Файл: Психологическое здоровье старших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 уровень (0) 0% - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

2 уровень (1) 12,5% - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (Б.К.)

3 уровень (6) 75% - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией (И.А., С.В., С.Вл., С.Ю., К.Д., А.Л.)

4 уровень (0) 0% - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

5 уровень (1) 12,5% - резко отрицательное отношение к учению. (С.Д.)

Рис. 16 «Гистограмма № 11 «Индивидуальные результаты исследования в 11 «Б»

Рис. 17 «Диаграмма №6 «Результаты исследования по классу в процентном соотношении в 11 «Б»

Рис. 18 «Гистограмма № 12 «Общие показатели изучения мотивации учения»




Рис. 19 «Гистограмма №13 «Сравнительная характеристика общих показателей мотивации учения в 11 классах»
Полученные данные позволяют сравнить результаты по двум 11-м классам.

- Продуктивная мотивация с выраженным преобладание познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему в классах выявлена не была.

-Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению в соответствие социальному нормативу является выявлена в 11 «А» - 25% исследуемых, в 11 «Б» - 13%. Это говорит о том, что эти исследуемые проявляют познавательный интерес и мотивацию учения, но им больше нравится процесс общения, который совмещается с познавательной активностью.

- Средний уровень с несколько сниженной мотивацией свойственен в 11 «А» - 50% исследуемых, в 11 «Б» - 75%. Такие данные говорят о том, что исследуемым нравится обучаться в школе, но мотивация учения немного снижена.

-Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению в 11 «А» - 25%, в 11 «Б» -0%, ребята не переживают школьную скуку и им достаточно интересно и увлекательно обучение в школе.

-Резкое отрицательное отношение к учению проявляется только у одного исследуемого 11 «Б» класса, но данный момент может быть связан с какими-либо личностными проблемами, которые проходили с ним в день исследования.


Проанализируем результаты каждого из исследуемых класса в соответствии с их гендерными отличиями.

Таблица 11

Интерпретация индивидуальных данных по гендерному отличию



Код исследуемого

Познавательная активность

Тревожность

Гнев


Интерпретация

1

А.Л.

средняя

низкая

низкий

Позитивное отношение к учению.

2

С.Д.

низкая

высокая

высокий

Школьная тревожность.

3

К.Д.

средняя

низкая

средний

Диффузное эмоциональное отношение.

4

С. Ю.

средняя

средняя

низкий

Позитивное отношение к учению.

5

С. В.

средняя

средняя

высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности

Значимых потребностей.

6

Г. И.

средний

высокая

средний

Школьная тревожность.

7

К.П.

средняя

высокая

низкий

Школьная тревожность.

8

Б. С.

высокая

низкая

средний

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению.

9

П. Ю.

высокий

средняя

средний

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению.

10

С. Е.

высокий

средний

низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению.

11

К.Э.

высокий

высокий

низкий

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.

12

А.С.

средний

низкий

высокая

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей.

13

Г.К.

средняя

высокая

высокий

Школьная тревожность.

14

С.В.

средняя

средняя

средний

Диффузное эмоциональное отношение.

15

Б.К.

высокая

низкая

средний

Позитивное отношение при фрустрированной потребности.

16

И.А.

средний

высокая

низкий

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.



Позитивное отношение к учению – (4) – (А.Л., С.Ю., К.Э., Б.К.) Ведущим мотивом для этих учащихся является осознание социальной необходимости и мотивация достижения. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в лицее для собственного успешного будущего. Преобладание мотивации достижения говорит о выраженном желании быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т. д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения хотят доказать самим себе, что способны на многое. Следовательно, учеба для учащихся с продуктивным позитивным отношением к учению является необходимым этапом к дальнейшему успешному освоению научных дисциплин и правильному выбору профессии согласно мотиву самореализации. Для данных учащихся учебная деятельность — ведущая сфера самореализации, место, где они могут заявить реализовать свои достижения и т. д.

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту – (2) – (И.А., И.К.) Ведущим мотивом для этих учащихся является осознание социальной необходимости и мотивация достижения. Учеба для данных исследуемых важный момент в реализации своих целей, но не менее важен для них и оценочный фактор, который играет огромную роль в процессе их обучения. В случае получения отрицательных отметок или оценок со стороны педагогов, учащиеся очень сильно переживают, что может у них вызывать бессонницу и повышенный уровень тревожности.

