Файл: Рабочая программа по предмету География для 8 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 8 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - Москва: Просвещение, 2020 год; допущенных Министерством образования и науки РФв соответствии с
-
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года), -
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
-
Концепцией развития географического образованияв Российской Федерации, опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018.
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пристанционная ООШ.
- Учебного плана МБОУ Пристанционная ООШ на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы МБОУ Пристанционная ООШ на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Пристанционная ООШ.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
-А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина – «География России. Природа. Москва: Просвещение, 2020 год;
- Атлас и контурные карты по географии для 8 класса.
- Поурочные разработки. География. Природа России, А.И. Алексеев,2020.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей: -Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления. -формирование представления о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства. -создание образа родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России. -формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательные: -формирование понятий об особенностях природы и природных ресурсах России, природных регионах страны; -познание и изучение окружающей среды; выявление причинно-следственных связей; -сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование; -ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах; -соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей Воспитательные: - воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности; - воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны; - коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать. Развивающие: - развитие интеллектуальных особенностей личности; - различие способности личности справляться с различными задачами; - развитие коммуникативной компетенции учащихся. -Коррекционные: работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы» Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком МБОУ Пристанционной ООШ на 2022-2023 учебный год |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. При изучении различных оболочек Земли отводится время на региональный компонент. Обучение строится с использованием экрана, словаря и резервного расстояния. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-гуманистическиеориентации,готовностьследовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственнойдеятельности;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальномуровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретногорегиона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, ихкрупных районов и стран;
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, еёместе и роли в современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой средыобитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения ирационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизнидругих народов, толерантность;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствиис собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различныхжизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формированиеуниверсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
-умения управлять своей познавательной деятельностью;
-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальнойучебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать изпредложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду сосновными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,компьютер).
-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся критериев, различая результат и способы действий.
-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями оздоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационныхтехнологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебногоматериала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшимобъёмом к понятию с большим объёмом.
-Строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно-следственныхсвязей.
-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.
-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент длядостижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочностьсвоего мнения (если оно таково) и корректировать его.
-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Предметные результаты:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Раздел 1.Наша Родина на карте мира. | |
понимать: -основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; -географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; | - оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; |
РАЗДЕЛ 2. Особенности природы и природные ресурсы. | |
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; -описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов; - объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами - создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации. -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания. | -оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. |
РАЗДЕЛ 3.Природные комплексы России. | |
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; - сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; - оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. - Объяснять: -различия в освоении территории; -влияние разных факторов на формирование географической структуры районов; -размещение главных центров производства; -сельскохозяйственную специализацию территории; -современные социально-экономические и экологические проблемы. | -составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга; -самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей; |
РАЗДЕЛ 4.Человек и природа. | |
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов; - сравнивать особенности природы отдельных регионов страны; - оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; - описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов. | -оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; - делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
1. | РАЗДЕЛ 1. – НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА. Географическое положение России. Моря России. Как осваивали и изучали территорию России. Практическая работа №1 Нанесение на контурную карту границ и крайних точек России. Тестирование по разделу «Наша Родина на карте мира» | 6 часов. | Практическая работа Географический диктант Тест |
2. | РАЗДЕЛ 2. – ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. 1.Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Особенности рельефа. Геологическое строение. Минеральные ресурсы. Практическая работа№2Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры. Проверочная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» 2.Климат и климатические ресурсы. От чего зависит климат России. Распределение тепла и влаги. Разнообразие климатов России. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №3 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Практическая работа №4 Выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Тестирование по теме «Климат и климатические ресурсы» 3.Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки, озёра, подземные воды, ледники. Роль воды в жизни человека. Практическая работа №5 Характеристика реки. Практическая работа №6. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод сушив зависимости рельефа и климата. Тестирование по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» 3.Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и х разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Практическая работа №7. Выявление условий почвообразования основных типов почв. Тестирование по теме «Почвы и почвенные ресурсы» 4.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Природно-ресурсный потенциал России. Практическая работа №8. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы. Обобщающий урок по теме «Растительный и животный мир» | 28 часов. | Практические работы Проверочная работа. Тесты |
3. | РАЗДЕЛ 3. – ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ. 1.Природное районирование. Разнообразие природных комплексов России. Природные зоны. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны России. Высотная поясность. Практическая работа № 9 Выявление по картам зависимостей между компонентами природы. Обобщающий урок по теме «Природное районирование» 2.Природа регионов России. Восточно-Европейская равнина. Природные комплексы и памятники природы Восточно-Европейской равнины. Природные ресурсы. Природа Крыма. Кавказ – самые молодые и высокие горы России. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Кавказа. Урал. Природные ресурсы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина. Природные зоны равнины. Природные ресурсы. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат. Жемчужина Сибири – Байкал. Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Практическая работа №10 Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Практическая работа №11 Характеристика природных комплексов Северного Кавказа. Практическая работа №12 Природные ресурсы Ростовской области. Практическая работа №13 Экологические проблемы Урала. Практическая работа №14 Природные ресурсы Западной Сибири. Практическая работа №15 Оценка природного потенциала Восточной Сибири. Практическая работа №16 Природные ресурсы Дальнего Востока. Тестирование по теме «Природа регионов России» | 28 часов. | Практические работы Проверочная работа. Тесты |
4. | РАЗДЕЛ 4. – ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Россия на экологической карте мира. Итоговое тестирование. | 4 часа. | Тест |