Файл: Практическая работа 4 Проектирование карты активных форм методической работы в образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует
эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений.
Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Тренинг
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются
педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.
Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.


Педагогический КВН
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.
Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»).
Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:
 приветствие команд, в котором учитывается (до 10 минут);
 разминка, к которой команды готовят по три шутливых вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений (время на обду-

мывание ответа — 1 минута);
 домашнее задание (немного театрализованное представление на заданную тему);
 конкурс капитанов;
 конкурс мудрецов (по два участника от команды), которым, например,
предлагается выбрать оптимальный метод разрешения конкретной
педагогической ситуации;
 конкурс болельщиков (например, решение педагогических задач из практики работы образовательного учреждения).

Методический мост
Данная форма родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных образовательных учреждений округа, города, родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга.
Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.


Мозговой штурм
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при

обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) —
это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 1. Предварительный этап (постановка проблемы). В начале этого этапа проблема
должна быть четко сформулирована. На этом этапе происходит отбор участников
штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в
зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2. Основной этап (генерация идей). Здесь очень важно соблюдать определенные
правила:
 Главное — количество идей. Нет никаких ограничений.
 Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку


высказываемых идей.
 Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
 Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. Заключительный этап (группировка, отбор и оценка идей). На этом этапе, в
отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы
анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа
напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии
отбора и оценки идей.

Методическая мозаика
Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с
применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ
увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной
практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет
сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует
познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество
участников.

Продленная конференция
Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов. Данная методика нередко применяется при
работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу.
Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.