Файл: Самовоспитание как фактор развития личности подростка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


11

Самовоспитание является высшей формой самоуправления. (Осипов П.Н.)

12

    1. Факторы и методы осуществления процесса самовоспитания.

Как было сказано выше: «Воспитание и самовоспитание нельзя отделять друг от друга потому, что они имеют общие цели», так и есть, но, другими словами, можно сказать, что это две стороны процесса формирования личности.

Самовоспитание интерпретируется как самостоятельная, целенаправленная деятельность, которая возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, тем самым влияя на развитие и совершенствование личности.

А.В.Мудрик, А.Н.Кочетов, Л.Ч.Рувинский и А.Г.Ковалев пришли к выводу, что человек является активной силой не только в формировании окружающей среды, но и в собственном ее преобразовании.

Тем временем воспитание интерпретируется как результативность систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя.

Субъект самовоспитательного процесса: ученик. Именно самовоспитание зависит от сущности жизни подростков, кругозора и взаимоотношений.

Высшей формой развития личности является потребность в самовоспитании. Эта потребность не выражается у всех подростков в один и тот же период, более того если личность не подготовлена к ответственности поставленных требований.

Самовоспитание можно сопоставить с несколькими примерами.

В Большой Советской энциклопедии самовоспитание характеризуется так: «Систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом».

13

Леонтьева М.Р. описывает самовоспитание так: «Самовоспитание как процесс усвоения человеческого опыта, предшествующих поколений за счет и посредством внутренних и душевных факторов, обеспечивающих развитие». Также большое внимание уделял самовоспитанию А.П.Чехов. Благодаря Самовоспитанию он выработал в себе высоконравственный характер и высокую культуру поведения. «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечные чтения, штудировка, воля. Тут дорог каждый час». Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявлять себя, может быть более полезен людям. Осипов тоже выделил несколько определений самовоспитанию, во-первых, это развитие, т.е. умение управлять личностью; во-вторых, самовоспитание – это процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли; в-третьих, самовоспитание – это высшая форма развития человека. Немов Р.С. выделяет следующие ступени этого процесса:


  1. Физическое и волевое самовоспитание, которое проявляется в подростковом возрасте;

  2. Нравственное самосовершенствование. Начало этого периода начинается в раннем юношеском возрасте.

  3. Профессиональное воспитание, истоки этого процесса начинаются в юношеском возрасте. На этом этапе начинается взросление.

  4. Социально-мировоззренческое самовоспитание, когда период жизни достигает 40-45 лет.

  5. Постановка и реализация человеком цели самоактуализации. Отмечается как высшая ступень личностного развития, хотя и встречается крайне редко.

Все эти примеры схожи между собой тем, что человек — это субъект самовоспитательного процесса, который, так или иначе, играет очень важную роль в самовоспитании. Человек должен сам учитывать уровень воздействия условий на самосовершенствование.

14

Известно, что самовоспитание имеет внешние и внутренние факторы развития.

К внешним факторам относятся условия, предъявляющийся обществом к совершенствованию личности. Также особые социальные идеалы, примеры для подражания, увлекающиеся и становящиеся для нее притягательным. К этому хочу добавить, что у каждого свои герои, которые были примером для подражания и которые вдохновили к личностному развитию и самосовершенствованию.

Значимым мотивом самовоспитания считается требования человека на принятие собственного заслуживающего места в окружении друзей, коллектива, одноклассников. Желательно корректно и правильно устанавливать позитивные воздействия, а также поступки обучающихся, вознаграждать их достижения, беспокоиться об формировании доброжелательного взаимоотношения к любому человеку. В таком случае желательно оставаться крайне осмотрительным в оценке этих либо других действий и поступков, которые имеют все шансы ограничивать самоуважение ученика, умолять его состояние в школе либо классе.

Позитивное воздействие на подталкивание обучающихся к самовоспитанию проявляется формированием атмосферы обусловленной состязательности.

