Файл: Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат

по дисциплине (учебному курсу)
«Физическая культура и спорт»

(наименование дисциплины (учебного курса)

 

на тему: «Физическая культура и спорт в высшем

учебном заведении »

 

 



Студент



Н.Т.Муллоасенова

(И.О. Фамилия) 


 
(личная подпись)



Руководитель




Е.В. Лунькова

(И.О. Фамилия)

 

(личная подпись)

 

      

 

 
Оценка: _______________

          Дата: ________________

 

 

 

 

Тольятти 2021

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина, способствующая гармоничному развитию личности.

Организационно-правовые основы Физической культурыотражены в Федеральном законе № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Реализация основных положений Федерального закона в вузах осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОСВПО)примерной учебной программы по учебной дисциплине «Физическая культура».

Эти нормативные документы предусматривают проведение аудиторных (обязательных) занятий по предмету «Физическая культура» в вузах в объеме 400 учебных часов с возможностью увеличения занятий вне сетки учебного расписания до 1-2 часов в неделю.

К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие физкультурное образование.

К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

 

Физическая культура является базовой частью общей культуры общества и личности.

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физи́ческая культу́ра— часть культуры общества и личности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни посредством активного использования физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.


Функции физической культуры. Под функциями физической культуры понимаются присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Различают специфические и общие функции физической культуры.

Специфические функции физической культуры:

1. Общее развитие и укрепление организма.

2. Подготовка человека к профессиональной деятельности и защите Родины.

3. Удовлетворение физических и духовных потребностей в активном отдыхе.

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Общекультурные функции физической культуры: эстетическиенормативныеинформационные, общевоспитательные функции, а также функции социализации личности.

Организационная структура Физической культуры



I. Физическое воспитание (ФВ)

· ФВ в дошкольный период

· ФВ в школьный период

· ФВ в период обучения в вузе

· Физическая подготовка (ФП) в силовых структурах и т.д. (Вооружённые силы, пожарные, полиция и т.д.)

· ФВ в период трудовой деятельности

· ФВ в пенсионном возрасте.

 

Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями.

Цель ФВ – обеспечить физическую подготовленность человека к реализации им социально-значимых функций (профессиональной и другим видам деятельности).

Для достижения поставленной цели решаются специфические и общепедагогические задачи.

К специфическим задачам ФВ относятся:

1. укрепление и сохранение здоровья;

2. развитие физических качеств (выносливость, сила, быстрота, ловкость и т.д.);

3. формирование двигательных умений и навыков;

4. приобретение базовых знаний научно-практического характера;

5. совершенствование телосложения, гармоничное развитие физиологических функций;

6. сохранение высокого уровня общей работоспособности.

К общепедагогическим задачам ФВ относят задачи по формированию личности человека:

1. развитие нравственных качеств (трудолюбие и настойчивость, смелость и решительность, инициатива и находчивость);



2. развитие интеллекта;

3. развитие психомоторных функций.

Физическая подготовка – педагогический процесс направленный на развитие профессионально-важных физических и морально-психологических качеств.

Физическая подготовка, обеспечивает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных производственных факторов, (устойчивость к гипоксии – недостатку кислорода при работе в замкнутом пространстве, устойчивость вестибулярного аппарата при работе на высоте, устойчивость внимания и оперативного мышления, эмоциональную устойчивость и т.п).

II. Двигательная реабилитация – восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.).

Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др.

Формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедурызанятия урочного типа и др.

 

III. Физическая рекреация. Рекреативную физическую культуру, используют в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). К ней относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками).


IV. 
Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.


Спорт выступает как средство удовлетворения зрелищных запросов человека.

В настоящее время спорт подразделяется на: массовый спорт (спорт для всех); спорт высших достижений (олимпийский спорт).

Массовый спорт – представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Спорт высших достижений (олимпийский) – подразделяется на любительский спорт, профессиональный и коммерческий.

Спорт высших достижений – предполагает систематическую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Любительский спорт – часть спорта, деятельность человека, направленная на достижение максимально-возможных результатов в свободное от основной профессиональной деятельности время.


Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.



Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, умения и навыки. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в

двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности.


Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

Ø физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

Ø дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

Ø долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

Ø соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

Ø подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

Ø спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

Ø процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

Ø игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

Ø комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – познакомиться с ним.