Файл: Билет 1 тюркология и объект ее изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением, запечатлены базовые элементы ислама и такой его ветви как суфизм.
Кашгари ввёл в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией.
«Словарь тюркских наречий», посвящённый халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072−1074 года. Здесь он представил основные жанры тюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.


Билет 10:
1.значение трудов П. М. Мелиоранского, Н.Ф.Катанова, А. Н.Самойловича в тюркологии:
а)«Краткая грамматика казахско-киргизского языка» П. М. Мелиоранского, П. М. Мелиоранский (1868-1906).)- Ученик В. В. Радлова, изучающий древнее наследие тюрков. В 1889 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Культегин», в 1901 году докторскую диссертацию на тему «арабский филолог о турецком языке». Содержание диссертации опубликовано отдельной книгой: "Арабский филолог о турецком языке" (СПб., 1900), "Память в честь Кюля-Тегина" (СПб., 1900), Впервые систематически изучал тюркизмы в русском языке: «Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игорове», «Заимствованные восточные слова в памтяниках в русской письменности домонгольского времени».
б)И. Ф. Катанов 1862-1922) - представитель хакасской национальности. После получения магистерской степени в петербургском университете работает эксординированным профессором на кафедре турецко-татарского языка Казанского университета.Позже защитит докторскую диссертацию по урянхайскому языку.Заслуга: "Опыт изучения Урянхайского языка с указанием его основных родственных связей с другими тюркскими языками» (Опыт изучения урянхайского языка с указанием главных родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. 1903 г.); и др. записано в конце ХІХ в.
в)А. Н. Самойлович-ученый, начавший научные изыскания с 1902 года и внесший большой вклад в подготовку будущих тюркологов.Основные труды: «Собрание стихотворений императора Бабура», «некоторые дополнения к классификации турецких языков»

2.эпоха Средневековья развития тюркских языков:

4-я эра развития тюркских народов и их языков называется среднетюркской эрой. Эта эпоха охватывает период между 11-15 веками. В научных трудах Среднетюркская эпоха разделена на два периода: Караханская эпоха и монгольская эпоха. Тюркологические труды, написанные арабской графикой на арабском языке, охватывают период между 9 – 15 веками. На основе арабских ученых занимались созданием сравнительных словарей языков тюркоязычных народов, звуковыми отличиями и сложностями языков каждой группы, сравнением отдельных вопросов, относящихся к морфологии, переводом тюркских слов на арабский, персидский языки, написанием компактных учебных пособий. В тюркологических произведениях,
написанных на арабском языке, арабской графикой, была проделана значительная работа в области создания сравнительного, сопоставительного восприятия тюркских языков, написания небольших грамматических очерков. Словарь, созданный багдадским ученым Махмудом Кашгари, называется «Дивани лугат ат турк». Арабские ученые создали несколько сравнительных словарей даже после Махмудского "дивана". Одним из таких слов является арабско-персидско-турецко-монгольский словарь, который Абулкасым Махмуд ибн Омар(также известный как Аль-Змахшари по имени место рождения)создал «Муккаддимат аль-адаб»/ введение в литературу/.
Абу Хайян, специалист по арабскому языку, написал в Каире в 1312 году труд под названием «Китаб аль-идрак-ли-лисан Аль-атрак»(пояснительная книга тюркских языков). Самая старая из сохранившихся записей Средневековья-это объемная эпическая сага под названием «Кутадгу вал», написанная Жусупом Баласагуни. Ученые перевели название саги как «Күтті Білім», «күттін білім» и др. (462). «Дивани Хикмет», написанная в XI веке Ходжей Ахмедом Яссауи. Яссауи «һибат ул хакаик» Ахмета Югнеки /премия правды/. Тюркологи предполагают, что это произведение, вероятно, сохранилось с XI по XII века. "һибат уль «- дидактическая поэма, как» Хикмет" Яссауи, которая учит образцу, совету, заповеди. В нем противопоставляются добро и зло, знание и необразованность, богатство и бедность, щедрость и саранскость. Наиболее распространенный вид письменных памятников, возникших в Средние века, был написан в Западно-турецких объединениях, в Средней Азии, особенно на языке Кыпчакского объединения, к числу которых относятся.
3.начало изучения тюркских языков академиями и университетами в XIX веке:
а)Санкт-Петербургский университет: В октябре 1854 года указом царя Николая I было принято постановление об открытии факультета восточных языков в Санкт-Петербургском университете. Согласно постановлению, факультет имеет пять различных языков (арабо-персидский-турецко-татарский; монголо-калмыкско-татарский; китайско-маньчжурский Языки; иврит-арабский; армяно-татарский языки) в рамках специальности, охватывающей десять восточных языков (турецкий, татарский, арабский, персидский, монгольский, калмыкский, манчжурский, китайский, еврейский, армянский). Введение тюркских языков в трех разделах из пяти названных показывает, что преподавание тюркских языков было актуальной проблемой для российского царства. Известно, что в научной традиции того времени для передачи общего понятия тюркский использовался турецко-татарский термин. С целью активизации работы факультета восточных языков в Санкт-Петербургском университете для преподавания азербайджанского языка приглашаются Л. З. Будагов, М. А. Казем-Бек и И. П. Березин из Казани. В 1866 г. заведующим кафедрой назначен В. А. Максимов, изучавший диалектные особенности тюркских языков. В разные годы на факультете преподавали тюркологи Х. Д. Френ, О. И. Сенковский, В. В. Радлов, П. А. Турминский, В. В. Григорьев, Х. Физханов, М. А. Абдуллаков, М. Османов, В. Д. Смирнов и др.


