Файл: Занятие для учащихся 9 и 11х классов по подготовке к сдаче выпускных экзаменов Лицом к лицу с экзаменом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки... Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.
При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе — слетает с вас как с гуся вода, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.
Простой, но достаточно эффективный способ – самовнушение.
Самовнушение – это внушение себе определенных мыслей, связанных с ним состояний.
Чтобы самовнушение было эффективным, нужно использовать позитивные утверждения) — это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т.д.
Если исходить из того, что все что нам дано, дано во благо, значит во всем необходимо находить положительную сторону.
Для правильного составления позитивных утверждений обязательно учитывайте следующие условия:
1. Позитивное утверждение должно обозначать свершившийся факт. Не используйте в ваших утверждениях слова «хочу», «буду» и т.п. Например, нужно говорить – не «Я буду здоровой», а «Я здорова».
2. Направленность утверждений должна быть на самого себя.
3. Исключайте частицу «не». Например, выражение «Я не толстая», следует заменить на такое: «У меня стройная и красивая фигура».
Давайте с вами потренируемся. Предлагаю по очереди произнести вслух любое позитивное утверждение, касающееся вас (психолог помогает). В конце упражнения раздаются памятки с примерами позитивных утверждений.
Позитивные утверждения
Моя учеба доставляет мне радость
Мне легко учиться
Я справлюсь с учебой, все получится хорошо
Я внимателен, мысли сосредоточены
Мне работается (пишется, читается легко)
У меня много друзей!
Я полезна и нужна!
Я полна хороших идей!
Я очень умная!
У меня выдающиеся творческие способности!
Я могу сделать все, к чему приложу мозги!
Я уверена в себе – я справлюсь!
Я верю в себя!
Мне всегда и во всем везет!
Я счастлива!
Я всегда делаю правильный выбор!
Со мной всегда случается только хорошее!
Люди рады видеть меня!
Я люблю свою жизнь, и она очень интересная!
Я всегда стараюсь!
Я уникальная и особенная!
Я здоровая и сильная!
Я в отличной форме!
Я чувствую себя велколепно!
Я спокойна и расслаблена!
Я люблю себя и свою жизнь!
Я самая обаятельная и привлекательная!
Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше!
При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе — слетает с вас как с гуся вода, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.
Простой, но достаточно эффективный способ – самовнушение.
Самовнушение – это внушение себе определенных мыслей, связанных с ним состояний.
Чтобы самовнушение было эффективным, нужно использовать позитивные утверждения) — это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т.д.
Если исходить из того, что все что нам дано, дано во благо, значит во всем необходимо находить положительную сторону.
Для правильного составления позитивных утверждений обязательно учитывайте следующие условия:
1. Позитивное утверждение должно обозначать свершившийся факт. Не используйте в ваших утверждениях слова «хочу», «буду» и т.п. Например, нужно говорить – не «Я буду здоровой», а «Я здорова».
2. Направленность утверждений должна быть на самого себя.
3. Исключайте частицу «не». Например, выражение «Я не толстая», следует заменить на такое: «У меня стройная и красивая фигура».
Давайте с вами потренируемся. Предлагаю по очереди произнести вслух любое позитивное утверждение, касающееся вас (психолог помогает). В конце упражнения раздаются памятки с примерами позитивных утверждений.
Позитивные утверждения
Моя учеба доставляет мне радость
Мне легко учиться
Я справлюсь с учебой, все получится хорошо
Я внимателен, мысли сосредоточены
Мне работается (пишется, читается легко)
У меня много друзей!
Я полезна и нужна!
Я полна хороших идей!
Я очень умная!
У меня выдающиеся творческие способности!
Я могу сделать все, к чему приложу мозги!
Я уверена в себе – я справлюсь!
Я верю в себя!
Мне всегда и во всем везет!
Я счастлива!
Я всегда делаю правильный выбор!
Со мной всегда случается только хорошее!
Люди рады видеть меня!
Я люблю свою жизнь, и она очень интересная!
Я всегда стараюсь!
Я уникальная и особенная!
Я здоровая и сильная!
Я в отличной форме!
Я чувствую себя велколепно!
Я спокойна и расслаблена!
Я люблю себя и свою жизнь!
Я самая обаятельная и привлекательная!
Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше!
Я сама себе добрый друг!
Я талантливая и способная!
Я горжусь своими достижениями!
Я верю только в лучшее!
У меня всегда есть выбор!
Мои мечты сбываются!
Психолог: Позитивные утверждения "чистят" мышление, подготавливают нас к удивительным переменам в ближайшем будущем и притягивают их в нашу судьбу, как только мы к этому готовы. Стоит изменить свое мышление и жизнь соответствующим образам отвечает на эти изменения.
