Файл: Методика работа по предупреждению типичных ошибок обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Курсовая работа

«Методика работа по предупреждению типичных ошибок обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения»


Введение ………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретические основы методики работы по предупреждению типичных ошибок обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения

    1. Понятие обособленных членов предложения. Виды обособленных членов……………………………………………………………………………...5

    2. Типичные ошибки обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения……………………………12

Глава 2.Система работы по предупреждению типичных ошибок обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения

2.1. Описание разведывательного среза знаний……………………………….14

2.2. Система заданий по предупреждению типичных ошибок обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения……………………………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание пунктуации в школе неразрывно связано с преподаванием синтаксиса. Это часто приводит к тому, что синтаксису как наиболее сложному разделу уделяется больше внимания. Следствие этого – отсутствие целостной методической системы и единого взгляда на способы работы с пунктуационным правилом. Наше исследование позволяет показать один из возможных путей решения этой проблемы на примере одного из пунктуационных правил.

Объектом исследования является методика изучения пунктуации в школе.

Предметом – методика изучения пунктуационного правила «Обособленные определения и приложения».

Актуальность работы: «Обособленные определения и приложения» – одна из самых сложных тем в школьном курсе русского языка. Учащиеся допускают большое количество ошибок. Для их предупреждения и устранения необходимо разработка системы заданий для отработки всех пунктов правила.


Новизна работы заключается в том, что на основе тщательно отобранного и проанализированного материала из различных источников (учебники, учебные пособия, справочники и др.) мы самостоятельно разработали и апробировали систему уроков по теме «Обособленные определения и приложения».

Использованные методы исследования: анализ учебной и научной литературы по методике изучения синтаксиса и пунктуации, изучение опыта учителей, а также описательный  и статистический методы.

Цель работы – анализ существующих частнометодических приемов преподавания пунктуации и выработка эффективных способов подачи материала для его лучшего усвоения.

Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить существующий опыт методики преподавания пунктуации;

2. Проанализировать пунктуационное правило «Обособление определения и приложения»;

3. Переработать формулировку и структуру правила учебника, дополнить его и подобрать разнообразный дидактический материал для отработки правила. Разработать систему уроков по изучению данного правила и апробировать её в процессе педагогической практики.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы методики работы по предупреждению типичных ошибок обучающихся при описании и пунктуационном оформлении обособленных членов предложения

    1. Понятие обособленных членов предложения. Виды обособленных членов.

Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения. Поэтому обособленными членами предложения являются члены предложения, выделенные по смыслу с помощью интонации. На письме они выделяются чаще всего запятыми.

Обособленными могут быть любые второстепенные члены предложения: определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами. Например: Книги, прочитанные в детстве, помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня (Тургенев)

.

Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др. Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду, мы решили выступать (Обручев).

Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др. Например: Кроме диких птиц и зверей, около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).

Все обособленные члены предложения могут быть выражены также сравнительными оборотами с союзами как, как будто, будто, словно и др. Например: По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру; Комната была залита ровным светом, будто от керосиновой лампы (Паустовский).

Все обособленные члены делятся на две группы:

  1. Обособленные члены со значением добавочного сказуемого,Значение добавочного сказуемого могут иметь обособленные определения, приложения и обстоятельства. Эти члены предложения легко заменить сказуемым. Сравните: 1) Море, утихшее за ночь, сейчас еле плескалось в скалах. — Море утихло за ночь и сейчас еле плескалось в скалах; 2) Отличный механик, он легко устранил неисправность в моторе. — Он легко устранил неисправность в моторе, так как был отличным механиком; 3) Проехав несколько станций без остановки, электричка остановилась только в Люберцах. — Электричка проехала несколько станций без остановки и остановилась только в Люберцах.

  2. Обособленные члены со значением уточнения. Значение уточнения могут иметь различные обособленные члены предложения, которые конкретизируют предшествующие уточняемые члены. Например: С юга, со степного гребня, набегом шел теплый и мокрый снег; Разметнов на вторые сутки, к вечеру, прибежал к Давыдову (Шолохов). В этих предложениях конкретизируются обстоятельства места и времени (наиболее распространенные случаи).

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Например: Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям (Пушкин).

Условия употребления деепричастного оборота:

1) обязательным условием употребления деепричастного оборота является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например:
Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;

2) допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая (грамматическая) ошибка. Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:

— если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь.

— если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;

— если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием: Пролежавшие два года документы наконец были востребованы.

Обособленные члены на письме обычно выделяются запятыми, реже — тире.

1.Обособление определений

Определение обособляется в следующих случаях:

— если относится к личному местоимению: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и заснул; А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой (Лермонтов);

— если выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова: И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми и простирали к людям, уходившим из плена тьмы, корявые, длинные руки (Горький);

— если выражено сочетанием определений, стоящих после определяемого слова: Потом пришла весна, яркая, солнечная (Горький);

— если отделено от определяемого слова рядом других слов: Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шолохов).

Определение не обособляется:

— если выражено причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом. Сравните: Шум моря, доносившийся снизу, вызывал тревогу. — Доносившийся снизу шум моря вызывал тревогу;

— если связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: Он пришел особенно возбужденный и веселый (Л. Толстой).

1.Определение, выраженное причастным оборотом и стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, времени, условия и т. п.). Например:
Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нем плакать (Пушкин).

2. Определение, выраженное существительным в косвенном падеже (чаще с предлогом), обособляется, если относится к имени собственному или к наименованию лица по степени родства, профессии, должности и имеет значение уточнения, добавочного сообщения. Например: Петрова Зинаида Ивановна, 1950 года рождения, является частным предпринимателем.

2.Обособление приложений

Обособляются следующие виды приложений:

— распространенные приложения, относящиеся к нарицательному существительному и располагающиеся после него: Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло (Маршак);

— одиночные приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если несут значительную смысловую нагрузку или имеют уточняющее значение. Важным условием для обособления одиночного приложения служит наличие перед определяемым существительным пояснительных слов: Юра познакомился с замечательной девушкой, болгаркой (Калинин); — распространенные и одиночные приложения, стоящие после собственного имени: Радищев, рабства враг, цензуры избегал (Пушкин);

— распространенные и одиночные приложения, относящиеся к личному местоимению: Мы, дети, в городе бывали редко (Маршак); Люди солидные и занятые, они оценили шутку сдержанными улыбками (Гранин);

— приложения, отделенные от определяемого существительного другими словами: Веселый вестник ливней вешних, промчался в небе вешний гром (Рылеев);

— приложения, обозначающие собственные имена, прозвища, клички животных, если они поясняют или уточняют нарицательное существительное. При таких приложениях стоят или подразумеваются слова: по имени, по прозвищу, по кличке, а именно, то есть: Брат Гаврика, Терентий, тоже сперва рыбачил (Катаев); Один из псарей Троекурова, по имени Парамошка, обиделся на Дубровского (Пушкин);

— приложения, присоединяемые к определяемому слову союзом как (со значением причины): Есенин, как последний поэт деревни, хорошо знал крестьянскую жизнь (Федин). Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый оборот приложением не является и не обособляется: Я говорю как литератор (Горький).

Распространенные и одиночные приложения, стоящие перед именами собственными, обособляются только в том случае, если имеют дополнительное обстоятельственное значение: