Файл: Психологическое здоровье старших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 13

Протокол исследования психологического здоровья учащихся 11 «Б» класса



п\п

Ф.И. исследуемого

Физическое самочувствие.

Соматическое здоровье

(гр. здоровья)

Мотивационная сфера учащихся

Эмоциональное самочувствие (комфорт)

Адаптивность к среде

Общий результат

Результат

Группа психологического здоровья

1

Б. К.











2 группа

2

И. А.









10б

2 группа

3

С. Вл.











2 группа

4

С. Д.











3 группа

5

А. Л.











2 группа

6

С. Ю.









10б

2 группа

7

С. В.











2 группа

8

К. Д.









10б

2 группа


В зависимости от общей суммы баллов каждый ученик будет отнесен к одной из трех групп психологического здоровья, а именно:

1 группа – условно высокий уровень психологического здоровья
;

2 группа – средний уровень психологического здоровья;

3 группа – условно низкий уровень психологического здоровья.


Условная группа

Итоговая сумма баллов

1 условная группа

11-12 баллов

2 условная группа

7-10 баллов

3 условная группа

4-6 баллов


Под психологическим здоровьем мы понимаем совокупность свойств человека, которые

способствуют физическому благополучию, адекватному уровню самопринятия, саморегуляции собственного эмоционального состояния и конструктивному взаимодействию с социальной средой.

Исходя из данного определения, мы предполагаем, что структурными компонентами психологического здоровья следует считать:

1. Состояние физического здоровья. Оно определяется состоянием соматического здоровья (группы здоровья).

2. Уровень учебной мотивации учащихся.

3. Эмоциональное самочувствие (комфорт) определяется характером и интенсивностью переживаний ребенка в различных ситуациях, в том числе и в учебной деятельности

4. Адаптивность к среде характеризуется динамическим балансом между субъектом и средой во всех ситуациях, но в особенности в трудных, требующих мобилизации ресурсов личности. Изменение баланса может привести как к склонности к поведенческим нарушениям, так и к социально одобряемому поведению.
Цели проведения диагностики

Цель: Изучить состояние психологического здоровья школьников под влиянием условий образовательного процесса.

Задачи:

1.Изучить состояние показателей психологического здоровья учащихся в 10-х классах.

2.Определить уровни психологического здоровья (описать, дать характеристику).

3.Выявить «группу риска» учащихся в 10-х классах.

4.Составить индивидуальные психологические паспорта старшеклассников.

5.Выявить условия, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся на разных этапах обучения.

В качестве субъектов исследования мы выделили учащихся 10 классов, исходя из того, что в них наиболее ярко выражены основные проявления возрастных кризисов. В этом периоде происходят заметные изменения в физическом и психическом развитии школьника, влияющие на его психологическое здоровье.



Интерпретация результатов диагностики

Описание присвоения баллов, условные группы

Общее заключение об уровне психологического здоровья строится на основе результатов по выбранным параметрам, которым присваиваются следующие баллы.

1.Соматическое здоровье.

1 группа – 3балла;

2 группа – 2 балла;

3 группа – 1 балл;

4 группа – 1 балл;

5 группа – 1 балл.

2. Мотивационная сфера.

высокий – 3балла;

средний – 2 балла;

положительная, внеучебная

(ниже среднего) – 1 балл;

низкий – 1балл.

3.Эмоциональное самочувствие (тревожность).

очень высокий – 1 балл;

высокий – 1 балл;

«Ч.С.» - 1балл;

повышенный – 2 балла;

нормальный – 3 балла.

4.Адаптивность к среде.

высокий уровень – 3 балла;

средний уровень – 2 балла;

низкий уровень – 1балл.

В зависимости от общей суммы баллов каждый ученик будет отнесен к одной из трех групп психологического здоровья, а именно:

1 группа – условно высокий уровень психологического здоровья;

2 группа – средний уровень психологического здоровья;

3 группа – условно низкий уровень психологического здоровья.


Условная группа

Итоговая сумма баллов

1 условная группа

11-12 баллов

2 условная группа

7-10 баллов

3 условная группа

4-6 баллов



Таблица 14

Медико-биологическая информация

(описание групп здоровья)


Группа здоровья

Характер заболевания

Первая группа

Здоровые дети, без отклонения по всем избранным для оценки критериям

Вторая группа

Здоровые дети с отягощёнными биологическим, генеалогическим или социальным анамнезом, или морфологическими изменениями, т. е. здоровые дети с риском возможности развития у них хронической патологии.

  • Функциональными изменениями сердечно – сосудистой системы (шумы функционального характера, тенденция к повышению или понижению артериального давления, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой);

  • гипертрофией аденоидов I-II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторными заболеваниями бронхитами или пневмониями;

  • частыми острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ);

  • понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы – угрозы анемии;

  • тимомегалией;

  • субкомпенсированным кариесом (6-8 кариозных

зубов), аномалией прикуса, не требующей

немедленной коррекции;

  • отдельными невропатическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно-кишечного тракта, с миопией слабой степени;

  • дальнозоркостью средней степени, аккомодативным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без на

  • бинокулярного зрения;

  • виражом туберкулиновой пробы;

  • состоянием реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных заболеваний с длительными нарушениями общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, эпидемического гепатита, острых нейроинфекциях и др.).

Третья группа

Больные с хроническими заболеваниями или врождённой патологией в состоянии компенсации, т. е. редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения, хорошей резистентностью (болеющих 8 или более раз в году интеркуррентными заболеваниями), так как практически они болеют почти ежемесячно и постоянно находятся в состоянии острого заболевания или затяжной реконвалесценции.

Четвёртая группа

Дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, определяющими функциональными отклонениями органов и систем организма, с нарушениями общего состояния, самочувствия, поведения после обострения, с затяжным реколнвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания, часто болеющих, а также со значительным отставанием психического развития.

Пятая группа

Дети, больные тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемых по инвалидности и инвалидов. Состояние декомпенсации характеризуется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого организма системы, так и других органов, и систем.




Заключение

В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье. Всем известно, что комплекс школьной нагрузки увеличивается, особенно в старших классах и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предъявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в образовательной организации становится первостепенной задачей. Очень важным моментом является, то, что ребенок сам должен знать и понимать какая из сфер его здоровья дает определенный сбой, и сейчас мы говорим, как о физических (соматических) и психологических составляющих.

Очевидно, что уровень психологического здоровья старшеклассника определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. Безусловно, необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного старшеклассника может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным. Поэтому в своей исследовательской работе нами в первую очередь были изучены медицинские показатели по каждому из исследуемых, которые неразрывно связаны с психологическим самочувствие школьников. Рассмотрена мотивационная сфера и эмоциональное отношение к учению, которые находят отражение в познавательной активности, мотивации достижений, тревожности, а также проявлении гнева. Исследованы социальные факторы взаимоотношений со сверстниками, родителями и учителями, а также самооценка и отношение к себе.

В результате эмпирического исследования психологического здоровья старшеклассников нами был изучен целый комплекс факторов, присущих образовательной среде и так или иначе влияющих на психологическое здоровье школьников. Все результаты исследования прошли качественную и количественную обработку, сведены в общие матрицы и представлены в индивидуальных психологических здоровья. Информация,