Позитивное отношение при фрустрированной потребности –(1) – (Б.К.) Учеба является важным моментом в развитии данных исследуемых, как и преобладание мотивации достижения поставленных целей, но в случае неудач исследуемым свойственно впадать в некое эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Исследуемый положительно относится к процессу получения знаний, но ему может казаться, что он не до конца реализует свои потребности. Возможно ощущение, что тратит силы по пустякам или большое количество запросов, которые не всегда возможно удовлетворить.

Диффузное эмоциональное отношение – (1) – (С.Вал.) Для таких учащихся ведущими мотивами могут стать боязнь наказания со стороны школы, семьи и социального одобрения родителями, педагогами, одноклассниками. Для
этих учащихся важным является одобрение, признание их успехов со стороны родителей, и они учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. Такие учащиеся учатся из-за страха быть наказанными, особенно со стороны семьи, где они боятся быть неуспешными и неспособными. Обучение таких учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут хорошо справляться с типовыми заданиями, но затрудняются при выполнении заданий творческого характера, так как боятся ошибиться тем самым вызвать неудовольствие родителей или педагогов.

Школьная тревожность – (4) – (Г.И., К.П., С.Д., Г.К.) включает разные аспекты устойчивого школьного неблагополучия (страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания, сопряженные с необходимостью самораскрытия, страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителем). Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, они переживают, в случае нарушения межличностных контактов в школе, из-за оценок и отметок в свой адрес, часто стесняются или боятся отвечать у доски, возникает тревога в случае неправильных ответов, та также нарушение контакта с преподавателями (не со всеми, а с отдельными).

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению- (3) – (П.Ю., С.Е., Б.С.) Исследуемые с удовольствием обучаются в школе, получают знания и общаются с педагогами и одноклассниками, для них важным моментом является всегда позитивное эмоциональное отношение к учению, проявляется своего рода «жажда знаний». Ставят перед собой высокие цели и стремятся к их достижению.


Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей –(1) (А.С., С.В.) неблагоприятный психический фон, вынужденный отказ (на неосознанном уровне), когда личность сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению своих целей. Возможно ощущение, что тратит силы по пустякам или большое количество запросов, которые не всегда возможно удовлетворить.

Рекомендации для учащихся:
1. Стремитесь к максимальной, но доступной для вас жизненной цели.

2.Отдыхайте еще до того, как успеете устать.

3. Просыпаясь утром - улыбнитесь!

4.Помните, что в школе вам всегда рады!

5. Постоянно создавайте в своем воображении зону психической бе­зопасности, комфорта и отдыха, чтобы не произошло.

6. Не противодействуйте стрессу, а используйте его энергию в ин­тересах личностного роста - «управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

7.Старайтесь больше думать о хорошем, смотреть интересные и позитивные фильмы, читать интересные книги, слушать спокойную музыку.

8. Овладейте умением все делать на грани приятного.

9. Сделайте что-нибудь для улучшения вашей внешней и внутрен­ней красоты.

10.Создайте вокруг себя порядок (красоту и гармонию).

11. Больше общайтесь с интересными людьми.

12. Делайте ваш досуг как можно более разнообразным.

13.Регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе.

14.Занимайтесь дыхательной гимнастикой.

15.Мыслите позитивно.

16. Прощайте и забывайте! Задавайте себе чудо-вопрос: «Как бы на моем месте поступила Доброта?».

17.Больше улыбайтесь!
2.4. Протоколы исследований психологического здоровья старшеклассников

Таблица 12

Протокол исследования психологического здоровья учащихся 11 «А» класса



п\п

Ф.И. исследуемого

Физическое самочувствие.

Соматическое здоровье

(гр. здоровья)

Мотивационная сфера учащихся

Эмоциональное самочувствие (комфорт)

Адаптивность к среде

Общий результат

Результат

Группа психологического здоровья

1

Г. К.











2 группа

2

А. С.











2 группа

3

К. П.









11б

1 группа

4

С. Е.









12б

1 группа

5

Г. И.











2 группа

6

П. Ю.











2 группа

7

К. Э.











2 группа

8

Б. С.











2 группа