б)Казанский университет: Одним из высших учебных заведений, где наряду с другими восточными языками начали систематически преподавать тюркские языки, является Казанский университет (1804 г.). Для преподавания восточных языков в Казанском университете Кристиан Мартин Френ был специально приглашен из Германии в 1807 году и читал лекции по арабскому, персидскому, тюркскому языкам до 1817 года, а в 1815 году был назначен деканом историко-филологического факультета университета. Мирза Мухамед Али Касым оглы Казем-Бек (Александр Касимович), инициировавший открытие турецко-татарской кафедры в Казанском университете в 1828 году, возглавлял эту кафедру до 1846 года. Эта кафедра служила первым образовательным центром, предоставляющим академическое образование по тюркским языкам.
Труды, опубликованные в Казанском университете:
«Объяснение некоторых слов, вошедших в русский язык в восточных языках» (Эрдман,1828);
«Практическое руководство по преподаванию татарского языка» (Мухамед-Гали Махмудов(1824-1891);
«Перевод отрывков из произведения абылгаза «Шаджра-и Турк», Корана на русский язык (г. Саблуков (1804 -1890);
«Русский перевод турецкой грамматики» (Elemens de la Grammaire turkue) (И. Н. Березин);
«Путешествие на восток»(И. Н. Березин, 1849-1852);
«Ханские указы» (И. Н. Березин);
«Библиотека восточных историков» 3томная. (И. Н. Березин) ;
«Народные пословицы тюркских племен» хрестоматийный сборник из 1000 тюркских пословиц (И. Н.Березин).
Общая характеристика тюркологии XIX века:
тюркология начинает несколько систематически изучать тюркские языки;
с написанием первых грамматик по тюркским языкам; с началом лексикографических изысканий, открытием в вузах кафедр восточных языков, тюркских языков, введением в учебную программу лекций по тюркским языкам;
с образованием специальных специалистов, изучающих тюркские языки;
Для памятников Орхон-Енсейской, Таласской письменности характерно определение тюркского наследия.

