Файл: Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний в преподавании новейшей истории России в хх начале ххi века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проектирования стратегии противодействия попыткам фальсификации истории в учебной литературе необходимо определить, какие политические идеи и установки руководителей Российского государства следует считать целевыми ориентирами и методологическими основаниями этой стратегии.

В первую очередь назову идею сохранения исторической памяти народа, которая воспроизводится в форме коллективной памяти и является фактором формирования национальной идентичности. В этой связи очень значимое высказывание Президента РФ Д.А. Медведева, размещенное в видеоблоге и посвященное Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября 2009 г.: «Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям».

В массовом сознании проблема фальсификации истории России часто ограничивается недопустимостью пересмотра итогов Великой Отечественной войны. Вместе с тем проблема фальсификации истории России значительно шире, она имеет комплексный и в ряде аспектов болезненный для исторического сознания россиян характер.

Приведу в этой связи снова слова Президента РФ Д.А. Медведева:
«Мы много внимания уделяем борьбе с фальсификацией нашей истории. И почему-то зачастую считаем, что речь идёт только о недопустимости пересмотра результатов Великой Отечественной войны.
Но не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ.
Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру. Принять своё прошлое таким, какое оно есть, – в этом зрелость гражданской позиции. Не менее важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны. И никто, кроме нас самих, этого не сделает».

Не менее значимо высказывание Президента РФ Д.А. Медведева в том же видеоблоге 30 октября 2009 г.: «Я убеждён, что память о национальных трагедиях также священна, как память о победах. И чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами. Были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России. А здесь не всё так просто».

Задачи и основные направления государственной политики РФ по противодействию попыткам фальсификации истории России определены в Указе Президента РФ Д.А. Медведева от 15 мая 2009 г. № 549 «О комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

В указе Президента РФ сформулированы задачи Комиссии как государственного органа, которому поручена координация деятельности государственных и общественных институтов в области противодействия попыткам фальсификации истории. К этим задачам в частности отнесены:

а) обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

б) выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России;

в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России;

г) рассмотрение предложений и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;

д) выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий.

Как видно из названного документа, некоторые задачи (см. в частности пункты б, в, г) по противодействию фальсификации истории России имеют непосредственное отношение к сфере образования, педагогической науке.

Глава IV. Главная цель изучения истории в современной школе
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Попытки фальсификаций истории России объективно направлены против названных целей исторического образования. Приведу еще один принципиально значимый тезис. От сознательной фальсификации истории следует отличать конструирование исторических версий и оценок, которые расходятся с доминирующей историографической традицией, а в авторитарном обществе и с официальной научной версией. Без свободы научного поиска в сфере теории и методологии исторического исследования историки не смогут выполнить стоящие перед ними задачи, что неизбежно приведет к снижению роли исторического опыта, деградации научно-исторического и историко-педагогического сообществ.



Специфика исторического образования как ключевого компонента социально-гуманитарного образования заключается в том, что изучение истории в школе стимулирует формирование у школьников индивидуальных образов прошлого и современности, в том числе с опорой на познавательный опыт. «Образ истории» не передается школьникам в готовом завершенном виде, а формируется под влиянием целого комплекса факторов и условий. Это обстоятельство является основой для понимания личностно- и ценностно-ориентированного характера реализации целей и содержания исторического образования в школе.

В содержании школьного исторического образования включены вопросы, связанные с попытками фальсификации истории России (в 10 и 11 классах включены в рабочую программу). В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области фальсификации истории, способностью противодействовать попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу (прежде всего в школьные учебники), необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников.

К сожалению, вышеизложенные направления фальсификации новейшей истории России почти не нашли своего отражения в учебниках по истории различных УМК:

  1. Учебник «История России. Начало XХ — начало XXI века» (авторы: О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, П. Н. Романов), М.: Дрофа, 2016.

  2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др. / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

  3. История России. 11 класс: учебн. для общеобразоват. организаций: углубленный уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 2014.

Например, в учебнике УМК А.В. Торкунова нет данной проблематики в перечне тем проектов, предлагаемых старшеклассникам в качестве исследовательской деятельности.

