Файл: Тампонирование скважин проводят в случаях, когда необходимо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Введение
Ремонтно - изоляционные работы (РИР) – работы по перекрытию путей проникновения вод в эксплуатационный объект скважины и отключение от нее отдельных пластов и обводненных интервалов. РИР – одно из основных средств реализации мероприятий по увеличению степени извлечения нефти из пласта, охране недр и окружающей среды.

Тампонажные материалы и технологические схемы цементных работ выбирают в зависимости от целей РИР, геолого-технических и гидротермальных условий в изолируемой зоне скважины.

Тампонирование скважин проводят в случаях, когда необходимо:

а) обеспечить изоляцию продуктивных объектов от вод;

б) создать цементный стакан на забое скважины или цементный мост в колонне;

в) перекрыть цементный фильтр при переводе скважины на вышележащий или нижележащий горизонт;

г) создать цементные пояса в призабойной зоне скважины для надежной изоляции от высоконапорных чуждых нижних вод;

д) перекрыть дефекты в эксплуатационной колонне;

е) изолировать продуктивные горизонты друг от друга и от чуждых вод в интервале спуска эксплуатационной колонны или хвостовика при зарезке и бурении второго ствола;

ж) закрепить призабойную зону скважины с целью предотвращения или уменьшения пробкообразования.
1 Раздел нефтегазопромыслового оборудования


    1. Назначение, классификация и принцип действия оборудования


1.1.1 Назначение и комплекс оборудования при РИР
Насосные установки предназначены для приготовления, закачки и продавливания цементных и других растворов в скважину и за колонну и вымывания их излишков; промывки скважины через спущенную колонну обсадных или НКТ и ее глушения, обработка призабойной зоны, закачки растворов изотопов, проведения гидропескоструйной перфорации и других технологических операций; гидравлической опрессовки оборудования и эксплуатационной колонны.

Смесительные агрегаты и машины предназначены для приготовления цементного раствора, используемого при цементировании нефтяных и газовых скважин, бурового раствора их порошковых материалов, утяжеленных растворов из сухих порошкообразных утяжелителей и песчано-жидкостных смесей при гидравлическом разрыве пластов и гидропескоструйной перфорации


Цементировочные головки предназначены для обвязки устья скважин. Выпускают их под шифрами ГУЦ и ГЦК. Различаются они конструкцией, размерами и эксплуатационной характеристикой и позволяют применять только одну верхнюю разделительную цементировочную пробку типа ПВЦ.

Головки ГУЦ поставляют с кранами высокого давления, а головки ГЦК – без кранов.

Разделительные цементировочные пробки предназначены для разобщения тампонажного раствора от бурового и продавочной жидкости при цементировании обсадных колонн, а также для получения сигнала об окончании этого процесса.

Цементировочная арматура, устанавливаемая на устье скважины, предназначена для герметичного соединения НКТ с обсадной колонной, продавки в пласт цементного раствора, нагнетания жидкости при прямой и обратной промывках скважин.

1.1.2 Назначение, конструкция и техническая характеристика насосного агрегата ЦА-320
Цементировочный агрегат ЦА-320 предназначен для подачи тампонажного раствора в скважину, а также его нагнетания (продавки) в затрубное пространство за цементируемой обсадной колонной, для измерения объема жидкости, расходуемой на приготовление тампонажного раствора, и подачи жидкости затворения в цементно-смесительную машину при приготовлении тампонажного раствора. Используется для промывки скважин, установки ванн из химических реагентов, а также при проведении капитального ремонта скважин.

1 - шасси автомобиля КрАЗ - 257Б1А; 2 - искрогаситель; 3 - выхлопная труба; 4 - двигатель ГАЗ 52-А; 5 - водяной насос; 6 - цементировочный насос; 7 - защитный кожух насоса 9Т; 8 - электрооборудование агрегата; 9 - мерный бак; 10 - шарнирные колена; 11 - донные клапаны; 12 - манифольд; 13 - труба L = 2000мм.; 14 - труба L = 4000мм.; 15 - карданный вал; 16 - коробка отбора мощности
Рисунок 1 - Основные узлы ЦА-320

Водоподающий блок состоит из, смонтированных на общей раме центробежного насоса и силового агрегата, выполненного на базе двигателя ГАЗ-52А. Топливо поступает к двигателю из бензинового бачка, установленного под настилом установки.

Насос высокого давления двухцилиндровый, двустороннего действия. Привод насоса от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал, соединяющий выводной. Для обеспечения работы насоса во всем диапазоне давлений вал коробки отбора мощности с концом вала червяка глобоидной пары приводной части насоса и подачи

, он укомплектован сменными втулками и поршнями трех типов. Напорная линия насоса высокого давления оборудована предохранительным клапаном.

На воздушном компенсаторе установлен манометр с разделителем. Для соединения напорной линии с устьем скважины предусмотрен разборный вспомогательный трубопровод высокого давления с шарнирными коленами. Напорный коллектор насоса высокого давления оборудован линией, служащей для проверки работы насоса до начала операции и сброса давления в напорной линии после операции. Предусмотрен сброс жидкости в мерный бак.

Приемный трубопровод центробежного насоса также соединен мерным баком, а напорный трубопровод шлангом соединен со смесительным устройством смесительной установки. бак разделен перегородкой на два равных отсека; в каж- дом отсеке установлены мерные линейки и донные клапаны. Под донными клапанами расположена приемная камера, к которой присоединены приемные трубы обоих насосов.

