Файл: Рабочая программа по предмету География для 8 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 8 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - Москва: Просвещение, 2020 год; допущенных Министерством образования и науки РФв соответствии с


  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),

  2. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).



  1. Концепцией развития географического образованияв Российской Федерации, опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018.

и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пристанционная ООШ.

- Учебного плана МБОУ Пристанционная ООШ на 2022-2023 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы МБОУ Пристанционная ООШ на 2022-2023 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Пристанционная ООШ.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

-А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина – «География России. Природа. Москва: Просвещение, 2020 год;

- Атлас и контурные карты по географии для 8 класса.

- Поурочные разработки. География. Природа России, А.И. Алексеев,2020.



ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей:

-Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

-формирование представления о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.

-создание образа родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательные:

-формирование понятий об особенностях природы и природных ресурсах России, природных регионах страны;

-познание и изучение окружающей среды; выявление причинно-следственных связей;

-сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;

-ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

-соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

-Коррекционные:

работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ



Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком МБОУ Пристанционной ООШ на 2022-2023 учебный год

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. При изучении различных оболочек Земли отводится время на региональный компонент. Обучение строится с использованием экрана, словаря и резервного расстояния.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-гуманистическиеориентации,готовностьследовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственнойдеятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальномуровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретногорегиона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, ихкрупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, еёместе и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой средыобитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения ирационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизнидругих народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствиис собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различныхжизненных ситуациях.


Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формированиеуниверсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальнойучебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать изпредложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.



-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду сосновными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,компьютер).

-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Интернет).

-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся критериев, различая результат и способы действий.

-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями оздоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационныхтехнологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебногоматериала;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшимобъёмом к понятию с большим объёмом.

-Строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно-следственныхсвязей.

-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент длядостижения своих целей.

Коммуникативные УУД:


-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочностьсвоего мнения (если оно таково) и корректировать его.

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

Предметные результаты:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Раздел 1.Наша Родина на карте мира.

понимать:

-основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;


РАЗДЕЛ 2. Особенности природы и природные ресурсы.

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами

- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания.

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

РАЗДЕЛ 3.Природные комплексы России.

- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

- Объяснять:

-различия в освоении территории;

-влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

-размещение главных центров производства;

-сельскохозяйственную специализацию территории;

-современные социально-экономические и экологические проблемы.

-составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;


РАЗДЕЛ 4.Человек и природа.

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

- сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов

1.

РАЗДЕЛ 1. – НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА.

Географическое положение России. Моря России. Как осваивали и изучали территорию России.

Практическая работа №1

Нанесение на контурную карту границ и крайних точек России.

Тестирование по разделу «Наша Родина на карте мира»

6 часов.


Практическая работа

Географический диктант

Тест

2.

РАЗДЕЛ 2. – ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.

1.Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

Особенности рельефа. Геологическое строение. Минеральные ресурсы.

Практическая работа№2Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Проверочная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

2.Климат и климатические ресурсы.

От чего зависит климат России. Распределение тепла и влаги. Разнообразие климатов России. Агроклиматические ресурсы.

Практическая работа №3 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации.

Практическая работа №4 Выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

Тестирование по теме «Климат и климатические ресурсы»

3.Внутренние воды и водные ресурсы.

Разнообразие внутренних вод России. Реки, озёра, подземные воды, ледники. Роль воды в жизни человека.

Практическая работа №5 Характеристика реки.

Практическая работа №6. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод сушив зависимости рельефа и климата.

Тестирование по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

3.Почва и почвенные ресурсы.

Образование почв и х разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России.

Практическая работа №7. Выявление условий почвообразования основных типов почв.

Тестирование по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

4.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа №8. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

Обобщающий урок по теме «Растительный и животный мир»

28 часов.



Практические работы

Проверочная работа.

Тесты

3.

РАЗДЕЛ 3. – ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ.

1.Природное районирование.

Разнообразие природных комплексов России. Природные зоны. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны России. Высотная поясность.

Практическая работа № 9 Выявление по картам зависимостей между компонентами природы.

Обобщающий урок по теме «Природное районирование»

2.Природа регионов России.

Восточно-Европейская равнина. Природные комплексы и памятники природы Восточно-Европейской равнины. Природные ресурсы. Природа Крыма. Кавказ – самые молодые и высокие горы России. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Кавказа. Урал. Природные ресурсы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина. Природные зоны равнины. Природные ресурсы. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат. Жемчужина Сибири – Байкал. Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Практическая работа №10

Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины.

Практическая работа №11

Характеристика природных комплексов Северного Кавказа.

Практическая работа №12

Природные ресурсы Ростовской области.

Практическая работа №13

Экологические проблемы Урала.

Практическая работа №14

Природные ресурсы Западной Сибири.

Практическая работа №15

Оценка природного потенциала Восточной Сибири.

Практическая работа №16

Природные ресурсы Дальнего Востока.

Тестирование по теме «Природа регионов России»

28 часов.


Практические работы
Проверочная работа.

Тесты

4.

РАЗДЕЛ 4. – ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Россия на экологической карте мира.

Итоговое тестирование.

4 часа.


Тест