Интенсивное содействие в учебной, а также внеклассной работе формирует много ситуаций с целью проявления ухватки, фантазии почти любого обучающегося. В данных обстоятельствах школьники стараются зафиксировать приобретенный результат, обращают внимание на существующие изъяны, а также стараются их преодолеть.

Существенную функцию в стимулировании самовоспитания представляют позитивные образцы, демонстрирующие ровесники, но кроме того



15

преподаватели в социальной, нравственной и художественно-эстетической областях. Все без исключения порождают имитацию, а также желание к индивидуальному воспитанию.

По мнению Харламовой И.Ф., к активной работе над собой и самовоспитанию побуждают здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждения в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.

Отмеченные условия оказывают большое влияние на побуждение школьников к самовоспитанию. Тем не менее, в собственной совокупности они дают возможность достигать вплоть до любого обучающегося, а также вызывать у них желание и необходимость в работе над собой.

Ко второму типу факторам, а именно к внутренним относится самооценка. Индивид обязан чётко понимать, какие свойства необходимо развивать. Выработка самооценки – отличительная характерность дичности ребенка. Самооценка не только лишь оказывает большое влияние на социальную позицию, однако также самостоятельно опосредуется им. В промежуток развития личности социальное суждение способно существенно воздействовать на самооценку.

Как отмечает Липкина А.И., чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором, который является уровень самооценки, тем больше подросток верит в собственные силы и возможности и тем больше успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Рассмотрев методы самовоспитания, самонаблюдения, можно включать в себя фактор самоприказ, самовнушения,самокорректировки,саморегуляции, самостимуляции,самопоощерения.

16

Самоприказ. Это непродолжительное, отрывистое указание, сформированное лично для себя: «Говорить тихо!», «Не подчиняться на провокацию!», «Молчать!», может помочь ослаблять чувства, вести себя с достоинством, придерживаться условий этики. Используется самоприказ, если индивид ранее заверил себе, то что необходимо вести себя определенным способом.

Самовнушение. Оно может управлять собой, не выходя за границы установленных в этом мире правил развития поведения, обладать собою в сложных моментах. В течение определенного периода с целью изменения поведения в необходимую сторону неоднократно произносятся слова подобного характера: «Я не буду повышать голос!», «Я буду выслушивать собеседника, не перебивая как бы сложно мне ни было». Совершается данное воспроизведение заученных формул до тех времён пока уверенность не оставляет и тени сомнений в способности справиться с собой и вести себя в соответствии с самовнушением. К самовнушению следует отнести метод позитивного утверждения – аффирмаций. В современном мире аффирмации играют большую роль в самовоспитании и развитию положительных мыслей. Аффирмации – это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильных психологический настрой. Метод самостоятельного, осознанного самовнушения начал активно развиваться в начале ХХ века в рамках учений о самопомощи (У.Аткинсон, Н.Хилл, Д,Карнеги), одним из первых и самых известных примеров сознательного самовнушения является метод психолога Эмилля Куэ(«с каждым днем мне становится все лучше и лучше»).


Самокорректировка. Самокорректировкой можно считать вероятность приспособления накал страстей, который помогает быть спокойным и держать себя в руках. Самокорректировка позволяет исправлять беспорядок отрицательных идей и чувств, разламывающих жизненный потенциал в гармоническую структуру. Таким образом если преображение происходит на

17

сознательным уровне, то оно приводит к эффективному развитию жизненной энергии личности.

Саморегуляция. Саморегуляция учит дичность следить за наружными проявлениями психологических состояний. Суть в том, что меняя наружное выражение, чувсвтва, возможно корректировать личное душевное психологическое полодение. Саморегуляция служит умению спокойно относиться к иным людям, терпеливо принимать их минусы, подавленности и склонности. Непрерывная самодисциплина формирует способность не возмущатьс в наиболее критических моментах. В саморегуляции значительное место исполняет самоанализ. Чем больше умственные способности ребенка, чем конкретнее самосознание, тем успешнее действует саморегуляция.

