Файл: Занятие для учащихся 9 и 11х классов по подготовке к сдаче выпускных экзаменов Лицом к лицу с экзаменом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение «Преодоление»: встаньте в любой точке помещения так, чтобы чувствовать себя комфортно. Закройте глаза. Представьте себе экзамен, в каком – либо образе. Может это будет огромная скала, или чудовище, или извергающий лаву вулкан…Рядом представьте себя.
Пауза. Теперь силой воображения уменьшайте образ экзамена до мизерного состояния. Пауза.
Снимите цвет.. Пауза. Пусть это будет маленькое, серое практически бесформенное нечто. По мере уменьшения образа – изменения происходят и с вами: вы растёте, набираете силу и мощь.
Пауза. И вот вы уже с лёгкостью переступаете через экзамен и с победной улыбкой на лице уверенно и легко идёте вперёд.
Кто готов – делайте уверенный шаг вперёд.
Вы справились. У вас получилось. Запомните это ощущение. откройте глаза.
Ведущий проводит обсуждение. Опыт показывает, что 35 – 40 % учащихся удаётся
качественно выполнить это упражнение, они с видимым облегчением сообщают, что страх
практически исчез. Остальные, принимающие участие в упражнении, говорят о том, что
стало гораздо легче, но до конца уменьшить образ не получилось. Чаще, это происходит из – за
отвлечений и смущения, испытываемых детьми в непривычной ситуации.
В этом случае, мы обращаем внимание на то, что упражнение стоит периодически
выполнять дома, в тишине, до тех пор, пока устрашающий образ не исчезнет. Можно также
попробовать «стереть» его воображаемой резинкой.
Если говорить о подготовке к прохождениюе ГИА с точки зрения уровня подготовленности то чем вы себя ощущаете по отношению к экзамену: сырое мясо, фарш, котлета.
Ведущий вновь предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с выбранным
образом.
Обсуждение выбранных позиций, с акцентом на вопрос что ещё необходимо сделать, чтобы перейти в состояние полной готовности (котлета)?
Эта часть упражнения не требует подробного разбора, т.к. во втором занятии большой
блок отведён вопросам организации времени и материала в процессе подготовки к ГИА.
Если говорить о подготовке к прохождениюе ГИА с точки зрения отношения человека к происходящему
Для меня экзамен: трагедия, фильм ужасов, боевик, детектив, комедия.
Ведущий вновь предлагает участникам разбиться на группы в соответствии с выбранным
образом и придумать сценарий фильма «Экзамен» в выбранном жанре.
Наиболее яркий эффект от выполнения упражнения можно наблюдать у тревожных
учащихся с хорошим уровнем интеллекта. Доводя ситуацию до гротескных форм, они осознают
её парадоксальность, что позволяет им чувствовать себя увереннее, снижает тревогу,
повышает эмоциональный фон.
В жизни часто мы сталкиваемся с ситуациями, которые не можем изменить, на которые не можем повлиять. Но мы однозначно точно можем изменить своё отношение к ним.
Зачастую единственный способ справится со страхом и тревогой, заключается именно в том, чтобы посмотреть на ситуацию с другой стороны. Существует старая индейская легенда о том, как человек увидел змею вместо верёвки, испугался и убежал. Так вот наша задача заключается в том, чтобы змею превратить в верёвку.
9.
Рефлексиия.
Занятие 2.
Экзамен и стресс
Цель: обучить учащихся психотехническим навыкам, повышающим эффективность подготовки к экзаменам, направленным на снижение тревожности и развитие стрессоустойчивости.
1.
Приветствие. Актуализация полученных знаний.
Задача ведущего на этом этапе заключается в том, чтобы помочь учащимся
актуализировать наиболее ценные знания, полученные во время предыдущей работы.
С экзаменами связано большое количество отрицательных эмоций. Они порождаются неизвестностью, низким уровнем подготовки, психологическими особенностями человека. И сама предэкзаменационная ситуация, и наши устрашающие мысли о ней, и непосредственно процедура экзамена запускают стрессовые реакции в нашем организме.
2.
Беседа.
