Файл: Контрольная работа по дисциплине (модулю) Гражданское процессуальное право Тема Значение особого производства и его отличие от искового производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так юридический факт не может быть надлежаще зарегистрирован вследствие смерти лица, которого касается данный факт, либо вследствие утраты документа и невозможности его восстановления. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов.

Для данной категории дел посвящена глава 28 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменении, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Усыновление (удочерение) ребенка включено в перечень дел, рассматриваемых в порядке особого производства и рассматривается в порядке, урегулированном главой 29 ГПК РФ. Ранее, как уже отмечалось, данная категория дел рассматривалась, но процедура рассмотрения законом определена не было, что вызывало неоднозначность при применении судами норм семейного права. Федеральным Законом от 21 августа 1996 года в ГПК РСФСР введена глава 29, содержащая нормы об установлении усыновления или удочерения ребенка.

Рассмотрение дел данной категории представляет для судей немалую сложность, поскольку затрагивает непосредственно интересы детей, которые, к сожалению, не всегда могут быть защищены надлежащим образом.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав и других случаях, предусмотренных ст. 121 СК РФ), и только в их интересах.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, законом возложено на органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления). Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об том в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений должен провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Учет детей, оставшихся без родительского попечения, ведется в соответствии с Порядком организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».


Третья категория дела имеет свои процессуальные особенности при рассмотрении.

Длительное отсутствие лица в месте постоянного жительства в том числе, когда его местопребывание неизвестно, может нарушать интересы лиц, связанных с отсутствующим лицом определенными правоотношениями – гражданских, семейных и прочих. Для защиты указанных интересов, а также самих отсутствующих граждан введен институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. Решение данного вопроса отнесено к исключительной подведомственности суда общей юрисдикции. Поскольку в подобных делах нет материально-правового спора и нет сторон, дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим являются делами особого производства.

В связи с тем, что при рассмотрении данной категории дел доказательств факта смерти или жизни лица недостаточно, в основу вывода суда об установлении факта безвестного отсутствия и объявлении гражданина умершим положено предположение (презумпция) о нахождении гражданина в живых либо предположение о его смерти. Этим данная категория дел отличается от дел установления факта смерти и факта регистрации смерти, где заявителю доподлинно известно, что лицо умерло, но смерть в свое время не была зарегистрирована в соответствующих органах или была зарегистрирована, но документы о регистрации были утрачены.

К делам особого производства отнесены дела об установлении определенного правового положения граждан:

1) ограничение дееспособности гражданина;

2) признании гражданина недееспособным;

3) ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Все три названные категории дел имеют общую цель – ограничение дееспособности гражданина по различным основаниям в той или иной степени на будущее время для защиты его собственных интересов. При этом нормы, регулирующие производство по делам данной категории, объединены в одной главе с нормами о признании гражданина ограниченно дееспособным.

Статья 281 ГПК РФ определяет три категории дел, разделяя их по основаниям ограничения в дееспособности, а также по субъективному составу лиц, которые обладают правом возбуждения дела.

С 1 февраля 2003 ГПК РФ введена новая глава в подраздел «особое производство»: «объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация). Введение данной главы вызвано необходимостью учета норм материального права, в частности ст. 27 ГК РФ. Специальные правовые последствия эмансипации сформулированы в ч. 3 ст. 27 ГК РФ.



Во внесудебном порядке объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства, если на эмансипацию получено согласие обоих родителей, усыновителей и попечителя. Законом предусмотрен лишь один случай, при котором объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению суда. Это – отсутствие согласия родителей, усыновителей, попечителя.

Следующая категория дел, рассматриваемых в порядке особого производства законодатель указывает - признание движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной считается вещь, которая не имеет собственника или собственник, который неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. В то же время такой отказ сам по себе не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества, пока право собственности на него не приобретено другим лицом. Порядок возникновения права собственности на бесхозяйные движимые вещи различен (ст. 226-228, 230-233 ГК). Принятие судебного решения по таким делам необходимо только в отношении брошенных вещей, т.е. брошенных собственником или иным образом оставленных с целью отказа от права собственности на них.

К бесхозяйным относятся такие бесхозяйные движимые вещи, как: брошенные вещи (ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорные животные (ст. 230 ГК), клады (ст. 233 ГК) и указанные выше бесхозяйные недвижимости (п. 3 ст. 225 ГК).

В порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определенные действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность (ч.2 ст. 226 ГК). В этих целях лицо, вступившее во владение движимой вещью, должно подать в суд заявление о признании этой вещи бесхозяйной. Надо сказать, что количество рассматриваемых судами дел данной категории невелико.

Такая категория дел особого производства, как восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство) нашла свое отражение в главе 34 ГПК РФ. Рассмотрение судами дел о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя в порядке особого производства обусловлено спецификой объекта гражданских прав (ценными бумагами).


Согласно ст. 142 ГК РФ ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Восстановление прав по утраченным ценным бумагам в порядке особого производства характерно тем, что здесь учитываются и защищаются интересы всех предполагаемых субъектов имущественных, так и обязательственных прав по ценной бумаге.

Порядок внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния регламентируется гл. 36 ГПК РФ и Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния».

Акты гражданского состояния – это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан4. В соответствии с п. 1 ст. 47 ГК РФ государственной регистрации подлежат: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами загса.

Категория дел, рассматривающих заявления о совершенных нотариальных действий или об отказе в их совершении отнесена к категории дел, рассматриваемых в порядке особого производства, производство по которым регламентировано гл. 37 ГПК РФ.

Обратимся к последней категории дел, относящихся к особому производству – восстановление утраченного судебного производства.

В судебной практике нередки случаи утраты судебного производства по тем или иным обстоятельствам (например, в результате пожара, кражи, наводнения и т.п.). Для восстановления утраченного в полной мере либо частично судебного производства предусмотрен судебный порядок, урегулированный гл. 38 ГПК РФ. Восстановление судебного производства возможно лишь в случае, когда данное производство окончено (вынесено решение по делу либо определение о прекращении производства). Иные судебные производства не подлежат восстановлению.



Глава 2.
Порядок рассмотрения дел особого производства

2.1 Общие положения

Дела особого производства рассматриваются по общим правилам, но с определенными изъятиями и дополнениями.

Общее правило относительно процедуры рассмотрения и разрешения дел особого производства установлено частью 1 ст. 263 ГПК РФ. Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.

В особом производстве действуют принципы гражданского процесса, правовые институты (подведомственности, доказательств и др.), что и в исковом, судопроизводство слагается из единых стадий и т.д. Так, в производстве в целом при рассмотрении дел особого производства действуют принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности и т.д. В стадии судебного разбирательства действуют принципы устности, непрерывности и непосредственности судебного разбирательства. Судебное разбирательство дела в особом производстве состоит из тех же стадий, что и исковое (открытие судебного заседания; проверка явки лиц, участвующих в деле, объявление состава суда, разъяснения сторонам их права и обязанности в процессе, разрешение ходатайств, рассмотрение дела по существу, исследование доказательств и т.д.). Судебное доказывание подчинено тем же правилам, как и исковое. Вместе с тем в связи с отсутствием сторон и спора о праве в этом виде производства действие принципа состязательности проявляется в меньшей степени, нежели в исковом. Обязанность по доказыванию в основном лежит на заявителе.

В особом производстве, как отмечалось выше, отсутствуют иск и связанные с ним институты (встречный иск, обеспечение иска, распорядительные действия сторон), а также институт сторон, третьих лиц и др.

Глава 27 ГПК РФ устанавливает три правила, отсутствующие в процедуре рассмотрения дел искового производства.

Во-первых, дела особого производства возбуждаются не на основании иска, а в связи с подачей заявления.

Во-вторых, суд рассматривает дела с участием заявителей и других заинтересованных лиц.

В-третьих, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.