Однако, в учебнике УМК Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.
«История. Россия и мир. 10 и 11 кл.» включены целые параграфы, посвященные проблеме фальсификации. К сожалению, обещанные к публикации учебно-методические материалы и рекомендации
по тематическому блоку курса «История России», посвященному проблеме фальсификации отечественной истории, так не были напечатаны.

Глава V. Практическая направленность исследования

Практическим результатом моего проекта стало формирование методической копилки (начальной стадии) по проблеме фальсификации и достоверности исторических знаний под названием «Не дадим переписать ИСТОРИЮ!».

Совместно были подготовлены исследовательские работы по истории:

1) «Искажение исторических фактов на примере приказа №227 от 28 июля 1942 года»;

2) «25 октября 1917 года. Как это было?».

Данные работы явились плодом совместных усилий группы учащихся 10 класса и учителя, которые лягут в основу будущего методического пособия.

При написании данной работы учащиеся выяснили, что такое фальсификация исторических знаний, каковы ее цели и методы, каковы способы противодействия данной проблеме, учились определять актуальность и практическую значимость работы, ставили гипотезы, цели, задачи, методы исследования.
Продуктом моей работы будет являться по пособие по данной проблематике, которое станет универсальным средством формирования у учащихся (и если это нужно то и у учителей, родителей) понимания достоверности исторических фактов и событий.

Мой продукт будет представлять собою пособие, в котором представлены наиболее спорные эпизоды истории России и приведены их современные трактовки.

Для того чтобы прийти к единому мнению, мы задействуем как можно больше исторических источников, прежде всего архивных (сайт Минобороны РФ), музейные экспонаты, электронные библиотеки.

В результате таких исследований накапливаются навыки работы с первоисточниками, формируется критическое мышление, и самое главное, накапливается большой объем исторической информации, который позволяет сделать вывод, наиболее близкий к истине.


Заключение

Итак, фальсификация  новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века осуществляется во имя одной цели – небескорыстного искажения исторической правды о прошлом, подрыва и уничтожения исторической памяти русского народа. Анализ такого рода попыток «переосмысления» истории приводит к выводу, что чаще всего оно осуществляется за счёт демонстративного отказа от соблюдения общих принципов и методов исторического исследования, соответствующих тем критериями научности, которые выработаны мировым сообществом историков и философов науки.


Гипотеза, поставленная в начале исследования, частично подтвердилась. Составление методической копилки по проблеме фальсификации истории вызвало живой интерес у учащихся, повысило их познавательную активность на урочной и внеурочной деятельности. Говорить о формирования у учащихся компетенций по противодействию попыткам фальсификации истории еще достаточно рано, т.к. данная работа только началась.

Мне кажется, что эффективность исторического образования можно обеспечить только при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, целью которой будет создание педагогических условий для становления гражданина.

Мы, учителя истории, как мне кажется, должны:

  • обобщать и анализировать информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации;

  • координировать свою деятельность с органами государственной власти различных уровней и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;

  • вырабатывать рекомендации по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий и по нейтрализации их возможных негативных последствий.


Информационные источники:

  1. Фальсификация истории — Википедияru.wikipedia.orgФальсификация истории

  1. Вяземский Е.Е. «Проблема  фальсификации  истории   и историческое  образование: общее историческое образование: теоретические и практические аспекты»

Проблемы современного образования – www.pmedu.ru 2012, №1, 28-43.

  1. СПРАВКА «Проблема фальсификации истории в учебной литературе» - сообщение д.п.н., к.ист.н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории дидактики истории Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» Евгения Евгеньевича Вяземского. raop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.docraop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.doc

  1. Стрельцова Д.С.  Историческое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития.

cronao.ru/images/metodicheskij-zhurnal-vestnik-zapolyarya/metodicheskij...

  1. 5 фальсификаций истории | Русская семерка - russian7.ru2014› 5 фальсификаций истории.

  2. Подберезкин А.И. Выступление на научно-практической конференции МГИМО (У) МИД России «Противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России)» http://victory65.mgimo.ru/vol6/book62/index.phtml.