Вам знакомо слово стресс? (это состояние психического напряжения вызванное трудной ситуацией)
Как вы думаете, что вызывает стресс?
Учёные вывели шкалу стресса, в которую включили самые разнообразные ситуации: от смерти родных до начала свиданий.
Всё что вы перечислили, оказывает серьёзное психологическое давление на наш организм, усложняя работу всех органов и систем. Если мы говорим об экзаменах, то и неуверенность в себе, и отсутствие точных представлений о том, что будет, и умственные нагрузки, вызывают массу отрицательных эмоций, в результате чего в организме выделяются гормоны стресса.
3.
Информационная справка.
Эта информационная справка, позволяет привлечь внимание подростков к вопросам
влияния стресса на организм, и создать мотивационную базу для последующей работы.
В начале 20 века, американский физиолог Уолкер Кеннон извлёк из надпочечников котов вещество и пересадил его другим котам. Коты вместе с введённым веществом приобрели особые физиологические функции: у них увеличилась частота сердечных сокращений, дыхания, повысилось давление, усилился приток крови к мышцам. Эти изменения вынуждали животных действовать: либо сражаться за жизнь, либо убегать от опасности. Эти гормоны назвали гормонами «сражайся или беги». Например, при пожаре они нас спасу. Однако большинство стрессовых ситуаций не представляют угрозу для жизни, но неразделённая любовь, невыученный урок, забытые ключи – запускают реакцию опасности.
4.
Признаки стресса (информация выводится на слайд): хроническая усталость бессонница холодные руки или ноги повышенная потливость боли различного характера беспокойство сниженный фон настроения частые слёзы повышенная возбудимость агрессивность раздражительность по пустякам невозможность сосредоточиться навязчивые движения пронзительный нервный смех
Ведущий обращает внимание на то, что если подростки отмечают у себя большое
количество симптомов, стоит обратиться за помощью к специалистам (психолог, педиатр).
Лёгкий стресс (волнение перед экзаменом, потеют ладони) – помогает: подстёгивает и усиливает концентрацию.
Длительное же воздействие стресса приводит к серьёзным последствиям здоровья
(головные боли, нервный тик, болезни желудка и даже инфаркт)
5.
Разминка «Дождь в джунглях»
Учащиеся встают кругу, руки на плечах у впереди стоящего.
Представьте, что вы находитесь в джунглях. жарко – лёгкий ветерок (учащиеся совершают поглаживания по спине впередистоящего), ветер усилился (давление ладоней при поглаживании усиливается), начался ураган (сильные круговые движения), мелкий дождь (лёгкие постукивания пальцами по спине), ливень (пальцами вверх – вниз по спине), град (сильные постукивания всеми пальцами), в обратном порядке.
Вопросы для обсуждения: что делали? Что испытали? Как себя чувствуете?
Информационная справка:
Массаж – один из самых эффективных способов снятия напряжения, а значит и способ борьбы со стрессом.
На что же стоит ещё обратить внимание, чтобы стресс не перерос границы небольшой встряски?
Далее работа ведётся по блокам: рациональная организация, питание, эмоциональным
настрой.
6.
Рациональная организация
Опорные точки рациональной организации представлены на слайде и в буклете, который раздаётся детям окончании трёх занятий. В процессе занятия ведущим помогает учащимся в поиске собственных ресурсов и даются необходимые пояснения.
- Начинай готовиться к экзаменам заранее, составь план подготовки на каждый день определи, что именно будешь изучать, не вообще немного позанимаюсь, а именно сегодня.
Помочь в определении «слабых мест» поможет «Правило трех карандашей».
Надо взять три цветных карандаша (маркера) и попробовать без помощи учебников и шпаргалок просмотреть части A и B тренировочных контрольно-измерительных материалов
(КИМов).
Карандашом одного цвета, например зеленым, отметь вопросы, ответы на которые знаешь.
Вторым цветом, например, синим, – вопросы, на которые можешь ответить с трудом, и не уверен, что ответы верные. И третьим цветом, красным, – вопросы, ответов на которые не знаешь совсем.
По соотношению цветов ты сможешь увидеть состояние подготовки к экзамену, а также выявить слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены красным. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные» темы. После этого
«неуд» на экзамене уже не грозит.
