Файл: Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В структуреинтереса различают эмоциональныйпознавательный и поведенческийкомпоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства.

Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

Ø с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

Ø с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

Ø с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительноепассивно-положительноеиндифферентноепассивно-отрицательное и активно-отрицательноеотношения.

Эмоции – важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества:

упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности;


самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха;

сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи.

К волевым качествам относятся:

решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

 

Выполнение производственных заданий, связанных с автоматизацией, механизацией и высокой интенсивностью труда, сопровождается значительными нервно-эмоциональными нагрузками, большим напряжением умственных, психических и физических усилий, повышенными требованиями к координации и точности движений, высокой концентрацией внимания исполнителя. При этом, чем прогрессивнее техника и сложнее технология производства, тем более перечисленные выше способности нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании.

Использование средств и методов физической культуры и спорта в процессе подготовки специалистов по конкретным видам профессиональной деятельности, в процессе реабилитации (восстановления) потерянной трудоспособности, поддержании ее на высоком уровне, развитии и совершенствовании навыков и умений, а также в целях борьбы с утомлением и перенапряжением давно обоснованно с научных и методических позиций. Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно лишь при хорошем состоянии здоровья, характеризующемся большими резервными возможностями организма человека, и высокой работоспособности.

Подготовка каждого молодого специалиста в условиях вуза, его уровень физической, функциональной, психофизиологической подготовленности для предстоящей профессиональной деятельности становиться его «визитной карточкой» и приобретает не только личное, но и социально-экономическую значимость.



О тесной связи физической культуры с трудовой профессиональной деятельностью можно судить по целому ряду понятий, которые одновременно входят в структуру понятий физической культуры и характеризуют те или иные элементы и уровни профессиональной работоспособности. К ним, в частности относятся: трудоспособность, адаптационные возможности организма, физические и психофизические качества и способности, стрессоустойчивость, двигательные умения и навыки, функциональные возможности, здоровье и др.

Взаимосвязь физической культуры с трудовой профессиональной деятельностью имеет глубокие исторические корни. Такие современные виды спорта, как бег, прыжки, метания копья, плавание, толкание ядра и т.д. своим возникновением во многом обязаны подготовкой первобытного человека к своему труду. Репетиции охоты на крупного зверя, другие подобные действа явились первым историческим опытом занятий физическими упражнениями для подготовки к эффективному труду. С естественной точки зрения рассматриваемая взаимосвязь обусловлена объективным единством функций организма, задействованных как в процессе труда, так и в занятиях физическими упражнениями.

Психофизиологические функции, от уровня развития которых зависит процесс формирования специфических для конкретной профессиональной деятельности навыков и умений, а также успешность профессионального труда в целом, принято считать ключевыми профессионально значимыми функциями. Уровень развития этих функций определяет функциональные резервы организма. Степень развития ключевых профессионально значимых функций проверяют, как правило, в ходе тестирования при приеме на работу или при переаттестации.

Общепризнанны закономерности, подтверждающие прямую связь между занятиями физическими упражнениями и спортом в становлении профессионально важных физических качеств, психофизиологических функций и характерологических особенностей личности специалиста. К примеру, в перечне профессий США, включающем более двух тысяч специальностей, даются рекомендации для каждой из них по занятиям тем или иным видом спорта или системой физических упражнений. Для повышения профессионализма в ряде специальностей имеет место прямой перенос двигательных навыков и физических качеств отдельных видов спорта (например: навыки и умения монтажника-высотника развиваются и совершенствуются в занятиях альпинизмом и спортивной гимнастикой; для летчика акробатика, прыжки на батуте; для штурмана – спортивное ориентирование и т.п.).


При интенсивной и длительной работе всегда в той или иной степени возникает утомление. Оно может быть физическим, умственным, сенсорным, эмоциональным, локальным или общим, иметь различный уровень, вплоть до переутомления или запредельного торможения. Занятия физической культурой позволяют существенно повысить, поддержать или восстановить профессиональную работоспособность, противостоять утомлению.

Занятия физическими упражнениями и спортом повышают устойчивость организма к действиям неблагоприятных факторов профессионального труда (умственного и нервного перенапряжения, монотонии, переохлаждения и перегревания, вибрации, радиоактивности, гипоксии, укачивания, воздействия токсинов и т.п.) путем, прежде всего формирования нового уровня адаптивных возможностей.

Каждый человек, выбирая себе профессию, должен задуматься о необходимости готовить себя к ней. Путь для достижения высокого уровня профессионализма, развития необходимых качеств и способностей неизменно лежит через регулярные занятия физической культурой и спортом.

Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

 


Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, физическая культура является одним из предметов гуманитарного цикла дисциплин. Причем в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин на дисциплину «Физическая культура» выделяется 408 аудиторных (обязательных) часов. Обязательный курс физического воспитания может дополняться дисциплинами по выбору с указанием видов спорта или систем физических упражнений, а также факультативными занятиями 1-2 часа в неделю во внеурочное время на всем протяжении обучения. По всем направлениям магистерской подготовки предусматривается возможность заниматься под руководством преподавателя в объеме 2-4 часов в неделю. Для студентов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения и экстерната учебные занятия по физической культуре проводятся в разнообразных ее формах с учетом желания студентов, но не менее 10 аудиторных часов за время обучения.


Чтобы достичь цели физического воспитания – сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

Ø понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

Ø знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

Ø формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Ø овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

Ø обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;


Ø приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Для контроля развития физической, функциональной подготовленности, и учета теоретических и методико-практических знаний в каждом учебном семестре предусматривается тестирование физической и функциональной подготовленности, а также проверка теоретических знаний.

С целью осуществления контроля за состоянием здоровья студентов в период их занятий физической культурой ежегодно предусматривается проведение медицинских обследований, по результатам которых студенты распределяются на медицинские группы.

В настоящее время студенты вузов, занимающиеся физической культурой, по состоянию здоровья распределяются на три медицинские группы:

основную(практически здоровые, допускающиеся к сдаче всех нормативов);

подготовительную(лица со слабым физическим развитием, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья функционального характера, занимающиеся вместе с основной, но с удлиненными сроками сдачи норм);

специальную(лица, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания, которые допускаются лишь к занятиям лечебной физической культурой).

В вузе может быть организовано спортивное отделение