Файл: Психологическое здоровье старших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОАНО Школа «НИКА»


Тема исследовательской работы:

«Психологическое здоровье

старших школьников»

Выполнила:

Попова Яна

Петропавловск-Камчатский, 2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……..…3

Глава 1. Диагностика психологического здоровья как проблема исследования………………………………………………………………………..5

    1. Понятие о психологическом здоровье……….............……….…….5

    2. Основные особенности психологического здоровья старшеклассников…………………………………………………...........7

    3. Влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья…………………………………………………………………....9

Глава 2. Практическая психология: методы и результаты исследования

психологического здоровья старшеклассников ................................... 13

2.1. Социально-ситуативная тревожность………………………………..13

2.2. Адаптивность к среде……………………..…………………………..18

2.3. Мотивация и эмоцсфера…………..……………………...…………...26

2.4. Протокол исследования психологического здоровья старшеклассников……………………………………………………………..…..38

Заключение…………………………..………………………………………….....43

Библиографический список…………………………………..……………..........44

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..………………………………...……..45


Введение

На сегодняшний день проблема психологического здоровья учащихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта, где упор делается в основном на развитие личностных качеств учащихся.

Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ, – а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения могут оказывать существенное влияние на их уровень психологического здоровья.

Особенно важна своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья в старших классах школы, так как обучение в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом.

Цель: изучить психологическое здоровье старшеклассников МАОУ «Средняя школа №24».

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Раскрыть особенности психологического здоровья старшеклассников

  3. Рассмотреть влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья.

  4. Провести эмпирическое исследование, проанализировать полученные данные.

  5. Разработать «Паспорт психологического здоровья» для обучающихся 10-х классов.


Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников.

Предмет исследования: диагностика эмоционально-мотивационной сферы

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, авторские методики психологов-исследователей.

Проблема: Оценить психологическое здоровье учащихся через диагностику.

Гипотеза: Старшеклассники являются наиболее уязвимой группой по состоянию психологического здоровья.

Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологическое здоровье старшеклассников.

Практическая значимость: Полученные данные о состоянии психологического здоровья каждого из исследуемых помогают старшеклассникам лучше разобраться в своей эмоционально - мотивационной сфере, обратить внимание на проблемы и вместе с педагогом–психологом построить индивидуальный маршрут коррекции по улучшению психологического здоровья.

Глава 1. Диагностика психологического здоровья как проблема исследования

    1. Понятие о психологическом здоровье

Понятие «психологическое здоровье» было введено в современную психологию И.В. Дубровиной. При этом данное понятие не противопоставляется понятию психического здоровья, а неразрывно связано с ним. Вместе с тем, «если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» (И.В. Дубровина).

Разные авторы и ученые исследователи по-разному трактуют понятие психологического здоровья человека. Данные определения понятия «психологическое здоровье» приведены в таблице 1.

Таблица 1

«Понятие о психологическом здоровье человека»




Автор

Содержание понятия «психологическое здоровье»

1

И.В. Дубровина

Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Оно предполагает интерес к

жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.

2

А.В. Шувалов

Психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальности жизни.

3

О.В. Хухлаева

«Ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это «баланс» между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. Психологическое здоровье, по ее мнению, представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.

4

И.И. Галецкая

Психологическое здоровье как воплощение социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния).

5

В.Г. Петров,

К.В. Злыгостева

Рассматривают психологическое здоровье в двух аспектах: как результат, определенное состояние, и как мощный совокупный психологический ресурс, обеспечивающий адекватной состояние, поведение и развитие личности. Они считают, что только в этом случае ресурсными компонентами психологического здоровья могут являться интеллектуальное, эмоциональное, духовное, морально нравственное, социальное, творческое здоровье и т.д. При этом каждый из этих компонентов может включать в себя как универсальное, так и специфическое ресурсное содержание, которое может проявляться перманентно или в зависимости от обстоятельств.


Составлено по: 1,3,6,9

Другие авторы выделяют следующие критерии психологического здоровья: хорошо развитую рефлексию, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, полноту эмоциональных и поведенческих проявлений личности, опору на собственную внутреннюю сущность, самопринятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек.


    1. Основные особенности психологического здоровья старшеклассников.

Учащихся 9-11 классов педагоги и психологи относят к группе старшеклассников. Этому периоду обучения соответствует возрастной период 14-18 лет – старший подростковый и ранний юношеский возраст. Данный возраст является сензитивным периодом становления и укрепления психологического здоровья растущего человека, когда, по словам Л.С. Выготского, в драму развития (в связи с формированием самосознания) вступает новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка. Центральным личностным новообразованием старшего школьного возраста является становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я». Самым ценным психологическим приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира. В этот период повышается степень осознанности своих переживаний, а также степень отчетливости «Я», человек яснее осознает свою индивидуальность, свое отличие от окружающих и придает им больше значения. Поэтому образ «Я» становится одной из центральных, главных установок личности. В этот период развивается представление об «Я-идеальном». Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой «Я – концепции», в которой можно выделить два аспекта – знание о себе и самоотношение, т.е. выражение смысла «Я». Самоотношение подростка во многом определяет его самооценка познавательных, коммуникативных, организаторских и других способностей, проявляющихся в учебной деятельности. Осознание того, насколько он успешно или неуспешно справляется с трудностями учебной деятельности, утверждает свое «Я» в группе сверстников, насколько уровень его притязаний соответствует его возможностям и успешности реализации способов самоутверждения, - все это определяет направление формирования качества самооценки и самоотношения подростка на многие годы. В.В. Столин различает содержание «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношение. Самоотношение – это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ». В.В. Столин отмечает, что самоотношение выражается суждениями, в которых отношение к себе выступает как отношение к другому.


У старшеклассников мотивы учения связаны с их жизненными планами и возможностями самоопределения. Юношеское самоопределение является необходимым этапом формирования личности. В период старшего школьного возраста происходят решительные сдвиги в общем строении и содержании мотивационной сферы учащихся. И.И. Вартанова в своем исследовании установила, что наиболее благополучными являются старшеклассники с преобладающей мотивацией достижения. Наиболее ценные для себя сферы они оценивают, как доступные, что является причиной отсутствия сильно выраженных конфликтов. При переходе к юношескому возрасту, в преддверии жизненного самоопределения, учеба в школе приобретает смысл учебно-профессиональной деятельности.

Исследования психологического здоровья старшеклассников, в отличие от исследований психологического здоровья взрослых, началось относительно недавно. Тем не менее, значительно расширяется объем научно-исследовательских работ, разрабатывается психометрически обоснованные инструменты исследования психологического здоровья и благополучия школьников.

Старший школьник стоит на пороге взрослой жизни, которую он пытается планировать, но практически не способен контролировать. Ожидания неконтролируемых, но значимых событий приводят к развитию отрицательных состояний, прежде всего, тревожности. Отрицательное последствие тревожности отражается в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления. Девочки-старшие подростки в большей степени, чем мальчики, склонны воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать повышением тревожности. При этом чем выше их уровень тревожности, тем чаще они разрешают конфликты путем взаимных уступок и реже путем принесения в жертву собственных интересов. Тревожность девочек с негативным отношением к школе больше связана с самоотношением: при негативном отношении к себе – тревожность (личностная и ситуативная) возрастает.

Психологическое здоровье старшего школьника может определяться умением ставить четкие цели, формировать адекватные ситуации социальные ожидания, делать самостоятельный нравственный выбор, получать удовлетворение от результатов своей деятельности, определять направленность своего развития и актуализировать собственные ресурсы с целью изменения своего образа жизни и противостояния таким эмоциональным проявлениям как тревожность и неуверенность.