Далее пора браться за «синие» вопросы, и действовать по той же схеме. В оставшееся время можно повторить вопросы, которые были известны.
- Если трудно собраться и начать работать, начни с лёгкого материала.
Учить полезнее всего днём, а повторить вечером и утром, т.к. информация переходит в память на длительное хранение, во время сна.
- Правильно организуй пространство: поставь на стол предметы или картинки жёлтого и фиолетового цветов – они повышают интеллектуальную активность.
- Известно, что люди делятся на жаворонков и сов, их умственная продуктивность различна в различное время суток. Дело в том, что внутри каждого из нас есть биологические часы, по которым живёт не только человеческий организм, но и все живые организмы. В связи с этими биологическими ритмами в течение дня меняются пульс, работа эндокринной системы, соответственно настроение и активность человека. У жаворонков пик работоспособности приходится на первую половину дня (им необходимо ложиться не позже 11 вечера), у сов – на вторую, порой даже на ночные часы.
Постарайся понять, к какой категории относишься ты: жаворонок, голубь или сова. В зависимости от того занимайся преимущественно днём или вечером (днём занимаются все).
- Попробуй охарактеризовать себя – ты больше чувствуешь себя эффективным организатором, руководителем или исполнителем? Тебе проще самому организовать свой день и регулировать свои действия, или лучше получается, когда ты только выполняешь четкие указания других? Если ты более эффективен как исполнитель, то тебе очень поможет в самоорганизации руководство «со стороны». Договорись с кем-то, кто будет тебе формулировать задачи на день, и перед кем ты будешь отчитываться. Конечно, важнее уметь это делать самому, но в данном случае это всего лишь прием, который поможет тебе внутренне собраться и не отвлекаться на постороннее.
- Если награждать себя за своевременно, по плану выполненную значительную работу кусочком шоколада (только за это!) и полноценным отдыхом, то тебе будет все легче и легче. И то, и другое очень полезно в период сильного умственного и психического напряжения. А положительные подкрепления за преодоление очередного препятствия в виде решенной трудной задачи формируют привычку и нужное поведение.
- Занятия должны чередоваться с отдыхом – оптимальное распределение: 40 минут работы,
10 отдых.
Отдых может быть пассивным (приляг, расслабься, ощути внутри себя свой жизненный ресурс) и активным. Можно в это время сделать зарядку, принять душ, сделать небольшую физическую работу. Секрет отдыха не в количестве времени, а в переключении с одной деятельности на другую (в том числе и полное расслабление и переключение внимания).
Что касается внимания, мы предлагаем подросткам воспользоваться своими способами
переключения внимания, а потом обсуждаем насколько это удалось. Обычно они с удивлением
отмечают, что продолжают думать о текущей ситуации. Тогда ведущий может попросить
учащихся сосчитать количество панелей, лампочек, любых других деталей интерьера, а затем
снова возвращается к обсуждении. Участники получают эффективный инструмент
переключения внимания.
7.
Питание.
В этом разделе ведущий обсуждает с детьми вред и пользу различных продуктов питания.
На первый слайд выводятся: фото с изображением жирной пищи, сладостей, кофе,
газировки.
Информация для ведущего:
Экзаменационный период – время умственных перегрузок. Диеты могут вызвать дополнительный стресс.
Стоит исключить тяжёлую, жирная пища, т.к. после такой еды кровь приливает к желудочно-кишечному тракту и поскольку там начинается активная работа, усилия мозга сосредотачиваются на процессах пищеварения. По этой же причине нельзя совмещать еду с учёбой.
Не приучайте себя к кофеину – на следующий день может наступить раздражительность, нервозность, усталость.
Уменьшите потребление конфет, печенья и других продуктов с высоким содержанием сахара: не исключено, что сначала они дадут энергетический толчок, а потом организм начнёт вырабатывать в большом количестве инсулин, что приведёт к понижению уровня сахара и вызовет чувство голода.
На второй слайд выводятся фотографии с изображением морепродуктов, овощей,
сухофруктов:
Морковь стимулирует обмен веществ в головном мозге, способствует облегчению процесса заучивания.