Билет 11:
1. Алтайская эпоха развития тюркских языков:
эпоха Алтая. Это не совсем точная эпоха, не определяемая наукой. В древности тюркские тюки существовали в единстве с монгольским, тунгусо-манджурским, японским, корейским народами. В тюркологии Алтайский век формировался с середины века, когда теория алтайских языков". Его форматорами выступили немецкие ученые В. Шотт и М. Кастрен. . В 1730 году в Стокгольме в 1730 году офицер шведской армии Таберт Стралинберг опубликовал в Сибирской стране труд под названием «Северная и восточная часть Европы и Азии». В этой работе Стралинберг говорит, что тюркские, монгольские языки являются родственными языками, происходящими от одной основы, и называет их «алтайскими языками». Вышеизложенные немецкие ученые теоретизировали эту точку зрения Стралинберга и включили в состав данных языков угро-финский, самодийский языки, дав им название «урало-алтайские языки». Позже исследователи добавили корейский, японский языки к языкам, принадлежащим к этой языковой семье. Специалист по истории тюркских языков Н.А.Баскаков считает, что тюркский язык связан с монгольским, манджурским языками, среди которых имеются не только типологические, но и родственные. Так называемый алтайский язык тоже говорит об этом. А с угро-финским языком, то
есть Уральским языком, хотя близость между Алтайским языком не родственная, а типологическая. А тюрколог А. Н. Кононов отметил, что среди тюркских, монгольских, тюнгус-манджурских языков все лексическое и фонетико-грамматическое, но трудно надеяться, что оно будет известно не столько в силу близости, сколько в грядущем уаките, тем не менее, общие черты среди «алтайского языка» можно использовать при изучении истории тюркского языка говорит, что должен. Существует международный комитет алтаистики. Этот комитет ежегодно проводит совещание» Тюркская Интернациональная алтаистическая конференция".
2.различия между Западным и восточным языками хун:
В западной ветви:
а)замещение «д з т» на звук «й», например аяк, а не азак, адак, атах
б) дифференциация звуков б-п, д-т, з-с, г-к
в) много заимствованной лексики с арабского языка(иранских языков), а восточной ветви – много заимствований с монгольского языка.
г) более развитая структура сложного предложения и много союзов
В восточной ветви:
а) наличие чередующихся по отдельным языкам согласных з, д, т, вместо й западной ветви тюркских языков, например, в слове адак/азак вместо айак "нога"
в) слабая дифференциация или отсутствие дифференциации между глухими и звонкими согласными: д - т, б - п, к - г, с - з; каждая пара этих согласных рассматривается в языках восточной ветви как варианты одной и той же фонемы
г) отсутствие различения согласных фонем: в, h, которые, как правило, имеются в языках западной ветви.
3. языки в Кыпчак-булгарской группе:
кыпчакско-булгарская: а)древнее – западная алтын орда, б)современные – татарский и башкирский языки;(кул-қол, кил –кел)

Билет 12:
1. Понятие Алтайской гипотезы:
гипотеза, весьма популярная в конце XIX — начале XX веков. В рамках данной гипотезы предполагалось общее происхождение уральских и алтайских языков.
Гипотезу выдвинул в 1844 году Матиас Кастрен. В его терминологии «алтайская семья» включала финно-угорские языки, самодийские языки, тюркские языки, монгольские языки и тунгусо-маньчжурские языки.

Популярность гипотезы возросла после того, как А. Вамбери, предполагавший, что венгерский язык относился к тюркским (его гипотеза не предполагала включения венгерского языка в состав финно-угорских), опубликовал материалы своих поездок в Среднюю Азию с многочисленными лексическими параллелями между венгерским и тюркскими языками. В настоящее время большинство лексических параллелей, предложенных Вамбери, считается заимствованиями из тюркских языков в венгерский.
Позднее лингвисты предложили объединить в одну семью тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. В другую семью — уральскую — были объединены финно-угорские и самодийские.
Гипотеза основывалась на типологическом сходстве уральских и алтайских языков (и те, и другие являлись агглютинативными) и некотором — личных показателей глаголов и ряда морфем.(гипотеза устарела – ностратические языки)