Файл: Психологическое здоровье старших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Влияние внешних факторов на формирование психологического здоровья

Подростковый возраст является сенситивным периодом становления и укрепления психологического здоровья растущего человека. Наличие в образовательной среде и социальном окружении ряда определенных факторов, негативно влияющих на физическое, психическое и психологическое благополучие ребенка, во многом определяет актуальность исследований в области проблематики психологического здоровья. К устойчивому состоянию тревоги и стрессовому напряжению могут привести проблемы во внутрисемейных отношениях, увеличение образовательных нагрузок, постоянное ожидание проверки уровня знаний и формальной оценки, сложности адаптации в социальных группах, трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Негативное влияние данных факторов может пагубно сказаться на психологическом здоровье ребенка, и значительно снизить его. Так, по мнению Хухлаевой О.В., если негативные факторы интенсивно воздействуют на ребенка в младшем подростковом возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае возможен активный исход, когда ребенок будет пытаться компенсировать это чувство через всевозможные агрессивные проявления. Агрессия может быть направлена как на сверстников, так и родителей, и педагогов. В обратном случае может присутствовать чувство собственной неполноценности проявляясь в форме страха взросления, избегания ситуаций принятия ответственных решений, формирования инфантильности и социальной незрелости.

Кризис подросткового возраста в первую очередь считается кризисом идентичности. В данном возрасте подросток сталкивается со сложностью формирования представлений о самом себе, понимании своих возможностей и желаний, неоднозначностью собственной позиции в отношении окружающих. Неспособность осознать и почувствовать целостность полноту своего «Я», неизбежно порождает у подростка субъективное чувство тревоги и неуверенности. В пассивном варианте возможно интенсивное развитие страха принятия решений, самоопределения, отказ от размышлений о своем будущем, перспективах семейной и профессиональной реализации, нежелания сепарироваться от родителя.


По наблюдениям Д.Н. Исаева на психологическое благополучие детей школьного возраста, наибольшее негативное влияние будут оказывать травмирующие ситуации реальной или воображаемой утраты чувства безопасности. Таким образом, основными психотравмирующими факторами для детей подросткового возраста могут быть:

— отсутствие объективной возможности соответствовать ожиданиям родителей;

— гиперответственность, в том числе и за других;

— социальное отвержение (в семье или группе сверстников);

— непосильная учебная нагрузка;

— негативное восприятие со стороны взрослых (родители, педагоги);

—смена места жительства, вхождение в новый коллектив;

— физическая опасность для жизни и здоровья;

— ситуации болезни с возможным негативным исходом.

Представленный выше перечень психотравмирующих факторов и ситуаций может составлять значимый социально-психологический аспект жизни подростка, и в целом соотноситься с возрастными особенностями. Устойчивое хроническое влияние данных факторов, может в значительной степени снизить показатели психологического здоровья подростка, оказать значительное негативное влияние на весь последующий ход психического развития, социальную адаптацию подростка, глубоко деформировать его психику.

Говоря об условиях образовательной среды, следует отметить, что на развитие целого ряда компонентов психологического благополучия влияет безопасность и комфортность школьных условий. Высокий уровень тревожности, связанной с образовательным процессом, безусловно, оказывает негативное влияние на психологическое здоровье подростков. Ярко выраженная школьная тревожность мешает ребенку успешно осваивать учебную программу, выстраивать доверительные открытые отношения с окружающими, а также может иметь пагубные последствия для формирования целостной здоровой личности.

В свою очередь, исследователи Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова в своей книге "Эмоциональная устойчивость школьника» предполагают, что наличие у подростка неразрешенного внутри личностного противоречия, может стать предпосылкой для развития тревожности. К подростковому возрасту, тревожность становится устойчивым личностным образование. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях с авторитетными людьми, отсутствие удовлетворенной потребности в позитивном отношении к себе, в данном возрасте могут быть предпосылками к возникновению у подростка тревожности. Низкая уверенность в себе и своей коммуникативной компетентности, зачастую может быть причиной возникновения проблем в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в ситуации адаптации в новом коллективе. Высокая тревожность может стать причиной множества психосоматических заболеваний, в том числе астении. В период ранней юности тенденции сохранения и развития высокого уровня тревожности могут сохраниться. К моменту перехода ребенка в старшее звено общеобразовательной школы, тревожность может видоизмениться, локализоваться в определенных сферах взаимодействия подростка с окружающей средой. Подобная тенденция связана в первую очередь с интенсивным развитием у подростка рефлексии, неопределенностью жизненных целей и социального положения.



В контексте рассматриваемой проблемы, роль родителей в реализации процессов взросления является крайне неоднозначной. Большое количество психотравмирующих факторов, может быть спровоцировано семьей. С другой стороны, в идеале, именно родители должны стать для ребенка опорой в преодолении трудностей переходного возраста, научить его справляться с жизненными невзгодами. Благодаря искреннему участию родителей в жизни подростка, у ребенка формируются эффективные модели поведения в трудных ситуациях. В данной ситуации влияние семьи крайне велико, так как самоценность подростка формируется исключительно под влиянием окружающих его значительных людей.

Для подростка становиться важным единство устремлений, интересов и увлечений со своими сверстниками. В связи с этим, в подростковом возрасте возникает специфическая проблема, - проблема нормальности, продиктованная как раз усвоением и принятием норм поведения и взаимодействия с окружающими. Наиболее ярко она проявляется в стремлении подростка соответствовать своей группе, быть таким, как все. На фоне всего этого, тревожность может закрепиться, как устойчивое качество личности, как акцентуации характера, либо, при самом негативном течении, может привести к невротизации.

Учитывая все вышесказанное, отсутствие взаимопонимания между сверстниками, субъективное ощущение одиночества и фрустрация потребности в общении, так же может стать для подростка фактором, негативно влияющим на его психологическое здоровье. Говоря о критериях психологического здоровья подростков, можно отметить, что склонность подростков соотносить положительную оценку самого себя и своих достижений с субъективным ощущением высокого уровня удовлетворенности жизнью, можно считать наиболее надежным основанием для исследования психологического благополучия данной возрастной группы. Кроме того, как утверждают Ш. Салдо и Э. Шейффер, подростки со значительно выраженной зависимостью между высокой эмоциональной регуляцией и социальными, а также академическими способностями, являются более психологически благополучными. Подростки, которые в большей степени ожидают позитивных результатов учебной деятельности и имеют высокие личностные стандарты
, демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью. Кроме того, у подростков, демонстрирующих высокие академические успехи, как правило, выявляется достаточно высокий уровень психологического благополучия. Кроме того, высокоразвитые навыки целеполагания, способность к самостоятельному нравственному поведению, определению направленности своего развития, умение получать удовлетворение от результатов своей деятельности, готовность противостоять стрессовым факторам, тревожности и жизненным трудностям, также во многом может определять уровень психологического здоровья. Таким образом, на основании анализа зарубежной и отечественной литературы, можно сделать вывод, о том, что факторы, влияющие на психологическое здоровье подростка, можно условно разделить на объективные и субъективные. К средовым (объективным) факторам в первую очередь следует отнести условия образовательных учреждений, условия семьи, а также взаимоотношения со сверстниками. К наиболее значительным внутриличностным (субъективным) факторам, следует отнести самоотношение и особенности темперамента.


Глава 2. Практическая психология: методы и результаты исследования психологического здоровья старшеклассников

В психологических исследованиях приняли участие школьники в количестве 16 человек. Из них: 11 «А» – 4 юношей, 4 девушек; 11 «Б» – 3 юношей, 5 девушек.

Исследование проходило при помощи следующего диагностического инструментария:

  1. Шкала социально-ситуативной тревоги, автор О. Кондаш

  2. Анкета «Школа», авторы В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков

  3. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, автор Спилберг-Андреева

Тестирование проходило с согласия исследуемых в групповой форме в специально отведённом кабинете в благоприятной психологической обстановке. Исследуемым были даны бланки для заполнения. Экспериментаторами были зачитаны инструкции каждой диагностической методики. Подбор диагностического инструментария полностью соответствует возрасту исследуемых.

Полученные бланки были обработаны, результаты были занесены в таблицу. Рассмотрим все результаты исследования.
2.1. Социально-ситуативная тревожность

При исследовании была использована методика «Шкала социально-ситуативной тревоги» (О. Кондаш).

Полученные данные в следствие тестирования исследуемых, позволило нам систематизировать подлеченные результаты в сводные таблицы по классам.

Условные обозначения (уровень тревожности)

  • Нормальный – н.

  • Несколько повышен – нп.

  • Высокий – в.

  • Очень высокий – ов.

  • Чрезмерное спокойствие – чс.

Таблица 2

«Результаты исследования социально-ситуативной тревоги в 11 «А»



Код

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

1

ГП

17

н

20

н

25

нп

62

н

2

А. С.

17

нп

17

н

10

н

44

н

3

К. П.

15

н

18

н

23

нп

56

н

4

С. Е.

11

н

17

н

15

н

43

н

5

Г. И.

10

н

22

нп

18

нп

50

нп

6

П. Ю.

3

чс

7

чс

9

н

19

чс

7

К. Э.

21

нп

22

н

27

нп

70

нп

8

Б. С.

1

чс

4

чс

6

н

11

чс

%

30

40

42

37