½ часть плода авокадо в день – хороший источник энергии для кратковременной памяти.
Креветки – содержат жирные кислоты, способствующие концентрации внимания.
Лук помогает при переутомлении и психической усталости.
Капуста избавляет от нервозности.
Вода: кто больше пьёт, тому легче сосредоточиться, проще усвоить новую информацию.
8.
Эмоциональный настрой
Уолтер Рассел говорил «Если делать то, что вы ненавидите, в организме начинают вырабатываться токсины, в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления, или заболеваете. Вам нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость: Делайте всё с радостью.
Делайте всё самым лучшим из известных вам способов»
Упражнение «Экзамен это замечательно!»
Ведущий предлагает участникам продолжить фразу «экзамен это замечательно, потому
что…»
По мере возникновения идей участники встают на стул и торжественно сообщают о своём открытии всему классу. Упражнение проходит весело и оставляет у подростков много позитивных впечатлений.
9. Рефлексия.
Занятие 3
Экзамен? - Без проблем!
Цель: обучить элементам правильной самоорганизации в процессе подготовки к ГИА.
1. Приветствие ведущего.
Многие люди задумываются над вопросом, как справится с тревогами и страхами, чтобы быть успешными в достижении целей. Кто – то сжимает зубы и идёт вперёд, кто –то пасует просто «прячет голову в песок», а кто – то находит свой способ, справиться препятствиями на пути к достижению цели.
Историческая справка.
Истории из жизни известных людей – эффективный способ привлечь внимание старших
подростков к новой информации. Ведущий рассказывает случай, который произошёл с Гейленом
Литчфилдом - одним из самых преуспевающих американских бизнесменов во время Великой
Отечественной войны, и позволил бизнесмену создать уникальный метод борьбы с волнением.
2. Метод Литчфилда. Практикум.
Ведущий предлагает учащимся проверить эффективность метода американского бизнесмена на
практике. Для этого необходимо разделиться на три группы. Каждая группа получает
карточку с обозначенной проблемой:
очень сильно волнуюсь, не могу справиться с тревогой и страхом;
не знаю, как организовать оставшееся время для подготовки к экзамену;
плохо знаю процедуру ГИА, не умею работать с КИМами.
Далее группы работают по схеме Литчфилда.
О чем я сейчас беспокоюсь? – проблема обозначена в карточке
Что я могу предпринять? - Это поиск ресурсов решения ситуации. Необходимо записать все идеи, при этом, постараться увидеть последствия каждой.
Что я собираюсь сделать, чтобы решить проблему? – Выбор наиболее оптимальных решений.
Когда я собираюсь начать выполнение намеченных действий? – Указать срок.
Обсуждение полученных результатов с комментариями ведущего. Это упражнение
является своеобразным индикатором качества работы учащихся на протяжении предыдущих
встреч.
3. Упражнение «Ладошка».
Это упражнение - источник положительных эмоций, и логичное завершение работы по
психологической подготовке к экзаменам. Важно предупредить участников о недопустимости
оскорбительных надписей. Если появляется такое желание, то лучше вообще отказаться от
работы или пропустить ладошку, которая вызывает неприятные эмоции.
Ведущий раздаёт участникам яркие листы формата А4 и предлагает обвести контур
своей ладони. Далее работа ведётся по инструкции:
В центре ладони – написать свое имя;
На большом пальце – положительную ассоциацию на слово «экзамен»;
На указательном пальце – свое главное положительное качество, которое поможет успешно сдать экзамены;
На среднем пальце – фразу, которая придает уверенности в себе (например, «У меня все получится!», «Я верю в себя!»);
На безымянном и мизинце – внешние ресурсы (по одному на пальце): кто или что помогут успешно сдать экзамены.
Далее листы с ладошками передаются по кругу (пока лист не вернется автору), и одноклассники вокруг ладони пишут свои позитивные пожелания, связанные со сдачей экзаменов.
4. Рефлексия.
В конце работы ведущий вручает подросткам буклеты «Ни пуха, ни пера!» и дополнительные карточки – схемы Литчфилда для индивидуальной работы дома.