности происходит в полной мере реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи; повышается их уровень и качество жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в различных формах; а также возможной представляется социальная реабилитация членов малоимущих семей, повышается их социальная ответственность. Социальный контракт по существу является новым видом оказания государственной социальной помощи для российских малообеспеченных слоев населения, находящимся в трудной жизненной ситуации и является несомненным стимулом для таких семей или одиноких людей к улучшению своего материального положения и выхода из бедности. Внедрение системы социальных контрактов в субъектах Российской
Можно выделить ряд позитивных особенностей внедрения новой технологии:
На основании принятого федерального закона об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, в регионах сформированы организационные, правовые и экономические основы оказания социальной помощи малоимущим слоям населения. Повышена эффективность и адресность оказания государственной социальной помощи с последующей четко выработанной ориентацией на позитивный результат. Увеличились степень социальной защищенности среди малоимущих, чувство уверенности и ответственности за достижение желаемого уровня и качества жизни собственными усилиями. Необходимо также отметить, что запланировано в рамках региональных бюджетов целевое выделение ресурсов для оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта. Внедрению модели социального контракта в Федеральный законопроект послужил опыт зарубежных стран, где подобные системы функционируют много лет. Основная задача подобных программ заключается в социальной адаптации семей, организации помощи им на более высоком уровне, ориентированной на поиск ими своего места в жизни, а не только материальной поддержки в трудный период. Главная цель соцконтракта в том, чтобы создать свою, рациональную систему с учетом национальных экономических, психологических и социальных особенностей, реально обеспечивающую достойный уровень жизни населения, повысить социальный статус малообеспеченных граждан.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 30.04.2021 № 134-ФЗ (последняя редакция)// СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 30.04.2022) //СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 55 «О внесении изменений в приложение № 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»//СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации».
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации».
6. Приказ Минздравсоцразвития России № 399 от 31 мая 2011 г. «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства УР от 16.12.2013 № 589»О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта» (в редакции от 12.04.2022).
8. Закон Удмуртской Республики от 07.10.2013 г № 53-РЗ О внесении изменений в статью 10 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике».
9. Приказ Удмуртской Республики от 30.06.2016 Об утверждении Административного регламента Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам»
Учебная литература, учебные пособия, монографии:
10. Воронова К. А. Социально-контрактные отношения как механизм преодоления бедности современной российской семьи // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. 2018. С. 204-210.
11. Калашников С.В., Татаринцев В.Е., Марголин А.М., Храпылина Л.П. «Риски реализации социальных контрактов в Российской Федерации» 2021// С 4-24.
12. Калашников С. В., Татаринцев В. Е.. Храпылина Л. П. «Сравнительный анализ применения социальных контрактов и субъектах Российской Федерации» //Вопросы государственного и муниципального управления 2017. -№.3.
13. Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. - С. 48.
14. Методология и теория социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 267 с.
15. Прокофьева Л. М. и др. Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России // Журнал исследований социальной политики 2015. Т. 13, № 1.
16. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. - С. 51.
Интернет-ресурсы:
-
Официальный сайт Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики URL:https://mi№soc18.ru. -
Официальный сайт ОНФ Общероссийский народный фронт //URL:https://o№f.ru. -
Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации// URL:https://mi№trud.gov.ru/.