Файл: Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
по дисциплине (учебному курсу)
«Физическая культура и спорт»
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему: «Физическая культура и спорт в высшем
учебном заведении »
Студент | Н.Т.Муллоасенова (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Руководитель | Е.В. Лунькова (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Оценка: _______________
Дата: ________________
Тольятти 2021
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина, способствующая гармоничному развитию личности.
Организационно-правовые основы Физической культурыотражены в Федеральном законе № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Реализация основных положений Федерального закона в вузах осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОСВПО), примерной учебной программы по учебной дисциплине «Физическая культура».
Эти нормативные документы предусматривают проведение аудиторных (обязательных) занятий по предмету «Физическая культура» в вузах в объеме 400 учебных часов с возможностью увеличения занятий вне сетки учебного расписания до 1-2 часов в неделю.
К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие физкультурное образование.
К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.
Физическая культура является базовой частью общей культуры общества и личности.
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физи́ческая культу́ра— часть культуры общества и личности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни посредством активного использования физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.
Функции физической культуры. Под функциями физической культуры понимаются присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Различают специфические и общие функции физической культуры.
Специфические функции физической культуры:
1. Общее развитие и укрепление организма.
2. Подготовка человека к профессиональной деятельности и защите Родины.
3. Удовлетворение физических и духовных потребностей в активном отдыхе.
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Общекультурные функции физической культуры: эстетические, нормативные, информационные, общевоспитательные функции, а также функции социализации личности.
Организационная структура Физической культуры
I. Физическое воспитание (ФВ)
· ФВ в дошкольный период
· ФВ в школьный период
· ФВ в период обучения в вузе
· Физическая подготовка (ФП) в силовых структурах и т.д. (Вооружённые силы, пожарные, полиция и т.д.)
· ФВ в период трудовой деятельности
· ФВ в пенсионном возрасте.
Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями.
Цель ФВ – обеспечить физическую подготовленность человека к реализации им социально-значимых функций (профессиональной и другим видам деятельности).
Для достижения поставленной цели решаются специфические и общепедагогические задачи.
К специфическим задачам ФВ относятся:
1. укрепление и сохранение здоровья;
2. развитие физических качеств (выносливость, сила, быстрота, ловкость и т.д.);
3. формирование двигательных умений и навыков;
4. приобретение базовых знаний научно-практического характера;
5. совершенствование телосложения, гармоничное развитие физиологических функций;
6. сохранение высокого уровня общей работоспособности.
К общепедагогическим задачам ФВ относят задачи по формированию личности человека:
1. развитие нравственных качеств (трудолюбие и настойчивость, смелость и решительность, инициатива и находчивость);
2. развитие интеллекта;
3. развитие психомоторных функций.
Физическая подготовка – педагогический процесс направленный на развитие профессионально-важных физических и морально-психологических качеств.
Физическая подготовка, обеспечивает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных производственных факторов, (устойчивость к гипоксии – недостатку кислорода при работе в замкнутом пространстве, устойчивость вестибулярного аппарата при работе на высоте, устойчивость внимания и оперативного мышления, эмоциональную устойчивость и т.п).
II. Двигательная реабилитация – восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.).
Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др.
Формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
III. Физическая рекреация. Рекреативную физическую культуру, используют в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). К ней относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками).
IV. Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Спорт выступает как средство удовлетворения зрелищных запросов человека.
В настоящее время спорт подразделяется на: массовый спорт (спорт для всех); спорт высших достижений (олимпийский спорт).
Массовый спорт – представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.
Спорт высших достижений (олимпийский) – подразделяется на любительский спорт, профессиональный и коммерческий.
Спорт высших достижений – предполагает систематическую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Любительский спорт – часть спорта, деятельность человека, направленная на достижение максимально-возможных результатов в свободное от основной профессиональной деятельности время.
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, умения и навыки. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в
двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:
Ø физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;
Ø дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
Ø долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;
Ø соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
Ø подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;
Ø спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
Ø процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
Ø игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
Ø комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – познакомиться с ним.