Завершающее пожелание: Думайте только о хорошем, и у вас все получится!
Психолог: умение ориентироваться в стрессовой ситуации, потренировать внимание и снять напряжении поможет
Упражнение «Колпак»
Психолог: Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово — «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова
«угольный» каждый выпячивает локоть.
Психолог: можно похвалить себя тем, кто сумел сделать минимальное количество ошибок.
Психолог: изменилось ваше самочувствие после выполнения задания? Удалось ли расслабиться? Может одному из вас подойдёт мышечное расслабление, а кому – то умение
позитивно мыслить.
Заключительный этап.
И в завершение нашего занятия предлагаю высказаться, продолжив предложение: «Хочу
пожелать себе...»
Упражнение «Передача уверенности в успехе»
Успех в работе во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону
(слева направо).
Цель: овладеть способами взаимоподдержки, обеспечить позитивные изменения самочувствия.
Одним из положительных моментов участия в фестивале является получение поддержки друг друга и позитивной энергии.
Наше занятие завершается и мне бы хотелось, чтобы вы ушли, зарядив друг друга положительной энергией, почувствовали бы поддержку коллег.
Для этого выполним следующее упражнение «Энергизатор»
Встаньте парами в две шеренги, лицом друг к другу. Каждый по очереди, начиная с первого участника, проходит через шеренги. Каждая пара касается плеча или руки проходящего, тихо (на ушко) говорит ему пожелание одновременно.
Давайте образуем круг и изобразим салют в нашу честь. Громко хлопаем снизу вверх.
Приложение
1.Откровенно говоря, когда я думаю об экзаменах…
2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
3. Откровенно говоря, самое страшное на экзамене…
4.Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
5.Откровенно говоря, процедура заполнения бланков для меня…
6.Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…
7.Откровенно говоря, я надеюсь……
8.Откровенно говоря, мои знания и способности…
9.Откровенно говоря, мои результаты сдачи экзаменов…
10.Откровенно говоря, когда я ошибаюсь при заполнении бланков…….
11. Откровенно говоря, когда я не знаю как отменить ошибку…
12 .Откровенно говоря, моя память………
13 .Откровенно говоря, мое внимание……..
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнуть сяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОН
аКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнуть сяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОН
аКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнуть сяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОН
аКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнуть сяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОН
аКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнуть сяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОН
аКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнуть сяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОН
аКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.
1. Грустные девчонки
2. Холодные ноги
3. Не бойся велосипеда
4. Костяная нога
5. В симфоническом оркестре не только мальчики
6. 71 час осени
7. Ручной кактус
8. Земной мир
9. В Лондоне любят заплаканные лица
10. На авеню всегда светло
11. Бедные иногда смеются
12. Летний помидор
13. В нижних конечностях истина отсутствует
14. Преждевременно делить ещё не полученное добро
15. Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжению
16. Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно
17. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства
Тренинговые занятия для учащихся 9, 11-х классов «Экзамен? - Без проблем!»
Ситуацию с введением обязательных ГИА и подготовкой к ним можно назвать особенно стрессовой, потому что она, помимо переживаний, сопровождающих любую ситуацию контроля или проверки, характеризуется и другими особенностями, которые выступают как стрессоры: непривычность и новизна ситуации, неизвестность, отсутствие возможности влиять на события и выбирать.
В начале и в конце работы, для изучения основных компонентов психологической готовности используется Анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»
(модификация Чибисовой).
В предэкзаменационный период наиболее серьёзной проблемой становятся трудности, связанные с особенностями личности ребёнка и обусловленные его восприятием ситуации экзамена.
Если процессуальные трудности прекращают выступать как стрессовый фактор после проведения репетиционных экзаменов (до репетиционных экзаменов их испытывает около 91% учащихся, после проведения репетиционных экзаменов только 7%); а количество учащихся, испытывающих познавательные трудности и на начало работы не является чрезмерно высоким
(в среднем около 40% респондентов – здесь сказывается систематическая работа педагогических коллективов школ), то личностная тревожность имеет высокие показатели в среднем у 65 – 70% выпускников.
Занятие 1.ф
Экзамен и я
Цель: создать условия для рефлексии учащимися своих индивидуальных особенностей и возможностей, затруднений, степени готовности к ГИА.
1.
Знакомство.
Для начала занятия выбирается любая игра на знакомство, позволяющая за несколько
минут снять напряжение и установить контакт между участниками встречи.
2.
Упражнение «Ассоциация»
Ведущий предлагает участникам назвать любые ассоциации, возникающие на слово
«экзамен».
Преимущественно, подростки называют слова, имеющие негативную эмоциональную
окраску (ад, ужас, катастрофа и т.д.), поэтому, обобщая высказывания, ведущий задаёт
следующий вопрос: какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Экзамен? Важно дать
возможность подросткам перевести свои внутренние ощущения в вербальную плоскость. Как
правило, речь идёт о волнении и страхе.
3.
Притча о Чуме.
В метафоричной форме ведущий доносит до участников мысль о «парализующем»
воздействии сильного страха на человека.
Шёл по дороге странник и встретил Чуму. Ты куда идёшь? В Багдад. Хочу 5000 человек уморить. Через какое - то время они встречаются снова. Как же так, говорит странник, ты хотела уморить 5000 человек, а уморила 50000?? Так нет, ответила Чума, я уморила, как и обещала,
5000, а остальные от страха умерли.
Притча не требует дополнительных комментариев.
4.
Информационная справка.
Психологи доказали, что наш организм реагирует на образы неприятностей, так же как на реальные события. Представление ситуации неудачи на экзамене, плохой оценки, запускает самореализующееся пророчество: тело сжимается в тиски, мы перестаём ясно мыслить, не можем показать, на что мы способны.
5.
Эксперимент.
Ведущий предлагает участникам проверить, каким образом это происходит.
Сядьте удобно, закройте глаза, не открывайте, пока не разрешу. Дыхание свободное.
Представьте себе, что едите лимон. Вы надкусываете прозрачную мякоть и чувствуете кислый вкус сока (20 сек).
А теперь напрягите воображение и надкусите любимую конфету.
В процессе выполнения упражнения чётко прослеживается реакция тела на
представляемые вкусовые ощущения. Ведущий рассказывает о своих наблюдениях за классом, а
учащиеся делятся впечатлениями.
После выполнения этого упражнения, мы предлагаем учащимся вариант визуализации,
позволяющий им впоследствии возвращать себя в ресурсное состояние.
Дыхание свободное. Представьте, что вы заходите босиком в мрачную сырую пещеру, на полу которой копошатся слизни, огромные пауки. Выдох. (Эту часть можно не использовать,
однако мы вводим её как продолжение эксперимента, как правило, по инициативе учащихся.)
Вы выходите из пещеры: над вами высокое голубое небо, яркое солнце улыбается вам, под ногами тёплый морской песок, впереди плещется ласковое море, вам навстречу кто - то идёт.. вы узнаёте знакомые черты….это ваш любимый человек (друг, мама, дедушка, брат, любимый… это может быть кто угодно), через несколько секунд вы оказываетесь в его объятиях. Запомните это ощущение, открывайте глаза.
Ведущий уточняет, какие ощущения испытывают участники, а затем, возвращаясь к
метафоричному языку притчи, обозначает главную цель работы:
Итак, чтобы с вами не произошло то же, что и с жителями Багдада, мы посвятим несколько встреч психологической подготовке к экзаменам.
6.
Информационная справка:
Государственная итоговая аттестация – это такой же экзамен, но основанный на тестовых технологиях.
7.
Вопрос для обсуждения:
Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. От чего это зависит?
- от особенностей человека
- от уровня подготовленности
- от отношения человека к происходящему
8.
Упражнение «Метаморфозы»
Суть упражнения заключается в том, чтобы в игровой форме, путём создания образов –
ассоциаций, подростки смогли оценить свою готовность к прохождениюГИА по двум основным
параметрам: экзаменационная тревожность и уровень подготовки
Если говорить о подготовке к прохождениюе ГИА с точки зрения личностных особенностей человека…то кем вы себя чувствуете по отношению к экзамену: тигром, мышонком, удавом
Ведущий предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с выбранным
образом.
Обсуждение выбранных позиций:
Вопросы для «УДАВОВ» и «ТИГРОВ»:
Какие чувства вы испытываете перед предстоящими экзаменами?
Какие качества позволяют вам чувствовать себя уверенно, спокойно?
Вопросы для «МЫШАТ» позволяют специалисту определить источник детской тревоги и
скорректировать, при необходимости, свою деятельность.
Чего вы боитесь?
Ответы на этот вопрос предполагают оперативное реагирование специалиста,
результатом которого может стать переоценка ребёнком ситуации, или смещение акцентов.
Например, подростки часто говорят о сильном давлении и угрозах со стороны педагогов. В
этой ситуации мы учим учащихся находить позитивный посыл в негативных высказываниях.
Или, если учащиеся выражают страх фразой «боюсь, что не сдам», специалист помогает
конкретизировать источник страха, с целью последующей отработки: «тебе не хватает
знаний?», «тебе трудно справиться с волнением?» и.т.д.
Помимо оперативных реакций ведущего на ответы учащихся для «мышей» (остальные
учащиеся выполняют по желанию) используется упражнение «Преодоление»