Приемная линия насоса высокого давления подсоединена к мерному баку; выводы, расположенные по обе стороны установки, позволяют устанавливать цементный бачок с любой стороны; переключение производится поворотными заслонками. Раствор из цементно- то бачка отсасывается шлангом, присоединенным к концу приемного трубопровода.
Механизм управления работой насоса высокого давления расположен в кабине автомобиля, а механизм управления работой донных клапанов мерного бака и кранов наливного трубопровода - непосредственно у мерного бака.
Таблица 1 – Техническая характеристика агрегата ЦА-320

Показатели

Значения

Монтажная база

КрАЗ-257

Тип двигателя привода водоподающего насоса

ГАЗ-51А

Водоподающий насос:

подача, дм3

давление на выкиде, МПа



13

1,5

Цементировочный насос:

Подача, дм3

Наименьшая

Наибольшая

Набольшее давление, МПа

Давление при наибольшей идеальной подаче, МПа


2,9

23,0

32

4,0

Объем мерного бака, м3

6,4

Масса установки, кг

17500


1.1.3 Назначение, конструкция и техническая характеристика автоцистерны АЦН-11
Нефтепромысловые автоцистерны АЦН – 11 предназначены для транспортирования жидких сред температурой до + 80 ℃ и подачи их к передвижным насосным и смесительным установками при гидравлическом разрыве пласта, цементировании скважин и других промывочно-продавочных работах. Автоцистерны АЦН-11 можно использовать в районах с умеренным климатом.


Каждая автоцистерна включает в себя цистерну, насосный блок с системой самовсасывания, манифольд, трансмиссию и другое оборудование, смонтированное на автошасси.

Цистерна – сварная, с сечением овальной формы; оборудована волногасителями. В верхней части цистерны расположен люк-лаз с дыхательными клапанами на крышке и площадка с ограждением.

Цистерна оснащена указателем уровня поплавкового типа.

Подогрев жидкости в автоцистерне АЦН-11 от постороннего источника тепла через трубопровод в цистерне; Привод насосного блока – от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и редуктор.

1-автоцистерна, 2-установка искрогасительная, 3-установка фары и тахометра, 4-автошасси КрАЗ, 5-огнетушитель ОУ-2, 6-насосный блок, 7-система всасывания, 8-манифольд
Рисунок 2 - Автоцистерна АЦН-11
Каждая автоцистерна включает в себя цистерну, насосный блок с системой самовсасывания, манифольд, трансмиссию и другое оборудование, смонтированное на автошасси.

Цистерна - сварная, с сечением овальной формы, оборудована волногасителями. В верхней части цистерны расположен люк-лаз с дыхательными клапанами на крышке и площадка с ограждением. Цистерна оснащена указателем уровня поплавкового типа.

Подогрев жидкости в автоцистернах АЦН-11-257, АЦН-7,5-5334 и ЦР-7АП от постороннего источника тепла через трубопровод в цистерне; в автоцистерне Цр-7АПС подогревателем ПЖД-44Б через жировые трубы.

Привод насосного блока от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и редуктор.
Таблица 2 - Техническая характеристика автоцистерны АЦН – 11

Показатели

Значения

Вместимость цистерны, м3

11

Наибольшая плотность транспортируемой жидкости г/см3

0,95

Подача насоса м3

38

Напор насоса, м

35

Мощность, кВт

7.5

Модель насосной установки

СЦЛ-01А


1.1.4 Назначение, конструкция и техническая характеристика агрегата БМ-700

Блок манифольда 1БМ – 700 предназначен для обвязки насосных установок между собой и устьевым оборудованием при нагревании жидкости в скважину в районах с умеренным климатом и с умеренным и холодным климатом.

Каждый блок манифольда состоит из напорного и приемно-раздаточного коллекторов, комплекта труб с шарнирными соединениями и подъемной стрелы.

Напорный коллектор состоит из трех клапанных коробок с шестью отводами, служащими для присоединения напорных линий насосных установок. С одной стороны к каждой клапанной коробке прикреплен проходной кран с зубчатым сектором, с другой стороны прикреплена центральная труба, заканчивающаяся тройником с предохранительным клапаном и двумя патрубками с пробковыми кранами и накидными гайками для присоединения напорных трубопроводов, которыми оснащена арматура устья скважины. Каждый отвод – с обратным клапаном.

Приемно – раздаточный коллектор служит для подачи рабочей жидкости к насосным установкам. Коллектор представляет собой трубу с приваренными к ней десятью ниппелями, к каждому из которых привернут пробковый кран. На коллекторе установлен предохранительный клапан многократного действия.



1 - шасси автомобиля ЗИЛ-131; 2 - прожектор; 3 - поворотная стрела; 4 - вспомогательный трубопровод; 5 - раздающий коллектор; 6 - клапанная коробка; 7 - комплект напорных труб с фитингами
Рисунок 3 - Агрегат БМ-700
Применение блока манифольда при цементировании скважин, гидравлическом разрыве пластов и гидропескоструйной перфорации сокращает время монтажа и демонтажа коммуникации обвязки установок между собой и устьевой головкой и значительно упрощает эти операции.

Напорный коллектор состоит из трех клапанных коробок с шестью отводами, служащими для присоединения напорных линий насосных установок. С одной стороны к каждой клапанной коробке прикреплен проходной кран с зубчатым сектором, с другой стороны прикреплена центральная труба, заканчивающаяся тройником с предохранительным клапаном и двумя патрубками с пробковыми кранами и накидными гайками для присоединения напорных трубопроводов, которыми оснащена арматура устья скважины. Каждый от
вод с обратным клапаном. Приемно-раздаточный коллектор служит для подачи рабочей жидкости к насосным установкам. Коллектор представляет собой трубу с приваренными к ней десятью ниппелями, к каждому из которых привернут пробковый кран. На коллекторе установлен предохранительный клапан многократного действия.