Самопоощерение. Некоторым школьникам, в первостепенную очередь, мнительным, а также самолюбивым, значительную поддержку в самовоспитании имеют все шансы проявить методы самопоощереения, а также самонаказания. В случае даже небольших удач целесообразно восхвалять себя, в мыслях изъясняясь: “Молодчина!", "Так держать!". Но в случае невезения в мыслях произносить для себя: “весьма слабо!", "Стыдно". Несомненно, в случае значительных преуспеваний и существенных невезений воздействие увеличивается. Отсутствие обыкновенной заинтересованности без самоподкрепления для ребенка - один из факторов увеличения нервозности, депрессий. Несомненно, вознаграждать и подвергать наказанию себя можно не только лишь словесно. Очень важно уверить себя в личных способностях воздействовать на собственный организм, менять собственные убеждения, усиливать собственную нервную систему, делая себя здоровым и сильным. Однако подобная деятельность предоставляет результат в том случае, если условия к себе увеличиваются постепенно.

18

Ещё одним важным условием, влияющим на процесс самовоспитания, считается преподавательское воздействие на процесс самовоспитания школьников. Клубок внутренних противоречий этого возраста и противоречий детей со старшими - родителями учителями, в особенности критически проявляющихся на этом этапе воспитания. Преподавательская организация самовоспитания считается одним из мощнейших общевоспитательных средств многостороннего формирования личности школьников в силу естественной опоры на их стремления и интересы. Деятельность по активизации самовоспитания- сфера преподавательского творчества, углубленного познания и формирования устремлений и навыков любого ребенка.


Самовоспитание со временем подводит обучающегося к активизации и внутреннему принятию наиболее обширного круга наклонностей, развивает вкус к формированию личной персоны. Подобная преподавательская деятельность требует от руководителя деликатности, высочайшего почтения к детям, завоевания их доверия. В процессе организации самовоспитания преподаватель с помощью методик изучения личности, исследований, устанавливает персональные психические характерные черты своих подопечных, вступает на путь жизненной ситуации ребенка, сформировавшейся дома и в школе.

Один из более сложных факторов в активизации самовоспитания - предоставление его систематичности, так как школьники предрасположены работать многими процессами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация итогов работы над собой.

В полном необходимо отметить, что самовоспитание представляет как существенное средство индивидуального формирования школьников, только в то время, если в учебных заведениях ведется интенсивная работа по его организации и исполняется профессиональное преподавательское управление

19

этим труднейшим процессом преподавателями и специалистами по психологии, которые не на словах, но в процессе развивают как других, так и самих себя.

20

Глава 2. Самовоспитание как фактор развития личности подростка.

2.1 Предрасположенность к самовоспитанию у подростка.
Ученики приступают к работе самореализации, когда у них возникает умение к анализу и самооценке собственных позитивных свойств, а также качеств и появляется душевное желание к личностному индивидуальному формированию, а также совершенствованию.

Как правило данное случается в подростковом периоде. Невозможно не принимать во внимание так же того, то, что единицы школьников, а в определенных вариантах также старшеклассники, в ходе самовоспитания стараются быть образцом опасных, в том числе преступных поступков и действий равным образом, не в состоянии понимать, как необходимо реализовывать самовоспитание.

Какие все- таки факторы вызывают у обучающихся предрасположенность к развитию личности?

1) запросы, которые предъявляет социум к формированию личности, но кроме того и те общественные эталоны, нравственные примеры, а также образцы, которые привлекают и становятся для нее притягательными. Всё без исключения объясняет надобность содержательного обнаружения тем касательно того, каковым обязан являться индивид в нынешнем мире, каковыми качествами, а также свойствами он обязан характеризоваться. Необходимо достигать этого, для того чтобы у любого обучающегося был собственный обожаемый персонаж, жизнедеятельность, а также работа которого вдохновляла бы к подражанию, к индивидуальному формированию и также к совершенствованию.