Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОАНО Школа «НИКА»
Тема исследовательской работы:
«Психологическое здоровье
старших школьников»
Выполнила:
Попова Яна
Петропавловск-Камчатский, 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. Диагностика психологического здоровья как проблема исследования………………………………………………………………………..5
-
Понятие о психологическом здоровье……….............……….…….5 -
Основные особенности психологического здоровья старшеклассников…………………………………………………...........7 -
Влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья…………………………………………………………………....9
Глава 2. Практическая психология: методы и результаты исследования
психологического здоровья старшеклассников ................................... 13
2.1. Социально-ситуативная тревожность………………………………..13
2.2. Адаптивность к среде……………………..…………………………..18
2.3. Мотивация и эмоцсфера…………..……………………...…………...26
2.4. Протокол исследования психологического здоровья старшеклассников……………………………………………………………..…..38
Заключение…………………………..………………………………………….....43
Библиографический список…………………………………..……………..........44
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..………………………………...……..45
Введение
На сегодняшний день проблема психологического здоровья учащихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта, где упор делается в основном на развитие личностных качеств учащихся.
Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ, – а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения могут оказывать существенное влияние на их уровень психологического здоровья.
Особенно важна своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья в старших классах школы, так как обучение в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом.
Цель: изучить психологическое здоровье старшеклассников МАОУ «Средняя школа №24».
Задачи:
-
Подобрать и проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования. -
Раскрыть особенности психологического здоровья старшеклассников -
Рассмотреть влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья. -
Провести эмпирическое исследование, проанализировать полученные данные. -
Разработать «Паспорт психологического здоровья» для обучающихся 10-х классов.
Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования: диагностика эмоционально-мотивационной сферы
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, авторские методики психологов-исследователей.
Проблема: Оценить психологическое здоровье учащихся через диагностику.
Гипотеза: Старшеклассники являются наиболее уязвимой группой по состоянию психологического здоровья.
Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологическое здоровье старшеклассников.
Практическая значимость: Полученные данные о состоянии психологического здоровья каждого из исследуемых помогают старшеклассникам лучше разобраться в своей эмоционально - мотивационной сфере, обратить внимание на проблемы и вместе с педагогом–психологом построить индивидуальный маршрут коррекции по улучшению психологического здоровья.
Глава 1. Диагностика психологического здоровья как проблема исследования
-
Понятие о психологическом здоровье
Понятие «психологическое здоровье» было введено в современную психологию И.В. Дубровиной. При этом данное понятие не противопоставляется понятию психического здоровья, а неразрывно связано с ним. Вместе с тем, «если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» (И.В. Дубровина).
Разные авторы и ученые исследователи по-разному трактуют понятие психологического здоровья человека. Данные определения понятия «психологическое здоровье» приведены в таблице 1.
Таблица 1
«Понятие о психологическом здоровье человека»
№ | Автор | Содержание понятия «психологическое здоровье» |
1 | И.В. Дубровина | Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Оно предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности. |
2 | А.В. Шувалов | Психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальности жизни. |
3 | О.В. Хухлаева | «Ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это «баланс» между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. Психологическое здоровье, по ее мнению, представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. |
4 | И.И. Галецкая | Психологическое здоровье как воплощение социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния). |
5 | В.Г. Петров, К.В. Злыгостева | Рассматривают психологическое здоровье в двух аспектах: как результат, определенное состояние, и как мощный совокупный психологический ресурс, обеспечивающий адекватной состояние, поведение и развитие личности. Они считают, что только в этом случае ресурсными компонентами психологического здоровья могут являться интеллектуальное, эмоциональное, духовное, морально нравственное, социальное, творческое здоровье и т.д. При этом каждый из этих компонентов может включать в себя как универсальное, так и специфическое ресурсное содержание, которое может проявляться перманентно или в зависимости от обстоятельств. |
Составлено по: 1,3,6,9
Другие авторы выделяют следующие критерии психологического здоровья: хорошо развитую рефлексию, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, полноту эмоциональных и поведенческих проявлений личности, опору на собственную внутреннюю сущность, самопринятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек.
-
Основные особенности психологического здоровья старшеклассников.
Учащихся 9-11 классов педагоги и психологи относят к группе старшеклассников. Этому периоду обучения соответствует возрастной период 14-18 лет – старший подростковый и ранний юношеский возраст. Данный возраст является сензитивным периодом становления и укрепления психологического здоровья растущего человека, когда, по словам Л.С. Выготского, в драму развития (в связи с формированием самосознания) вступает новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка. Центральным личностным новообразованием старшего школьного возраста является становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я». Самым ценным психологическим приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира. В этот период повышается степень осознанности своих переживаний, а также степень отчетливости «Я», человек яснее осознает свою индивидуальность, свое отличие от окружающих и придает им больше значения. Поэтому образ «Я» становится одной из центральных, главных установок личности. В этот период развивается представление об «Я-идеальном». Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой «Я – концепции», в которой можно выделить два аспекта – знание о себе и самоотношение, т.е. выражение смысла «Я». Самоотношение подростка во многом определяет его самооценка познавательных, коммуникативных, организаторских и других способностей, проявляющихся в учебной деятельности. Осознание того, насколько он успешно или неуспешно справляется с трудностями учебной деятельности, утверждает свое «Я» в группе сверстников, насколько уровень его притязаний соответствует его возможностям и успешности реализации способов самоутверждения, - все это определяет направление формирования качества самооценки и самоотношения подростка на многие годы. В.В. Столин различает содержание «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношение. Самоотношение – это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ». В.В. Столин отмечает, что самоотношение выражается суждениями, в которых отношение к себе выступает как отношение к другому.
У старшеклассников мотивы учения связаны с их жизненными планами и возможностями самоопределения. Юношеское самоопределение является необходимым этапом формирования личности. В период старшего школьного возраста происходят решительные сдвиги в общем строении и содержании мотивационной сферы учащихся. И.И. Вартанова в своем исследовании установила, что наиболее благополучными являются старшеклассники с преобладающей мотивацией достижения. Наиболее ценные для себя сферы они оценивают, как доступные, что является причиной отсутствия сильно выраженных конфликтов. При переходе к юношескому возрасту, в преддверии жизненного самоопределения, учеба в школе приобретает смысл учебно-профессиональной деятельности.
Исследования психологического здоровья старшеклассников, в отличие от исследований психологического здоровья взрослых, началось относительно недавно. Тем не менее, значительно расширяется объем научно-исследовательских работ, разрабатывается психометрически обоснованные инструменты исследования психологического здоровья и благополучия школьников.
Старший школьник стоит на пороге взрослой жизни, которую он пытается планировать, но практически не способен контролировать. Ожидания неконтролируемых, но значимых событий приводят к развитию отрицательных состояний, прежде всего, тревожности. Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления. Девочки-старшие подростки в большей степени, чем мальчики, склонны воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать повышением тревожности. При этом чем выше их уровень тревожности, тем чаще они разрешают конфликты путем взаимных уступок и реже путем принесения в жертву собственных интересов. Тревожность девочек с негативным отношением к школе больше связана с самоотношением: при негативном отношении к себе – тревожность (личностная и ситуативная) возрастает.
Психологическое здоровье старшего школьника может определяться умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания, делать самостоятельный нравственный выбор, получать удовлетворение от результатов своей деятельности, определять направленность своего развития и актуализировать собственные ресурсы с целью изменения своего образа жизни и противостояния таким эмоциональным проявлениям как тревожность и неуверенность.